1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Итоговая аттестация выпускников колледжа является обязательной.
1.2. Целью итоговой аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников колледжа Федеральному государственному образовательному стандарту начального профессионального образования в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования) с учетом требований работодателей.
1.3. К итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования,предусмотренные курсом обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом колледжа, которые включают в себя: систему индивидуальных образовательных достижений в части освоения учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей; квалификацию как систему освоенных компетенций, т.е. готовность к реализации основных видов профессиональной деятельности. По итогам аттестации производится выдача документа государственного образца об уровне образования и квалификации.
2 СОСТАВ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ И ЕЕ ФУНКЦИИ
2.1. Итоговую аттестацию выпускников осуществляет аттестационная комиссия, состав которой формируется колледжем по каждой основной профессиональной образовательной программе.
2.2. Аттестационная комиссия формируется из представителей общественных организаций, педагогических работников и мастеров производственного обучения аттестуемой группы выпускников, а также специалистов объединений, предприятий, организаций и учреждений – заказчиков рабочих кадров и специалистов отрасли.
2.3. Аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность аттестационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
2.4. Председатель аттестационной комиссии колледжа утверждается приказом из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование и являющихся специалистами соответствующего профиля (не из числа работников колледжа). Директор колледжа является заместителем председателя государственной аттестационной комиссии. В случае организации нескольких государственных аттестационных комиссий заместителем председателя государственной аттестационной комиссии может быть назначен заместитель директора. Состав аттестационной комиссии утверждается приказом директора колледжа.
2.5. Основными функциями аттестационной комиссии являются:
• комплексная оценка уровня подготовки выпускника и его соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования;
• принятие решения о присвоении уровня квалификации по результату итоговой аттестации и выдаче выпускнику соответствующего документа о полученном образовании;
• подготовка рекомендаций по совершенствованию качества профессионального обучения рабочих на основе анализа результатов итоговой аттестации выпускников колледжа.
2.6. Решение государственной аттестационной комиссии принимается на закрытом заседании простым голосованием членов комиссии, участвующих в заседании (при равном числе голосов голос председателя является решающим).
2.7. Заседания государственной аттестационной комиссии протоколируются. Протоколы подписываются председателем и всеми членами комиссии.
2.8. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении квалификации и выдаче соответствующего документа об образовании выпускникам, прошедшим итоговую государственную аттестацию объявляется приказом директора колледжа.
2.9. Аттестационная комиссия руководствуется в своей деятельности федеральным государственным образовательным стандартом НПО по профессии в части Государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по конкретной профессии и специальности, квалификационными требованиями в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016 – 94 и настоящим локальным актом.
3 СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
3.1. Предметом итоговой аттестации выпускников колледжа являются ключевые общие и профессиональные компетенции и требования работодателей: работа с профессионально-ориентированной информацией; организация профессиональных коммуникаций; решение профессиональных задач; проектирование профессиональной карьеры; осуществление социально-профессионального самообразования.
3.2. Необходимым условием допуска к итоговой аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест производственной практики.
3.3. Итоговая аттестация выпускников включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются колледжем на основании порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России.
3.4. Перечень работ, входящих в состав итоговой аттестации выпускников в рамках профессиональной образовательной программы, сроки выполнения экзаменационных работ устанавливаются согласно действующему учебному плану.
3.5. Для выполнения выпускной практической квалификационной работы по профессии разрабатывается график проведения, который утверждается директором колледжа.
3.6. Перечень и содержание практических квалификационных работ, критерии оценок составляются мастерами производственного обучения с участием преподавателей профессионального цикла под руководством старшего мастера. В перечень включаются работы, характерные для данной профессии и для предприятий данной отрасли региона.
3.7. Выпускная практическая квалификационная работа состоит из самостоятельного выполнения аттестуемыми практического задания. Выпускники по совмещенным профессиям выполняют практические работы по каждой профессии отдельно. Для выполнения практической работы выдается наряд-задание.
3.8. Для объективной оценки выполнения выпускной практической квалификационной работы используются технические условия и критерии оценок. При оценке практической работы учитывается качество выполненной работы, точность соблюдения заданного технологического режима и правил безопасного труда, правильность выполнения трудовых приемов, умение пользоваться оборудованием, инструментами, приспособлениями, нормативно–технологической документацией, выполнение норматива времени, умение применить полученные знания на практике. Работа проверяется и оценивается непосредственно в день окончания. В случаях, когда выпускная практическая квалификационная работа заключается в обслуживании промышленных агрегатов, производственных участков и т.п., оценка ее производится путем наблюдения за выполнением аттестуемым технологических операций в сочетании с устным опросом его по ходу работы.
3.9. Аттестуемым, отлично успевающим по учебной и производственной практикам, учебным дисциплинам общепрофессионального и профессионального циклов, может быть выдано задание на выпускную практическую квалификационную работу, которое требует более высокого уровня квалификации, чем предусмотренный квалификационной характеристикой.
По итогам проведения выпускной практической квалификационной работы составляются следующие документы:
• наряд на выполненную работу, который подписывает представитель предприятия-заказчика кадров, члены аттестационной комиссии и аттестуемый;
• итоговая ведомость с оценками по каждой проверке;
• ведомость проведения выпускной практической квалификационной работы;
• письменный отчет аттестуемого о выполнении практической работы по профессиям (вместо наряда).
3.10. Письменная экзаменационная работа должна соответствовать тематике выпускной практической квалификационной работы.
3.11. Задание на письменную экзаменационную работу должно содержать информацию одного или нескольких профессиональных модулей, включающую вопросы на определение соответствия объема знаний, умений и практического опыта аттестуемого требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и квалификационной характеристики. Задания разрабатываются преподавателями специальных дисциплин при участии мастеров производственного обучения и, после одобрения предметно-цикловой методической комиссией, утверждаются заместителем директора колледжа по НПО.
3.12. Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной работы, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
3.13. Предметная (цикловая) комиссия создает условия для выполнения работ, обеспечивая выпускников необходимым оборудованием, приборами, материалами, специальной литературой и т.п.
3.14. Письменная экзаменационная работа должна содержать описание разработанного технологического процесса выполнения практической квалификационной работы и краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, а также параметров и режимов ведения процесса. При необходимости, кроме описательной части, может быть представлена и графическая часть. Объем работы не должен превышать 15-25 страниц текста и двух листов чертежей (формата А4). По необходимости работу можно дополнить приложениями.
3.15. При выполнении письменной экзаменационной работы аттестуемый вправе проконсультироваться с соответствующими преподавателями, мастерами производственного обучения, работниками предприятий.
3.16. Основные этапы выполнения письменной экзаменационной работы:
- выбор темы;
- подбор и изучение литературы;
- составление плана письменной экзаменационной работы;
- составление плана-графика выполнения письменной экзаменационной работы;
- написание письменной экзаменационной работы;
- представление ее руководителю, получение отзыва и устранение указанных в ней замечаний;
- рецензирование письменной экзаменационной работы.
3.18. Выпускник обязан регулярно посещать консультации руководителя в соответствии с планом-графиком выполнения письменной экзаменационной работы, представлять ему материал, согласовывать содержание и ход выполнения, устранять указанные руководителем недостатки.
3.19. При оценке письменной экзаменационной работы учитывается умение аттестуемого самостоятельно осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, выбрать оптимальную технологию, произвести необходимые расчеты, подобрать соответствующее оборудование, инструмент.
3.20. Письменная экзаменационная работа должна быть выполнена аттестуемым и оценена руководителем до начала итоговой аттестации не позднее, чем за один месяц до собеседования с аттестуемым на заседании аттестационной комиссии. Руководитель при оценке письменной работы записывает также ее краткую мотивировку (рецензию на работу).
Оцененные экзаменационные письменные работы хранятся в колледже, а за два-три дня до заседания аттестационной комиссии выдаются аттестуемым для подготовки к собеседованию.
3.21. Структура письменной экзаменационной работы включает в себя:
- титульный лист;
- задание на письменную экзаменационную работу;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованной литературы;
- отзыв о выполнении письменной экзаменационной работы.
3.22. Письменная экзаменационная работа оформляется в соответствии с требованиями ЕСТД и ЕСКД на листах формата А4 (210х297 мм)
3.23. Письменная экзаменационная работа сдается в одном экземпляре и должна быть представлена в папке.
3.24. Письменная экзаменационная работа должна быть выполнена в компьютерном виде.
3.25. Текст размещается только на одной стороне листа, абзацный отступ 1,25 см.
3.26. Шрифт Times New Roman - 14, интервал полуторный.
3.27. Поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее 20 мм, нижнее – 35 мм.
3.28. Нумерация страниц внизу страницы справа.
3.29. Для оформления письменных экзаменационных работ профессий технического профиля используется рамка.
3.30. Разделы имеют заголовки. Заголовки разделов оформляются по центру жирным шрифтом прописными буквами, подразделы с абзацного отступа жирным шрифтом. Заголовки не подчеркиваются, точка в конце не ставится.
Между заголовком и текстом оставляется одна строка для его выделения.
3.31. Каждый раздел начинается с новой страницы.
3.32. В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где" без двоеточия после него.
3.33. Слово "Таблица" указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова "Продолжение таблицы" с указанием номера таблицы. В таблицах допускается изменение размера шрифта.
3.34. Изложение основного текста письменной экзаменационной работы должно быть последовательным, логичным, кратким, не допускающим неоднозначных толкований. Сокращения, за исключением установленных ГОСТом, в тексте не допускаются.
4 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
(ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
4.1. Колледж не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации доводит до сведения аттестуемых конкретный перечень выпускных практических квалификационных и письменных экзаменационных работ, входящих в состав итоговой аттестации.
4.2.Допуск выпускников к итоговой аттестации рассматривается на заседании Педагогического совета колледжа.
4.3. Выпускная аттестационная комиссия на своем заседании:
• рассматривает оценки итоговой аттестации и итоговые оценки успеваемости каждого аттестуемого по всем учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам реализуемой программы профессионального образования, полноту выполнения учебного плана, результаты выполнения практической работы, оценку письменной экзаменационной работы, производственную характеристику и другие материалы, характеризующие аттестуемого по требованию членов комиссии;
• проводит защиту каждого аттестуемого по выполнению им практической и письменной экзаменационной работ;
• проводит собеседование с аттестуемым в пределах требований Федерального государственного образовательного стандарта НПО реализуемой программы профессионального образования, квалификационной характеристики для уточнения достигнутого аттестуемым уровня профессиональной компетентности по избранной профессии;
• по итогам собеседования комиссия выставляет каждому выпускнику оценку за устный ответ, принимает решение о присвоении квалификации по профессии (профессиям) с выдачей соответствующего документа государственного образца об уровне образования и квалификации.Заседание комиссии протоколируется.
4.4. Заседания аттестационной комиссии проводятся в специально подготовленных помещениях, оснащенных наглядными и иными пособиями, приборами, инструментом и т.п.
4.5. Степень квалификации, более высокая, чем предусмотренная реализуемой программой профессионального образования, присваивается выпускнику, выполнившему в установленный срок и с должным качеством практическую работу по разряду, выше установленного, получившему отличную оценку за письменную экзаменационную работу и имеющему отличную производственную характеристику.
4.6. Установленный государственный документ об образовании с отличием выдается выпускнику, получившему отличную оценку за выпускную итоговую аттестацию, а также имеющему итоговые оценки «5» по учебной и производственной практике, междисциплинарным курсам, и не менее чем по 75% теоретических дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам «4».
4.7.Выпускникам, не прошедшим итоговую аттестацию в полном объеме и в установленные сроки по уважительным причинам, колледжем может быть назначен другой срок ее проведения или их аттестация может быть отложена до следующего периода работы аттестационной комиссии.
4.8.Итоговую выпускную аттестацию не засчитывают в случаях, когда аттестуемый:
• допустил брак при выполнении практической работы (не выполнены технические требования);
• не уложился в норму времени (выработки) при выполнении практической работы;
• не выполнил или получил неудовлетворительную оценку за письменную экзаменационную работу;
• не выполнил установленных производственных показателей в последний месяц производственной практики по профессиям, связанным с обслуживанием промышленных агрегатов, производственных участков и т.п.;
• при защите показал знания и умения ниже минимального уровня, предусмотренного Федеральным государственным образовательным стандартом, образовательной программой и квалификационной характеристикой.
4.9.Выпускники, не допущенные к итоговой аттестации или не сдавшие ее, подлежат отчислению (с выдачей соответствующей справки).
4.10.Выпускники, не сдавшие выпускную итоговую аттестацию, вправе аттестоваться повторно, но не ранее, чем через 6 месяцев.
4.11.Допуск к повторной итоговой аттестации разрешает директор колледжа на основании личного письменного заявления выпускника с приложением положительной производственной характеристики.
4.12.Выпускники, не прошедшие всех аттестационных испытаний по неуказанным в настоящем Положении причинам, отчисляются из колледжа с выдачей им справки установленного образца, в которой указывается период обучения, перечень изученных предметов и полученные по ним оценки.
4.13.По окончании итоговой аттестации Педагогический совет колледжа рассматривает ее итоги и принимает решение о выпуске.
4.14.Протоколы итоговой аттестации выпускников и сводные ведомости итоговых оценок по изученным предметам хранятся постоянно в архиве.






