Сознание человека — способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью. На базе потребностей, как биологических, так и социальных, формируются подсознание (автоматизированные, неосознаваемые навыки и формы поведения), сознание (знания, передаваемые другим индивидуумам), сверхсознание (творческая активность, интуитивное поведение).
Социальный аспект сознания заключается в том, что сознание выступает в качестве способности к такой переработке знания, которая обеспечивает направленную передачу информации от одного лица к другому в виде абстрактных символов речи как главного средства межличностной коммуникации.
Речь здесь выступает как материальная форма коммуникационного аспекта сознания. Сознание — знание, которое может быть передано и стать достоянием других членов общества с помощью слов, художественных произведений и т. д. Для осознания явлений и предметов как окружающей среды, так и внутренней жизни человека, необходимо участие речевых зон коры большого мозга, связь гностических зон новой коры с моторной речевой областью в левом полушарии (у правшей).
|
|
Сознание отличается от более низко организованных форм психической деятельности выделением своего собственного «я» из окружающего мира.
К сфере подсознания относится все то, что осознаваемо или может быть осознаваемым в определенных условиях. Это хорошо автоматизированные, глубоко усвоенные (интериоризированные) навыки. К подсознанию относится и интуиция, которая не связана с порождением новой информации, предполагает лишь использование ранее накопленного опыта. В процессе эволюции подсознание возникает как средство защиты сознания от лишней работы, избыточной нагрузки.
Судя по характеру биоэлектрической активности, различия между осознанными и неосознаваемыми реакциями (протекают на уровне подсознания) заключаются в степени глобальности активации мозга и зависят от количества вовлеченных в реакцию структур мозга.
Общебиологическая роль подсознательной обработки информации заключается в первичной фильтрации огромного количества входной информации: на уровне подсознания, например, протекает рефлекторная регуляция деятельности внутренних органов человека. Пока человек здоров, нет необходимости переводить интероцептивную информацию в сферу сознательной деятельности. Поэтому человек «ощущает» свои внутренние органы лишь в случае формирования в них некоторого патологического процесса; в состоянии нормы для физиологической регуляции внутренних органов достаточно уровня автоматизированных подсознательных рефлекторных реакций. Подключение сознания обычно достигается активацией большого количества корковых структур, вызываемой возбуждением ретикулярной формации мозгового ствола.
|
|
Установлено, что структуры мезэнцефалической ретикулярной формации характеризуются мощным влиянием, активирующим сознание. Минимальный период активации мозговых структур для осознанного восприятия сигнала составляет 100—300 мс.
Сверхсознание как источник образования новой информации, гипотез, открытий составляет основу высшего этапа творческого процесса. Его нейрофизиологический механизм заключается в трансформации следов памяти, родственных образов и понятий, порождении на основе их ассо- 614
циации новых комбинаций, тем самым создание новых временных связей, порождаемых аналогией, законами логики (жесткой однозначной до многозначной, вероятностной или даже размытой). При этом неосознавае- мость творческой интуиции является средством защиты мыслительной деятельности от преждевременного вмешательства сознания, от давления ранее накопленного консервативного опыта.
Таким образом, сознание является результатом нейрофизиологических процессов, происходящих в достаточно обширных областях мозга (кора большого мозга, таламокортикальные структуры, лимбическая система, ретикулярная формация ствола мозга).
14.5.4. Мышление
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образовании и непрерывном пополнении запаса понятий, представлений и выводе новых суждений и умозаключений.
Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно психологии и физиологии.
Мыслительная деятельность человека неразрывно связана со второй сигнальной системой. В основе мышления различают два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из определенной его словесной формы сообщения. Мысль — форма обобщенного абстрагированного отражения действительности, обусловленного некоторыми мотивами, специфический процесс интеграции определенных представлений, понятий в конкретных условиях социального развития. Поэтому мысль как элемент ВНД представляет собой результат общественно-исторического развития индивида с выдвижением на передний план языковой формы переработки информации.
Творческое мышление человека связано с образованием все новых понятий. Слово как сигнал сигналов обозначает динамичный комплекс конкретных раздражителей, обобщенных в понятии, выраженном данным словом и имеющим широкий контекст с другими словами, с другими понятиями. В течение жизни человек непрерывно пополняет содержание формирующихся у него понятий расширением контекстных связей используемых им слов и словосочетаний. Любой процесс обучения, как правило, связан с расширением значения старых и образованием новых понятий.
Словесная основа мыслительной деятельности во многом определяет характер развития, становления процессов мышления у ребенка, проявляется в формировании и совершенствовании нервного механизма обеспечения понятийного аппарата человека на базе использования логических законов умозаключений, рассуждений. Первые речедвигательные временные связи появляются к концу первого года жизни ребенка; в возрасте 9— 10 мес слово становится одним из значимых элементов сложного стимула, но еще не выступает в качестве самостоятельного стимула. Соединение слов в последовательные комплексы, в отдельные смысловые фразы наблюдается на втором году жизни ребенка.
|
|
Глубина мыслительной деятельности, определяющая умственные особенности и составляющая основу человеческого интеллекта, во многом обусловлена развитием обобщающей функции слова. В становлении обобщающей функции слова у человека различают несколько этапов интегративной функции мозга. На первом этапе слово замещает чувственное восприятие определенного предмета (явление, событие), обозначаемого им. На этой стадии каждое слово выступает в качестве условного знака одного конкретного предмета; в слове не выражена его обобщающая функция, объединяющая все однозначные предметы этого класса. Например, слово «кукла» для ребенка означает конкретно ту куклу, которая есть у него, но не куклу в витрине магазина. Эта стадия приходится на конец 1-го — начало 2-го года жизни.
На втором этапе слово замещает несколько чувственных образов, объединяющих однородные предметы. Слово «кукла» для ребенка становится обобщающим обозначением различных кукол, которых он видит. Такое понимание и использование слова происходит к концу 2-го года жизни. На третьем этапе слово заменяет ряд чувственных образов разнородных предметов. У ребенка появляется понимание обобщающего смысла слов: например, слово «игрушка» для ребенка обозначает и куклу, и мяч, и кубик, и др. Такой уровень оперирования словами достигается на 3-м году жизни. Наконец, четвертый этап интегративной функции слова, характеризуемый словесными обобщениями второго-третьего порядка, формируется на 5-м году жизни ребенка (он понимает, что слово «вещь» обозначает интегрирующие слова предыдущего уровня обобщения, такие как «игрушка», «книга», «одежда» и др.).
|
|
Этапы развития интегративной обобщающей функции слова как составного элемента мыслительных операций тесно связаны с периодами развития познавательных способностей. Первый, начальный период приходится на этап развития сенсомоторных координаций (ребенок в возрасте 1,5—2 лет). Следующий — период предоперационального мышления (возраст 2—7 лет) определяется развитием языка: ребенок начинает активно использовать сенсомоторные схемы мышления. Третий период характеризуется развитием когерентных операций: у ребенка развивается способность к логическим рассуждениям с использованием конкретных понятий (возраст 7— 11 лет). К началу этого периода в поведении ребенка начинают преобладать словесное мышление, активация внутренней речи ребенка. Наконец, последний, завершающий этап развития познавательных способностей — это период формирования и реализации логических операций на основе развития элементов абстрактного мышления, логики рассуждений и умозаключений (11 — 16 лет). В возрасте 15—17 лет в основном завершается формирование нейро- и психофизиологических механизмов мыслительной деятельности. Дальнейшее развитие ума, интеллекта достигается за счет количественных изменений; все основные механизмы, определяющие сущность человеческого интеллекта, уже сформированы.
Поиски однозначных, достаточно обоснованных корреляций между уровнем умственных способностей человека, глубиной мыслительных процессов и соответствующими структурами мозга все еще остаются малоуспешными. Даже такой, казалось бы, интегральный и объективный показатель, как масса головного мозга, не является определяющим. Так, многие выдающиеся умы отличались значительными различиями в общей массе мозга (мозг И.С. Тургенева весил 2012 г, И.П. Павлова — 1653 г, Д.И. Менделеева — 1571 г).
14.6. ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
В процессе эволюции животного мира на этапе развития вида Homo sapiens произошло качественное изменение системы сигнализации, обеспечивающее адаптивное поведение. Оно обусловлено появлением второй сигнальной системы — возникновением и развитием речи, суть которой заключается в том, что во второй сигнальной системе человека сигналы приобретают новое свойство условности — преобразуются в знаки в прямом смысле этого слова.
В первой сигнальной системе все формы поведения, включая способы и средства взаимного общения, базируются исключительно на непосредственном восприятии действительности и реакции на натуральные раздражители. Первая сигнальная система обеспечивает формы конкретно-чувственного отражения. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств, предметов, явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями. На следующем этапе нервные механизмы ощущений усложняются, на их основе возникают другие, более сложные формы отражения — восприятия. И только с возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения — образование понятий, представлений.
В отличие от условных рефлексов животных, отражающих окружающую действительность с помощью конкретных слуховых, зрительных и других сенсорных сигналов, раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. В то время как животные оперируют лишь образами, формируемыми на основе непосредственно воспринимаемых сигнальных раздражителей, человек с его развитой второй сигнальной системой оперирует не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими семантическую (смысловую) информацию. Раздражители второй сигнальной системы в значительной степени опосредованы мыслительной деятельностью человека.
Физическая структура знака не зависит от объекта, который он обозначает. Одно и то же явление, предмет, мысль могут быть выражены с помощью различных звукосочетаний и на разных языках. Словесные сигналы совмещают в себе два свойства: смысловое (содержание) и физическое (звучание в устной речи, очертание букв и слов — в письменной). С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию второй сигнальной системы.
Существенное отличие словесных сигналов от естественных сигналов первой сигнальной системы обусловлено особенностями лежащих в их основе безусловных раздражителей. У животных биологическое значение воспринимаемых сигналов обусловлено только характером последующего подкрепления, при этом связь между новым сигнальным раздражителем и подкрепляющим его раздражителем каждый раз вырабатывается заново. Сигнальное значение слова определяется всем коллективным опытом людей, пользующихся данной системой словесных знаков. Таким образом, информация, содержащаяся в самих словах, связана не с природой сигнализации явлений и предметов реальной действительности, а с отраженной, преломленной человеческим сознанием деятельностью.
Умение использовать знаковую систему языка позволяет человеку оперировать осознанными понятиями об окружающей среде и представлять любой предмет, любую ситуацию в форме мысленных моделей. Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми произнесенными или написанными словами, служит основой мыслительной деятельности и составляет сущность высшей формы абстрактно-обобщенного отражения окружающей действительности. Оперирование речью (устной или письменной) дает человеку огромные преимущества в адаптивно-приспособительном поведении, в познании и рациональном использовании окружающей природы.
Функция речи включает в себя способность не только кодировать, но и декодировать данное сообщение при помощи соответствующих условных знаков, сохраняя при этом его содержательное смысловое значение. В отсутствие такого информационного моделирующего изоморфизма становится невозможным использование этой формы общения в межличностной коммуникации Так, люди перестают понимать друг друга, если они пользуются разными кодовыми элементами (разные языки, недоступные всем участвующим в общении лицам) Такое же взаимное непонимание наступает и в том случае, если в одни и те же речевые сигналы закладывается разное смысловое содержание.
Система символов, используемая человеком, отражает наиболее важные перцептивные и символические структуры в системе коммуникации. Следует заметить, что овладение языком существенно дополняет способность к восприятию окружающего мира на базе первой сигнальной системы, составляя тем самым ту «чрезвычайную прибавку», о которой говорил И.П Павлов, отмечая принципиально важное различие в содержании ВНД человека по сравнению с животными.
Слова как форма передачи мысли образуют единственную реально наблюдаемую основу речевой деятельности. Смысл слов определяется структурой и объемом памяти, информационным тезаурусом индивида Смысловая структура языка содержится в информационном тезаурусе субъекта в форме определенного семантического кода, преобразующего соответствующие физические параметры словесного сигнала в его семантический кодовый эквивалент. При этом устная речь служит в качестве средства непосредственного прямого общения, письменная позволяет накапливать знания, информацию и выступает в качестве средства опосредованного во времени и пространстве общения.
В нейрофизиологических исследованиях речевой деятельности показано, что при восприятии слов, слогов и их сочетаний в импульсной активности нейронных популяций мозга человека формируются специфические паттерны с определенной пространственной и временной характеристикой. Использование разных слов и частей слов (слоги) в специальных опытах позволяет дифференцировать в электрических реакциях центральных нейронов как физические (акустические), так и смысловые компоненты мозговых кодов психической деятельности.
Наличие информационного тезауруса индивида и его активное влияние на процессы восприятия и переработки сенсорной информации являются существенным фактором, объясняющим неоднозначную интерпретацию входной информации в разные временные моменты и в разном функциональном состоянии человека Для выражения любой смысловой структуры существует множество разнообразных форм представлений, например предложений. Известная фраза1 «Он встретил ее на поляне с цветами», — допускает три разных смысловых понятия (цветы у него в руках, у нее в руках, цветы на поляне) Одни и те же слова, словосочетания также могут означать разные явления, предметы (бор, ласка, коса и др.).
Рис. 14.5. Локализация центральных частей анализатора словесных сигналов в коре большого мозга человека
Центр Брока (1), центр артикуляции речи (2), центр контроля движения руки при письме (3), центр анализа речи (4), центр Вернике (5), центр письменных словесных сигналов (6), центр зрительного анализатора (7)
Языковая форма коммуникации как ведущая форма обмена информацией между людьми, ежедневное использование языка, где лишь немногие слова имеют точный однозначный смысл, во многом способствует развитию у человека интуитивной способности мыслить и оперировать неточными размытыми понятиями (в качестве которых выступают слова и словосочетания — лингвистические переменные) Человеческий мозг в процессе развития его второй сигнальной системы, элементы которой допускают неоднозначные отношения между явлением, предметом и его обозначением, приобрел замечательное свойство, позволяющее человеку действовать разумно и достаточно рационально в условиях вероятностного, «размытого» окружения, значительной информационной неопределенности. Это свойство основано на способности манипулировать неточными количественными данными, «размытой» логикой в противоположность формальной логике и классической математике, имеющим дело только с точными, однозначно определенными причинно-следственными отношениями. Таким образом, развитие высших отделов мозга приводит не только к возникновению принципиально новой формы восприятия, передачи и переработки информации в виде второй сигнальной системы, но и принципиально новой формы мыслительной деятельности, построении умозаключений на базе использования многозначной логики. Человеческий мозг оперирует «размытыми», неточными терминами, понятиями, качественными оценками легче, чем количественными категориями, числами. По-видимому, постоянная практика использования языка с его вероятностным отношением между знаком и его денотатом (обозначаемое им явление или предмет) послужила прекрасной тренировкой для человеческого ума в манипулировании нечеткими понятиями. Именно «размытая» логика мыслительной деятельности человека, основанная на функции второй сигнальной системы, обеспечивает ему возможность эвристического решения многих сложных проблем, которые невозможно решать обычными алгоритмическими методами
Функция речи осуществляется определенными структурами коры большого мозга Двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь, известный как центр Брока, расположен у основания нижней фронтальной извилины (рис 14.5) При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакции, обеспечивающих устную речь
Акустический центр речи (центр Вернике) находится в области задней трети верхней височной извилины и в прилегающей части — надкраевой
извилине. Повреждение этих областей приводит к потере способности понимать смысл услышанных слов. Оптический центр речи расположен в угловой извилине; поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать написанное.
Левое полушарие ответственно за развитие отвлеченного логического мышления, связанного с преимущественной обработкой информации на уровне второй сигнальной системы. Правое полушарие обеспечивает восприятие и переработку информации преимущественно на уровне первой сигнальной системы.
Несмотря на указанную определенную левополушарность локализации центров речи в структурах коры большого мозга, следует отметить, что нарушения функции второй сигнальной системы обычно наблюдаются и при поражении многих других структур коры и подкорковых образований. Функционирование второй сигнальной системы определяется работой целостного мозга.
Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают агнозию — потерю свойства узнавания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылочной зоны, слуховая агнозия — при повреждении височных зон коры большого мозга), афазию — нарушение речи, аграфию — нарушение письма, амнезию — забывание слов.
Слово как основной элемент второй сигнальной системы превращается в сигнал сигналов в результате процесса обучения и общения ребенка со взрослыми. Слово как сигнал сигналов, с помощью которого осуществляются обобщение и абстракция, характеризующие человеческое мышление, стало той исключительной особенностью ВНД, которая обеспечивает необходимые условия прогрессивного развития человеческого индивидуума. Способность произносить и понимать слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков — слов устной речи. Пользуясь языком, ребенок меняет способ познания: на смену чувственного (сенсорный и моторный) опыта приходит оперирование символами, знаками. Обучение уже не требует обязательного собственного чувственного опыта, оно может происходить опосредованно с помощью языка; чувства и действия уступают место слову.
В качестве комплексного сигнального раздражителя слово начинает формироваться во второй половине первого года жизни ребенка. По мере роста и развития ребенка, пополнения его жизненного опыта расширяется и углубляется содержание используемых им слов. Основная тенденция развития слова заключается в том, что оно обобщает большое количество первичных сигналов и, отвлекаясь от их конкретного разнообразия, делает заключенное в нем понятие все более абстрактным.
Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга обычно ассоциируются с актом художественной, творческой деятельности человека в мире искусства, где продукт творчества выступает как одна из разновидностей кодирования и декодирования информации. Еще Аристотель подчеркивал неоднозначный вероятностный характер информации, содержащейся в художественном произведении. Как и всякая другая знаковая сигнальная система, искусство имеет свой специфический код, обусловленный историческими и национальными факторами. В плане общения информационная функция искусства позволяет людям обмениваться мыслями и опытом, дает возможность человеку приобщиться к историческому и национальному опыту других, далеко отстоящих и во временном, и в пространственном отношении от него людей. Лежащее в основе творчества знаковое или образное мышление осуществляется путем ассоциаций, ин- 620
туитивных предвосхищений. С этим, видимо, связано и то обстоятельство, что многие авторы художественных произведений, художники и писатели обычно приступают к созданию произведения искусства в отсутствие предварительных четких планов, когда неясной представляется им конечная форма продукта творчества, воспринимаемого другими людьми далеко не однозначно. Источником многогранности, многозначности такого художественного произведения служат недосказанность, дефицит информации, особенно для читателя, зрителя в плане понимания произведения искусства. Об этом говорил Э.Хемингуэй, сравнивая художественное произведение с айсбергом: лишь небольшая часть его видна на поверхности (и может восприниматься всеми более или менее однозначно), большая и существенная часть скрыта под водой, что предоставляет зрителю и читателю широкое поле для воображения.
14.7. ПРИНЦИП ВЕРОЯТНОСТИ И «РАЗМЫТОСТИ» В ВЫСШИХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ФУНКЦИЯХ МОЗГА
Эффективность адаптивного поведения человека в значительной степени обусловлена уникальной способностью его мозга предвидеть, прогнозировать наступление определенных событий, а значит, соответствующим образом подготовиться к ним. Образование условного рефлекса — один из ведущих приемов формирования приспособительного поведения животного и человеческого организма — представляет собой физиологический феномен преобразования неопределенной информации в определенную, т.е. реакцию на уменьшение неопределенности в среде.
Прогнозирование на основе прошлого опыта не может быть абсолютным, прогнозирование всегда носит вероятностный характер. Под вероятностным прогнозированием понимается предвосхищение будущего, основанное на усвоении вероятностной структуры прошлого опыта и восприятии информации о реально существующей ситуации. На основе вероятностного прогноза осуществляется подготовка к таким действиям, которые в наибольшей степени способствуют достижению цели.
Способность к вероятностному прогнозу является результатом эволюции живых организмов в условиях вероятностно организованной среды. Прогнозы живого организма направлены на оптимизацию результатов его действий. Поскольку в естественных условиях организм сталкивается с множеством различных случайных воздействий, для построения рационального прогноза необходима соответствующая статистическая обработка этих сигналов. Современные теории вероятностного обучения основаны на представлении о предсказании статистических закономерностей и выборе оптимальных стратегий поведения при обучении субъекта распознаванию вероятностной структуры раздражителей.
Поведенческие реакции организма в соответствии с вероятностным прогнозом позволяют ему резко уменьшить число ошибочных реакций, следовательно, являются эффективным средством активного приспособления к окружающей среде.
В условиях неопределенного прогноза организм выполняет работу по подготовке к нескольким возможным действиям. Это соответствует ориентировочной реакции организма на неопределенность ситуации. Чем больше неопределенность прогноза, тем больше физиологических систем вынужден подготовить к действию организм, тем более сильную ориентиро-
вочную реакцию мы наблюдаем. Напротив, условнорефлекторную реакцию следует рассматривать как ответ, организуемый на базе индивидуального опыта человека и позволяющий прогнозировать появление в будущем некоторой определенной ситуации. Условнорефлекторная реакция организма проявляется всегда в ситуации определенного прогноза, ориентировочная реакция — в условиях неопределенного прогноза.
Характерной особенностью многих приобретаемых навыков является то, что они формируются в условиях стохастической внешней среды, когда вероятность одновременного наступления во времени и в пространстве двух разных стимулов почти всегда меньше единицы, и тем не менее через некоторое время в центральных нервных структурах, отвечающих за определенные поведенческие реакции, формируется функциональная связь. Это в полной мере относится к механизму образования условного рефлекса, наиболее распространенной ситуацией образования которого в реальных условиях жизни живого организма является положение, когда вероятность подкрепления условного стимула безусловным почти никогда не достигает единицы, а сама последовательность подкрепляемых условных стимулов носит случайный характер.
Вероятностный компонент реакции занимает значительное место на всех этапах условнорефлекторного акта, состоящего из ряда последовательно протекающих процессов в периферических, афферентно-эфферентных и центральных ассоциативных системах.
Вероятностная природа закономерностей формирования условнорефлекторной деятельности хорошо проявляется в опытах с нерегулярным подкреплением условного стимула безусловным. Результаты образования условных рефлексов, выработанных на раздражения, подкрепленные стереотипно или стохастически, указывают на отсутствие сколько-нибудь существенных различий в скорости формирования этих приспособительных ответов. В экспериментах по выработке двигательных условных рефлексов с частичным подкреплением установлено, что рефлекс вырабатывается тем лучше, чем выше вероятность подкрепления условного раздражителя безусловным.
Решение многих задач повседневной жизни человека, связанных с хранением и воспроизведением информации, как правило, происходит при нечетких условиях, в ситуациях, недоступных точному количественному описанию. Одним из перспективных методических подходов к анализу и познанию неточно определенных, трудноформализуемых систем является теория «размытых» множеств и «размытых» алгоритмов, представляющая собой логическое развитие концепции вероятностного детерминизма явлений и процессов в сложных и сверхсложных системах. Теория «размытых» множеств и «размытых» алгоритмов в сущности является попыткой создания концептуальной основы для оперирования «размытыми» понятиями, «размытыми» представлениями в количественном или квазиколиче- ственном плане.
В жизни человека число проблем, решаемых с большой точностью, намного меньше, чем тех, которые могут решаться лишь приблизительно. Неопределенность в системе, известная под названием «размытость», играет существенную роль в человеческом сознании, так как большинство явлений реального мира являются размытыми, одни в большей, другие в меньшей степени. Умение правильно решать неформализуемые проблемные ситуации в основном обусловлено способностью человеческого мозга оперировать неколичественными терминами, нечеткими понятиями. Оперирование нечеткими понятиями является не слабостью, а силой, од- 622
ним из самых больших приобретений человека, возникших в процессе эволюции живого мира. Решение, принятое приблизительно, грубо, но вовремя, предпочтительнее вывода, который взвешен, выверен, вычислен, но отстал от событий. Человек наращивает нечеткость понятий, когда желает проявить осторожность и не делать опрометчивых суждений. Усиление расплывчатости — часто используемый людьми прием, когда другими способами вообще невозможно решение стоящей перед ним задачи.
Принцип «размытости» лежит в основе многих форм сознательной интеллектуальной деятельности, в особенности в процессах распознавания образов, в логических операциях мышления, в устной и письменной речи и др. Видимо, вопросы точной оценки, абсолютного измерения имеют скорее теоретическое значение, а в практической деятельности человека необходима лишь приблизительная оценка ситуации, отдельных составляющих ее компонентов. Мозг человека допускает такую неточность, кодируя информацию, достаточную для решения задачи элементами теории «размытых» множеств, при помощи которых он лишь приблизительно оценивает исходные данные.
В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с ситуациями, когда стратегия его поведения не может, а возможно, и не нуждается в точной регламентации. Об этом хорошо сказал Н. Винер, подчеркнувший, что главное из преимуществ человеческого мозга перед вычислительной машиной заключается в его способности оперировать нечетко очерченными понятиями. Если бы человек использовал для решения проблемных ситуаций точные алгоритмы, то во многих случаях его работа сделалась бы невозможной, так как решение сложных информационных задач при помощи таких алгоритмов требует чрезвычайно большого объема информации, огромных объемов памяти и длительного времени для переработки информации.
Замечательное свойство человеческого мозга оперировать нечеткими, плохо формализованными понятиями во многом обусловлено ролью в его жизни такой ведущей формы описания информации, каким являются естественные языки. Известно, что отличительной особенностью человеческого языка является неоднозначное отношение между знаком и обозначаемым им предметом. Система языков как различная форма кодирования информации составляет весьма протяженную шкалу, один конец которой занят «тяжелыми» языками, другой — «мягкими». В «тяжелых» языках каждый знак имеет четкое и определенное значение различных математических или логических операций. Напротив, в «мягких» языках вероятностная структура содержания, обозначаемого данным языком, проявляется особенно хорошо. Крайним образцом «мягкого» языка может служить язык абстрактного искусства. На языковой шкале кодирования и декодирования информации современный разговорный или письменный язык занимает среднее положение.
14.8. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
I |
Одним из основных принципов функционирования полушарий большого мозга является асимметрия.
Межполушарная асимметрия определяется двумя моментами: 1) асимметричной локализацией нервного аппарата второй сигнальной системы и 2) доминированием правой руки как мощного средства адаптивного поведения человека. Этим и объясняется, что первые представления о функциональной роли межполушарной асимметрии возникли тогда, когда удалось установить локализацию центров речи (моторный — центр Брока и сенсорный — центр Вернике в левом полушарии). Перекрестная проекция видов сенсорной чувствительности и нисходящих пирамидных путей в сочетании с левосторонней локализацией центра устной и письменной речи определяет доминирующую роль левого полушария в поведении человека. Экспериментальные данные подтверждают представление о доминирующей роли левого полушария мозга в реализации функций второй сигнальной системы, в мыслительных операциях, в творческой деятельности с преобладанием форм абстрактного мышления. Можно считать, что люди с левополушарным доминированием относятся к мыслительному типу, а с правополушарным доминированием — к художественному.
По данным современной нейро- и психофизиологии, левое полушарие большого мозга у человека специализируется на выполнении вербальных символических, правое — на обеспечении и реализации пространственных, образных функций. В этом проявляется важнейшая форма функциональной асимметрии мозга — асимметрия психической деятельности. Повреждения левой височной области коры приводят обычно к существенным нарушениям в моторной реализации функции языка: наблюдаются элементы заикания, нечеткое произношение и т.д.; повреждения в правой височной области приводят к нарушению в четкости образного восприятия и представления внешних стимулов, явлений, предметов; при стимуляции этой зоны у больных возникают очень яркие образы, воспоминания. Установлено, что правое полушарие быстрее обрабатывает информацию, чем левое. Результаты пространственного зрительного анализа раздражителей в правом полушарии передаются в левое полушарие в центр речи, где происходят анализ смыслового содержания стимула и формирование осознанного восприятия.
Человек с преобладанием правого полушария предрасположен к созерцательности и воспоминаниям, он тонко и глубоко чувствует и переживает, но медлителен и малоразговорчив. Доминирование левого полушария ассоциируется у человека с большим словарным запасом, активным его использованием, с высокой двигательной активностью, целеустремленностью, высокой способностью экстраполяции, предвидения, прогнозирования. Отмечены определенные различия и в типах мыслительных операций у людей с доминированием правого или левого полушария. В процессах обучения правое полушарие реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа). Левое полушарие преимущественно обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза).
Во многих исследованиях установлены феноменологические особенности межполушарной асимметрии в динамике образования условного рефлекса, формирования определенного навыка. Несмотря на то что межполушарное взаимодействие препятствует совершенствованию, укреплению условного рефлекса, на начальных стадиях это взаимодействие принимает определенное участие в образовании условного рефлекса. При этом благодаря активации тормозных влияний симметричных зон коры через мозолистое тело стимулируется образование условнорефлекторной связи; в случае закрепления рефлекса доминирующее полушарие мозга тормозит проявления условнорефлекторной памяти.
Рис. 14.6. Межполушарные взаимоотношения (по В.Л. Бианки).
Кора: вверху — ассоциативная, внизу — проекционная; полушария: слева — левое, справа — правое; стрелки: жирные стрелки — доминирующие влияния, тонкие — недоминирующие, белые стрелки — облегчающие влияния, прерывистые — тормозящие; 1,5 — транскаллозальные влияния; 2, 7, 10 — восходящие афферентные влияния; 3,8— дивергенция возбуждения; 4 — конвергенция; 6 — экстракаллозальные влияния; 9 — межзональные транскаллозальные влияния; 11 — межзональные внутриполушарные влияния; 12, 13 — транскаллозальные облегчающие влияния; 14, 15 — транскаллозальные тормозящие влияния; 16 — экстракаллозальные облегчающие влияния; 17 — экстракаллозальные тормозящие влияния.
Синтетическая доминантная модель межполушарных взаимоотношений базируется на принципах симметрии и доминанты (рис. 14.6). В проекционных зонах коры преимущественно реализуется принцип гомотопично- сти, а в ассоциативных — гетеротопичности. Главная роль транскаллозальных коммуникаций в проекционных зонах заключается в обмене сенсорной информацией, а в ассоциативных — в регуляции уровня возбудимости симметричных областей. Гомотопические связи в корковых структурах образуют как бы канву, на которой внутриполушарные влияния выписывают свой асимметричный узор.
Функциональная межполушарная асимметрия, реализующая в своей динамике принцип доминанты, рассматривается как саморегулирующаяся система с обратной тормозной связью. Эта система состоит из связанных между собой первичных и вторичных доминантных очагов, образующихся и поддерживающихся за счет восходящих внутриполушарных и межполушарных потоков возбуждения. При этом в доминирующем полушарии под влиянием восходящих внутриполушарных и межполушарных, а также гуморальных воздействий формируется стойкий очаг повышенной возбудимости, способный к суммированию возбуждения, обладающий известной инерционностью и оказывающий тормозящее действие на недоминирую- шее полушарие. Передача межполушарных влияний осуществляется главным образом по мозолистому телу, но определенное значение имеют и эк- стракаллозальные пути. В соответствии с индуктивно-дедуктивной гипотезой правое полушарие осуществляет дедуктивную обработку информации, а левое — индуктивную (в правом полушарии доминируют процессы синтеза, а в левом — процессы анализа). В общем виде схема межполушарного взаимодействия сводится к следующей последовательности аналитико-синтетической деятельности полушарий большого мозга. Сначала правое полушарие посредством дедуктивного метода (от общего к частному, от синтеза к анализу) оперативно оценивает ситуацию, затем левое полушарие на основе индуктивного метода (от частного к общему, от анализа к синтезу) вторично формирует представление об общей закономерности и разрабатывает соответствующую стратегию поведения. Результаты этого процесса передаются в противоположное полушарие в основном по системе волокон мозолистого тела.
Как образно подчеркивал В. Л. Бианки, левое полушарие обладает «законодательной властью, а правое — исполнительной», левое полушарие определяет цели, а правое реализует их выполнение.
14.9. ОСНОВЫ ХРОНОФИЗИОЛОГИИ
Роль фактора времени в деятельности живых систем изучает область естествознания — хронобиология. Фундаментальным понятием хронобиологии является хроном — закон, или правило, времени.
Это полный объем алгоритмически предсказуемой временной структуры, генетически закодированной физиологической функции или системы, которая может быть синхронизирована с окружающей средой и может изменяться в эволюции. Следовательно, хроном — это генетически обусловленная, развившаяся в процессе эволюции закодированная временная структура многочастотных ритмов, периодов роста развития и зрелости, развития как функции возраста с выраженными изменениями в начальном и позднем периодах жизни человека. Частью хронобиологии является хронофизиология — наука о временной зависимости физиологических процессов. В состав хронобиологии входит и хрономедицина с разделами хронопатология, хронофармакология, хронотерапия.
Объектом изучения хронофизиологии являются биологические часы — механизмы отсчета времени живым организмом. Различают два рода биологических часов: оценку астрономического времени — биологические ритмы и измерение промежутков времени — аутохронометрию. Изучение организации функций во времени, их ритмичности имеет большое теоретическое и практическое значение для всех сторон жизни здорового и больного человека.
14.9.1. Биологические ритмы
Древняя форма отсчета времени в живых организмах в известной мере закреплена генетически. Биологическим ритмом (биоритм) называют автоколебательный процесс в биологической системе, характеризующийся последовательным чередованием фаз напряжения и расслабления. Биоритмология (наука, изучающая биоритмы) использует математическую теорию колебаний.
Характеристику каждого биоритма можно изобразить графически в виде хронограммы. Принцип построения хронограммы суточного изменения частоты сердечных сокращений представлен на рис. 14.7. Как видно, хронограмма имеет синусоидальный характер. В ней различают: 1) период; 2) фазу напряжения; 3) фазу расслабления; 4) амплитуду напряжения; 5) амплитуду расслабления; 6) акрофазу; 7) размах данного биоритма.
Любая точка хронограммы (фаза) обозначает результирующий эффект противоположных физиологических механизмов, лежащих в основе обеих фаз — напряжения и расслабления. В данном примере речь идет о комплексах механизмов, учащающих работу сердца (возбуждение симпатических нервов, секреция катехоламинов мозговым веществом надпочечников) и замедляющих работу сердца (возбуждение парасимпатического отдела нервной системы, понижение тонуса центров симпатико-адреналовой системы и др.).
Период — это время, необходимое для завершения одного полного цикла ритмического процесса. Фазы напряжения и расслабления характеризуют усиление и спад функции в течение суток. Амплитуда — разница межд} максимальной и минимальной выраженностью функции в дневное (амплитуда напряжения) и ночное (амплитуда расслабления) время. Размах — разница между максимальной и минимальной выраженностью функций i рамках всего суточного цикла. Акрофаза — время, на которое приходите» наивысшая точка данного биоритма. Если в повторных измерениях биоритма положение акрофазы меняется, то диапазон отклонений рассматривается в качестве зоны блуждания фазы. При согласованности ритмов говорят о синхронизации, а в случае рассогласования во времени — о десинхро низации, которую нередко сопровождает патологический синдром — де синхроноз. Поддержание ритмических процессов зависит от задатчико! времени (синхронизаторов) — физических или социальных. Например, че редование света и темноты служит задатчиком суточных ритмов.
Ритмичность биологических процессов —• неотъемлемое и универсаль ное свойство живой материи на всех уровнях ее существования — от моле кулярного до организменного, популяционного, биогеоценотического Живые организмы в течение многих миллионов лет живут в условиях рит мических изменений геофизических параметров среды. Основной смыс: временной организации состоит в согласованности течения ритмически: процессов внутри организма с ритмами вне его. Биоритмы — это эволю ционно закрепленная форма адаптации, определяющая выживаемость ор ганизмов путем приспособления их к ритмически меняющимся условия» среды обитания. Закрепленность этих биоритмов обеспечила опережаю щий характер изменения функций. Это означает, что физиологически процессы начинают меняться еще до того, как произойдут соответствую щие изменения в окружающей среде. Грубое нарушение ритмических про цессов чревато опасностью развития патологии, а их прекращение несо вместимо с жизнью.
801
Рис. 14.7. Структура хронограммы на примере циркадианного ритма частоты сердечных сокращений (ЧСС).
На абсциссе — время суток (фаза); на ординате — ЧСС (уд/мин). 1 — временной период (сутки), 2 — фаза напряжения (день), 3 — фаза расслабления (ночь), 4 — амплитуда напряжения, 5 — амплитуда расслабления, 6 — акрофаза, 7 — размах, 8 — зона блуждания фазы. Точки — результаты отдельных измерений. Пунктирная хронограмма и светлые точки — повторное измерение (остальные объяснения в тексте).
Классификация биологических ритмов. К настоящему времени у человека и животных описано около 1000 биоритмов, что продиктовало необходимость их классифицировать.
По выполняемой функции биоритмы делят на физиологические — рабочие циклы функционирования клеток, органов и систем организма и цир- каритмы — группу из четырех биоритмов, близких к геофизическим циклам: суткам, сезону, месяцу и году. Их назначение — приурочивать биологическую активность к благоприятному времени.
По величине периода выделяют следующие виды ритмов.
Микроритмы (от долей секунды до 30 мин): осцилляции на молекулярном уровне (синтез и распад АТФ, образование молекулярных комплексов и др.), периодичность перистальтики кишечника, частота дыхания.
Ритмы средней частоты (от 30 мин до 28 ч) — ультрадианные (до 20 ч) и циркадианные (околосуточные — 20—28 ч) ритмы: чередование сна и бодрствования, суточные изменения температуры тела, работоспособности, мочеобразования, артериального давления. Циркадианный ритм — основной ритм физиологических функций человека.
Мезоритмы (длительностью от 28 ч до 6—7 дней): циркасептальные ритмы (около 7 дней); с этими ритмами связана работоспособность человека, и в практику издавна вошла традиция выходного дня в конце каждой недели.
Макроритмы (от 20 дней до года): циркануальные, или окологодовые, ритмы; в эту группу входят сезонные и околомесячные (циркасинодиче- ские) ритмы.
Мегаритмы (длительностью в десяток или многие десятки лет): этому виду колебаний подчинены некоторые инфекционные процессы (эпидемии); примером мегаритма может служить и волнообразное изменение физического развития людей на протяжении многих веков (чередование процессов акселерации и ретардации).
Известны многолетние биологические ритмы. Так, через 5—6 лет у человека наблюдаются подъемы творческой активности, индивидуальной ре- 628
зультативности спортсменов через 2 года, у спортсменок — через год Описан трехлетний волновой процесс становления эндокринных функций у детей с 7 до 13 лет. Тот же ритм установлен для иммунных процессов i организме. Перечень подобных процессов, имеющих большой не толью теоретический, но и клинический интерес, достаточно велик (Ф.И. Кома ров, С.И. Рапопорт). Описана зависимость критерия здоровья от времен! и года рождения.