А литература Астафьев. Урок – лекция. «Конь с розовой гривой»

Вот мы и подошли к теме и задаче нашего урока. Нам предстоит выяснить, что жизнь и судьба человека во многом зависит от воспитания. Как тебя воспитали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и пойдёшь по жизни.

Но бывает и так, что подросток поддаётся влиянию приятелей. В такой ситуации гораздо труднее проконтролировать свои поступки, подумать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания тебе и другим. Эти и другие вопросы поднимает в своих детских рассказах писатель В.П.Астафьев, творчеству которого мы посвящаем урок.

«Сладость бабушкиного пряника» - так звучит тема урока. Читая, анализируя рассказ «Конь с розовой гривой», мы должны ответить на вопросы:

1. Что заставило главного героя рассказа Витю совершить некрасивый поступок?

2. Как он ведёт себя после этого, что чувствует?

3. Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»?

  1. Слово учителя о писателе В.П.Астафьеве.

В.П.Астафьев был честный, чуткий, непримиримый ко лжи и злу, требовательный к себе человек. «И понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро… Оно доброе добро, оно существует для того, чтобы легче было жить людям, оно очищает человека». С такой позицией писателя нельзя не согласиться.

Каков же жизненный путь писателя?

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что в Сибири, на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. В 7 лет мальчик потерял мать – она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. (Боны – плавучие ограждения и заграждения на реке, озере). В.Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Всё ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна.

Дальше – сиротский дом. Здесь добрые, умные учителя пробудили в нём интерес к писательству. А тут грянул 1941 год. Весной 1943 года рабочий Астафьев уже на фронте, на передовой. Воинское звание – рядовой. И так до самой победы: шофёр, артразведчик, связист.

После войны Астафьев сменил много профессий. С 1951 года начал заниматься литературным трудом. Создал немало книг. Среди них такие, которые нельзя не любить – «Царь – рыба», «Последний поклон», «Конь с розовой гривой». Верю, что в будущем они станут и вашими любимыми книгами.

Вы видите (на слайде) дом бабушки Екатерины Петровны. «Дом моего детства», как называл его писатель, куда неизменно устремлялась его душа. Главная книга жизни Виктора Петровича – «Последний поклон» - посвящена этому дому, «где как в хорошей избе он собрал и бережно воскресил прекрасную страницу своего детства, а с нею и всю свою родню, благодаря которой у него и в сиротстве была прекрасная семья, древо рода, где он был не чужой ветвью» (В.Курбатов).

В 1957 году В.П.Астафьев начинает цикл рассказов от 1-го лица о собственном детстве. Основная тема многих его детских рассказов – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на жизнь человека, изменить его. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», - как раз один из таких.

  1. Учитель: К уроку нами прочитан рассказ «Конь с розовой гривой»; проделана большая исследовательская работа в группах, которая поможет нам разобраться в проблемах, поднятых автором в рассказе; выполнены индивидуальные задания; приготовлены рисунки, где вы воплотили своё видение описанных событий.
  2. Анализ рассказа «Конь с розовой гривой».

1. Кто герои рассказа?

(Мальчик Витя и левонтьевские ребятишки.)

2. По характеру, по поступкам эти ребятишки одинаковые или разные?

(Они разные.)

3. А как вы думаете, почему?

(Они воспитывались в разных семьях, и их воспитывали по-разному.)

4. Расскажите, как и чему воспитывали Витю в семье бабушки и дедушки?

 

Витя, главный герой рассказа, воспитывался бабушкой и дедушкой. Он сирота. Мать у него утонула, об отце ничего неизвестно. Рос мальчик без родителей, видимо, с раннего возраста, потому что о матери он вспоминает, только когда пьяный сосед Левонтий начинает его жалеть: «Мать-то ты хоть помнишь?». Живёт он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени. (Заимка – земельный участок вдали от села, вспаханный его владельцем.) Для мальчика приезд дедушки домой всегда радость, потому что он любит внука, жалеет его, сочувствует ему и желает помочь, когда мальчик попадает в сложную ситуацию, морально поддерживает его.

Бабушка воспитывает Витю в строгости, трудолюбии. «Пряник конём» нужно заработать: набрать земляники для продажи. Она приучает внука к порядку, дисциплине. Бабушка очень добрая, она с сочувствием относится к людям, жалеет соседку, желает оказать помощь.

Между бабушкой и внуком установились доверительные отношения: бабушка доверяет внуку и не перекладывает ягоды, собранные им, из туеска. Она уверена в его честности, порядочности. Она осуждает лень, неряшливость, неумение распоряжаться деньгами.

5. Как воспитывали детей в семье Левонтия и почему?

В семье Леонтия было много детей. Жили крайне бедно. Денег не хватало. Хозяин дома, отец семейства Левонтий работал на бадогах (бадоги – длинные поленья), заготавливал лес, получал получку; но распоряжаться деньгами не умел. Получив зарплату, они с женой устраивали пир горой, проедали все деньги, а потом опять занимали у соседей на жизнь. Кроме того, Левонтий любил выпить, а выпив, ругался, гремел, бил остатки стёкол в окнах, выгонял всех из дому. Наутро раскаивался в содеянном, ремонтировал скамейки, стеклил окна и, полный раскаяния, шёл на работу.

В семье Левонтия не любили работать, были ленивые, не хотели ничего делать. Бабушка Катерина корила его за это, перечисляла, что он должен как хозяин сделать в доме, но он только почёсывался. Все ходили неопрятные,грязные, вся посуда в доме была старая, с отбитыми краями. Левонтий ничего не делал для того, чтобы изменить жизнь к лучшему, зато, напившись, выражал недовольство своей жизнью.

Детишки росли беззаботными, бесшабашными, легкомысленными, часто ссорились, дрались, проявляя при этом жестокость друг к другу. Жестокое отношение они имели и ко всему живому: растерзали рыбину за некрасивый вид, пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.

Они научились воровать и без зазрения совести нападали на чужие огороды, крали всё, даже то, что им не надо было. Когда их кто-то чем-то угощал, они норовили цапнуть побольше. В этом проявляется и их жадность. Не привыкшие сочувствовать друг другу, они с удовольствием и злорадством причиняли душевную боль другу Вите.

Вместе с тем мы не можем не сказать о неподдельной доброте главы семейства, о его сострадании чужой беде (жалеет мальчика Витю, так как он сирота), о тепле его души, о желании отблагодарить того, кто когда-то ему помог.

6. Обобщим сказанное. Выделим качества, которые воспитывали

в семье Вити в семье Левонтия.

Трудолюбие Лень, нежелание трудиться

Доброта Грубость, жестокость друг к другу

Сострадание Неуважение

Любовь Злорадство

Скромность Непорядочность

Честность Воровство

Порядочность Жадность

Строгость Неряшливость

Уважение Бездушное отношение ко всему живому

Доверие но и

Совестливость Доброта главы семейства

Дисциплинированность Сострадание чужому горю

Достоинство Умение быть благодарным

         Сравнив качества, воспитываемые в семьях, мы можем понять, почему герои-мальчишки разные и почему они совершают разные поступки. Оказывается, на формирование характера детей, их поступки огромное влияние оказывает семья.

7. Какой эпизод является завязкой рассказа?

Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конём». Это почти сказочное начало.)

8. Прочитайте описание пряника в начале рассказа (стр.86). Какой эпитет находит писатель, чтобы выразить восхищение героя этим конём-пряником?

(Предположительный ответ:

Розовый. Пряник-конь превращается в мечту. В сознании деревенского мальчика пряник обрёл розовый ореол мечты.)

9. Автор пишет, что «пряник конём» - мечта всех деревенских малышей. Найдите отрывки из рассказа, где дан ответ на этот вопрос, и прочитайте (стр.87). Почему это мечта?

 

Дети не избалованы вкусной пищей, они не всегда и едят-то досыта. Пряник для них сказочное лакомство.

Необычен он и по форме. Сказочно красив.

Не только лакомство, но и удовольствие, которое можно растянуть, на сколько захочешь.

Это и игрушка (можно носить под рубахой и слушать, как конь лягает копытами в голый живот).

А сколько почёту, внимания сразу. Сколько зависти в глазах друзей!)

 

 

10. Исполнилась ли мечта мальчика получить «пряник конём»?

(Да, исполнилась, это был сказочный конь)

11. Прочитайте описание коня в конце рассказа (стр.105).

«По скоблёному кухонному столу, как по огромной земле пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

12. Казалось бы, счастливое завершение истории. Но легко ли было мальчику получить пряник конём?

(Нелегко; мальчику пришлось совершить много некрасивых поступков, многое пережить, многое понять; ему пришлось испытать муки совести; выстрадать коня.)

13. Анализируем эпизод, в котором описывается, как дети собирают землянику. Расскажите, как ведут себя дети во время сбора земляники?

(Витя: «Я брал старательно…» Герой трудится старательно не только потому, что хочет получить пряник конём. Просто он по-другому работать не умеет, не приучен. Он не решается идти на речку, пока «не наберёт полную посудину».

Левонтьевские ребята хитры, ленивы, ябеды. Пока старшой старается для всей семьи и рвёт ягоду в посудину, остальные кладут ягоду в рот. От этого разгорелся спор, перешедший в драку. «Бьются братья Левонтьевы, катаются по земле, всю землянику раздавили».

14. Как вы думаете, какое чувство вызывает у левонтьевских ребятишек вид аккуратного туеска Вити, быстро наполняемого ягодой?

(Чувство зависти, и это заставляет их действовать.)

15. Но как? На какой поступок они толкают Витю?

(Выборочное чтение отрывка на стр.92 о том, как Витя высыпает ягоды.)

16. Для Витьки собранная земляника очень много значила. Ведь это было средство исполнения его мечты – иметь пряник. Почему же он высыпал ягоды?

(Санька использует беспроигрышный приём – он поддразнивает Витьку, искушает его, сбивает с пути истинного; провоцирует, задевая самолюбие мальчика, то есть покупает его на слабо (слабо не побояться наказания; Слабо съесть землянику; Слабо обмануть проницательную бабушку). Всё это подталкивает мальчика к совершению неблаговидного поступка. По-другому он не может поступить, не может спасовать, струсить, опозориться, сделаться посмешищем.)

17. Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила его бабушка?

1. «Покаялся», когда произнёс слова: «А хочешь, все ягоды съем?»

2. «Хорохорился», «Гаснущим голосом».

3. Чтобы «не спасовать, не струсить, не опозориться» - «решительно» вытряхнул ягоды в траву.

4. «Жалко ягод», «грустно»,

но

5.Напустил «отчаянность», «махнул на всё рукой»,

Более того

6.Героя понесло. Он хвастался, что ещё и калач у бабушки сворует.

     То есть он становится таким же, как и «левонтьевские». И пряник-мечта куда-то уходит, теряется среди его неблаговидных поступков.)

        Вот так добрый, хороший мальчишка становится на путь зла. Витя ещё не знает, что за одним злом последует другое, третье, и не будет этому конца… Сожалеет ли мальчик о своём поступке?

(Да: «Тихо плёлся я за левонтьевскими ребятами из лесу» - стр.94)

18. Какой эпизод рассказа вам кажется самым горьким, достойным сожаления, осуждения?

(Пересказ эпизода обмана – стр.95)

Отвлечёмся на минутку от рассказа и ответим на вопросы:

(Ответить письменно на вопросы)

19. - Приходилось ли вам в жизни обманывать кого – то?

- Что вы при этом испытывали?

 

20. Вернёмся к рассказу. Как вы думаете, знал ли герой, чем может кончиться эта история?

(Да, знал, так как автор пишет: «Повздыхал, повздыхал я, даже чуть было не всплакнул» - стр.95)

Известно, что за «преступлением» положено «наказание». Что есть наказание? (Ответить письменно на вопросы)

Какие виды наказания вы знаете? (Ответить письменно на вопросы)

21.

Какие, на ваш взгляд, наиболее действенные? (Ответить письменно на вопросы)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: