Субъекты маркетинга
Главными субъектами маркетинга выступают:
- производители и обслуживающие организации;
- оптовые и розничные торговые организации;
- специалисты по маркетингу;
- различные потребители;
- конкуренты.
Основную группу элементов системы маркетинга — ее субъектов - составляют поставщики, производители, посредники, конкуренты, потребители.
Производитель или обслуживающая организация — это компания или человек, выпускающие товары или услуги.
Конечный потребитель — семья или человек, покупающие товары 'или услуги для личного, семейного или домашнего потребления.
Организации-потребители — компании или частные лица, приобретающие товары или услуги для использования в своей деятельности.
Оптовая торговля — организация или люди, приобретающие продукцию для перепродажи ее розничной торговле и/или промышленным организационным и коммерческим потребителям.
Специалисты по маркетингу — организация или люди, специализирующиеся на конкретных маркетинговых функциях.
|
|
Розничная торговля — организация или люди, деятельность которых связана с продажей товаров и услуг конечным потребителям.
Конкуренты — группы лиц или организаций, поставляющих на рынок аналогичные товары и услуги.
Субъектами маркетинга выступают все субъекты рынка, а не только производители и фирмы-посредники. Особую роль среди субъектов маркетинга играет личность потребителя. Вокруг личностного выбора каждого потребителя встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга.
Как правило, центральный субъект — личность — самый мало информированный субъект в маркетинге по сравнению с остальными участниками. Поэтому именно личность — потребитель (в том числе потенциальный) — должна быть в центре внимания информационных потоков и коммуникаций, других маркетинговых усилий и мероприятий, а также обязательным и уважаемым участником всех сделок в данной сфере.
С учетом данного обстоятельства определяются значимость и роли других потребителей продукции и услуг, среди которых — фирмы, предприятия, учреждения и организации, включая и органы государственного управления, выступающие в этом качестве. Будучи промежуточным (а не конечным) потребителем, они формируют более или менее организованный спрос на услуги или товары и предъявляют его на рынке. За организациями - потребителями товаров и услуг остаются такие функции, как:
Ø информирование учреждений и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;
Ø установление особых требований к качеству услуг и товаров и к своим будущим работникам с позиции профессиональных и должностных требований;
|
|
Ø полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги и товары.
Ø Все субъекты заинтересованы в проведении маркетинговых исследований. Рассмотрим функции службы маркетинга предприятия.
Служба маркетинга на предприятии
Каждое предприятие создает отдел (службу) маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению маркетинговых целей:
- выявление неудовлетворенного спроса;
- географическое расширение рынка;
- выявление новых сегментов и ниш рынка;
- анализ конкурентов;
- увеличение прибыли и т. д.
Основной специалист маркетинговой службы - маркетолог — специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие предприятия (организации) в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия (организации), который:
· осуществляет анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде;
· исследует рынок, его конъюнктуру, потребности и спрос, их динамику;
· в соответствии с этим определяет стратегии предприятия в условиях конкуренции;
· готовит предложения по развитию товарного ассортимента;
· определяет ценовую политику;
· выбирает каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт товара;
· формирует коммуникационную (информационную) политику;
· принимает участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования;
· определяет эффективность маркетинговой деятельности.
Деятельность маркетолога направлена на обеспечение взаимодействия служб предприятий различных организационно-правовых форм в целях эффективной деятельности на рынке с учетом требований потребителя, внутренних возможностей предприятия, отраслевой специфики, технологии, организации производства, эффективного природопользования.
Объектами профессиональной деятельности маркетолога выступают
o предприятия;
o коммерческие организации различных организационно-правовых форм отраслей народного хозяйства;
o некоммерческие организации и объединения, требующие профессиональных знаний в области маркетинговой деятельности.
Основные функции службы маркетинга:
- информационно-аналитическая деятельность:
Ø организация и непосредственное участие в проведении комплексных исследований национальных и международных товарных рынков с целью получения информации для принятия управленческих решений;
Ø изучение конъюнктуры рынка;
Ø проведение ранжирования рынков по определенным критериям и выбор наиболее перспективных целевых рынков и т. д.;
- сбытовая деятельность:
Ø разработка стратегий сбыта;
Ø выбор каналов распределения, организация системы товародвижения и продаж;
Ø проведение целенаправленной товарной политики и т. д.;
- экономико-управленческая деятельность, в том числе проектно-
плановая:
Ø участие в разработке и экономическом обосновании оперативных и стратегических планов деятельности предприятия на национальном и международных рынках;
Ø участие в проведении финансово-экономического анализа функционирования.
Объекты маркетинговой системы
К объектам маркетинговой системы относятся: нужда, потребность, удовлетворение, сделка, спрос, предложение, квалификация, благосостояние, деятельность.
Нужда - это испытываемое индивидуумом чувство нехватки чего-либо, необходимости в чем-либо.
Нужды могут быть разделены на:
- физиологические (пища, одежда, жилье, тепло, безопасность);
|
|
- социальные (духовная близость, влияние, привязанность);
- личные (знания, самовыражение, самореализация).
Человеческие нужды порождаются внешними либо внутренними факторами. Удовлетворение нужд происходит в рамках жизнедеятельности человека, в том числе в специфической социальной сфере — системе рыночных отношений. Осознанное чувство нужды порождает в сознании субъекта представление образов товара (сущего) либо определенных действий (услуги), посредством которых данный субъект, по его представлению, способен удовлетворить эту конкретную нужду. Нужда, связанная с личностью индивидуума, формирует конкретную потребность.
Потребность — это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню и личности индивида. Прогресс общества способствует развитию потребностей его членов. В свою очередь, производители предпринимают целенаправленные действия по созданию товаров и продуктов, способных удовлетворять эти потребности, а также стимулированию желания приобретать их. Потребности людей практически безграничны, а вот возможности для их удовлетворения ограничены.
Выделяют следующие виды потребностей:
- физиологические потребности;
- потребность в самосохранении;
- социальные потребности;
- потребность в самоутверждении;
- потребность в самопознании.
Запрос представляет собой потребность, подкрепленную покупательной способностью. Запросы конкретного общества или региона в конкретный момент времени могут быть определены с той или иной степенью точности.
Товар — все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Все товары, удовлетворяющие нужду, называются товарным ассортиментом выбора. По мере развития общества увеличиваются и расширяются потребности его членов. Отдельные из них становятся настолько актуальными, что побуждают (мотивируют) человека искать пути и способы удовлетворения этих потребностей.
|
|
Одинаковые или схожие потребности различных людей, уровней нужд, образов товаров (услуг) и соответствующих стандартов формируют потребительские группы.
Спрос — это количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести в течение определенного периода времени. Он объединяет всех покупателей и состоит из двух элементов — потребностей и денежных средств покупателей.
Количество приобретаемых потребителями товаров зависит от уровня их доходов и рыночных цен. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и наоборот, чем ниже его рыночная цена, тем больше будет куплено (при прочих равных условиях) единиц товара. Понижающиеся цены приносят новых покупателей. Повышение цены какого-либо товара сопровождается сокращением его потребления и заменой другим товаром.
С этой точки зрения выделяют следующие виды спроса:
Вид спроса | Характеристика спроса | Вид маркетинга и его задачи |
Отрицательный | Недооценка товара | Конверсионный 1. Анализ причин невосприятия товара 2. Модернизация товара 3. Снижение цен 4. Активное стимулирование |
Отсутствующий | Незаинтересованность в товаре, безразличие к нему | Стимулирующий Разъяснение преимуществ использования товара |
Скрытый (потенциальный) | Существующие нужды не могут быть удовлетворены имеющимися на рынке товарами | Развивающий 1. Определение потенциально го спроса 2. Создание соответствующих товаров и услуг |
Падающий | Снижение интереса со стороны потребителей и сокращение объемов продаж | Ремаркетинг 1. Анализ причин падения спроса 2. Поиск новых секторов рынка 3. Модернизация товара 4. Изменения в рекламе |
Нерегулярный | Временные колебания спроса | Синхромаркетинг 1. Гибкое ценообразование 2. Поддержание качества товара 3. Изучение потребительских предпочтений |
Полноценный | Предложение удовлетворяет спрос, товарооборот стабильный | Поддерживающий 1. Поддержание качества товара 2. Изучение потребительских предпочтений |
Чрезмерный | Спрос превышает предложение | Демаркетинг 1. Повышение цен 2. Сокращение сопутствующих услуг 3. Сокращение рекламной кампании |
Нерациональный (иррациональный) | Потребление товаров, наносящих вред здоровью и (или) окружающей среде | Противодействующий 1. Антиреклама 2. Повышение цен |
Предложение в маркетинговой системе определено прежде всего количеством предлагаемого на рынке товара (услуги). Предложение в рамках сделки соотносит потребительскую группу с профессиональной группой. Понятно, что существует некоторый оптимум соотношений этих двух категорий. То есть соотношение нужд и потребностей на определенном уровне, квалифицируемом как потребительская группа, соответствует квалификации производителя как специалиста, соотнесенного по определенным критериям к своей профессиональной группе.
В то же время предложение соотносит стандарт возможного товара (образа) с возможным вознаграждением (заработной платой) производителя. Чем выше эталон модели предлагаемого товара (услуги), тем выше должна быть квалификация, следовательно, и вознаграждение (заработная плата) производителя.
Таким образом, предложение в маркетинговой системе соотносит, с одной стороны, стандарт товара (услуги) с заработной платой (вознаграждением); с другой — потребительскую группу, к которой отнесен потребитель по определенным характеристикам, с профессиональной группой производителя.
Услуга — это мероприятия или выгода, которые одна сторона предлагает другой и которые неосязаемы и не приводят к возникновению права собственности на что-либо.
Услуги разнообразны и разнородны, в силу чего рынок услуг распадается на более узкие составные рынки.
В услуги обычно включают:
ü транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение;
ü бытовые, жилищные и коммунальные услуги;
ü финансы, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство;
ü а также информационно-консультационные, юридические, биржевые и посреднические услуги;
ü операции с недвижимостью, аренду оборудования (лизинг);
ü услуги по изучению рынка, организации маркетинговой деятельности, контролю за качеством;
ü послепродажный сервис и др.
Услуги обладают четырьмя основными качествами:
неосязаемость — их нельзя "потрогать", хранить, упаковывать или перевозить;
несохраняемость — услуги нельзя хранить с целью последующей реализации;
неотделимость от источника. Контакт с потребителями — неотъемлемая часть предоставления многих видов услуг;
непостоянство качества. Обусловлено тем, что качество услуг во многом зависит от квалификации работника. Изменения качества могут вызываться настроением специалиста или неспособностью клиента четко изложить свои потребности в услугах.
Существует три основных подхода к продвижению услуг:
ü создание материального образа услуги;
ü формирование ассоциативной связи услуги с осязаемым объектом;
ü "продажа" компетентности и квалификации персонала.
В отношениях между производителем и потребителем в сфере услуг важна роль межличностного общения. Это подтверждается многочисленными исследованиями, когда неизменно выяснялось, что в сфере услуг больше требуется личностного участия персонала, контактов и получения информации от потребителей, чем это необходимо при реализации товаров. Поэтому одно из основных направлений формирования стратегических конкурентных преимуществ — предоставление услуг более высокого качества по сравнению с конкурирующими аналогами. Ключевым моментом здесь является предоставление таких услуг, которые удовлетворяли бы и даже превосходили ожидания целевых клиентов.
На основе проводимых исследований были выявлены следующие показатели качества услуг:
ü доступность: услугу легко получить в удобном месте, в удобное время, без излишнего ожидания ее предоставления;
ü коммуникабельность: описание услуги выполнено на языке клиента и является точным;
ü компетентность: обслуживающий персонал обладает требуемыми навыками и знаниями;
ü обходительность: персонал приветлив, заботлив, относится к клиенту с уважением;
ü доверительность: на компанию и ее служащих можно положиться, поскольку они действительно стремятся удовлетворить любые запросы клиентов;
ü надежность: услуги предоставляются аккуратно и на стабильном уровне;
ü отзывчивость: служащие отзывчивы и творчески подходят к решению проблем и удовлетворению запросов клиентов;
ü безопасность: предоставляемые услуги не несут с собой никакой опасности или риска, и не дают повода для каких-либо сомнений;
ü осязаемость: осязаемые компоненты услуги верно отражают ее качество;
ü знание клиента: служащие стараются как можно лучше понять нужды клиента и каждому из них уделяют должное внимание.
Рынок в маркетинговом понимании — это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов; место, где совершаются сделки. Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд доказывают свою социальную значимость, приобретают признание у потребителей. В современном обществе рынок не обязательно имеет физическое месторасположение. Для демонстрации товара, его рекламы, получения заказов широко используются современные средства коммуникаций без физических контактов с покупателями (например электронные биржи, торговля в Интернете).
Потребительский рынок (рынок товаров народного потребления) — совокупность отдельных лиц и домохозяйств, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.
Рынок производителей (рынок товаров производственного назначения) — совокупность физических лиц, организаций и предприятий, приобретающих товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства других товаров и услуг.
Рынок посредников (промежуточных продавцов) — предприятия, организации и физические лица, приобретающие товары и услуги для дальнейшей перепродажи их с целью получения прибыли.
Рынок государственных учреждений — государственные организации и учреждения, которые приобретают товары и услуги для осуществления своих функций.
Международный рынок — потребители товаров и услуг, находящиеся за пределами данной страны (включает физических лиц, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения).
С точки зрения географического положения можно выделить:
местный рынок — рынок, включающий один или несколько районов страны;
региональный рынок — рынок, охватывающий всю территорию данного государства;
мировой рынок — рынок, включающий страны всего мира.
Важная характеристика рынка — соотношение между предложением и спросом на данный товар. С учетом последнего фактора говорят о рынке продавца и рынке покупателя.
На рынке продавца свои условия диктует продавец. Это возможно тогда, когда существующий спрос превышает имеющееся предложение. При таких условиях продавцу нет смысла исследовать рынок, его продукция все равно найдет сбыт, а в случае проведения исследования он понесет дополнительные затраты.
На рынке покупателя свои условия диктует покупатель. Такое положение заставляет продавца тратить дополнительные усилия по реализации своего товара, что является одним из стимулирующих факторов реализации концепции маркетинга.
Объем рынка маркетинговых исследований в России в 2001 г. составлял примерно 3% от объема рынка рекламы и примерно 0,3—0,4% от объема мирового рынка маркетинговых исследований. Наибольшую долю в маркетинговых исследованиях занимает рынок продуктов питания. Он продолжает оставаться главным объектом исследования и составляет более 50%. К числу "призеров" по масштабам исследований относятся также лекарственные средства и препараты медицинского назначения, включая "пара-фармацевтику" и средства личной гигиены. Повышенное внимание именно к этим товарам потребления связано, очевидно, с насыщенностью соответствующих сегментов рынка и особо высокой концентрацией производителей и посредников.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задание 1. Прочитайте выдержку