Вопросы и задания для самоконтроля

Занятие № 14

Лекция № 12

Тема: «Общение и темперамент».         

 

Цель: познакомить студентов с понятием «темперамент», его типами и свойствами.

Задачи:

¾ уметь выявлять сущностные характеристики темперамента;

¾ проявлять аналитические знания при анализе проблемных ситуаций;

¾ применять теоретические знания для решения практических задач.

 

План

1. Понятие и типы темперамента.

2. Экскурс в историю.

3. Физиологические основы темперамента.

4. Современное представление об органической основе темперамента.

5. Свойства темперамента.

6. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

7. Темперамент и общение.

 

ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

 

Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения.

Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. По сложившейся веками традиции, так называют людей, обладающих соответствующими типами темперамента, а сами эти типы правильно было бы назвать сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

 

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

 

Клавдий Гален полагал, что темперамент человека определяется соотноше-нием или смешением четырех «соков» в организме: крови, лимфы, черной желчи и желтой желчи. От древних названий этих «соков» и произошли дошедшие до наших дней названия типов темперамента. «Сангва» – это кровь, «хоул» – обыч-ная желчь, «мелан хоул» – темная желчь и «флегма» – лимфа. Преобладание одного из соков соот­ветствовало определенному типу темперамента: преоблада-ние флегмы давало флегматический темперамент, преобладание жел­чи — холери-ческий, преобладание черной желчи — меланхоли­ческий, преобладание крови — сангвинический.

Представление о том, что тип темперамента человека определяется соотно-шением жидкостей в организме, продержалось довольно долго, вплоть до конца 19 – начала 20 в., когда И.П. Павлов, введя понятие об основных свойствах нерв-ной системы человека, высказал гипотезу о том, что именно они, их сочетание определяет тип темперамента человека.

С научными исследованиями Павлова связано открытие следующих основ-ных свойств нервной системы: силы – слабости, возбудимости – инертности и уравновешенности. Характерно, что Павлов впервые открыл и описал эти свой-ства, наблюдая за тем, как ведут себя собаки во время выработки у них условных рефлексов на различные стимулы: удары электрическим током, световые и звуко-вые воздействия. Следовательно, Павлов считал, что темперамент не является личностным свойством только человека, но представляет собой индивидуальные физиологические особенности активности любого высокоразвитого живого орга-низма.

Однако и это представление в 20 в. не осталось таким, каким его высказы-вал Павлов, и было подвергнуто изменению. Оказалось, что трех свойств нервной системы недостаточно для того, чтобы охарактеризовать все особенности темпе-рамента. Отечественные психологи Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и В.М. Русалов доказали, что нервная система человека обладает многими другими свойствами. Они же, в конечном счете, пришли к выводу о том, что в нервной системе чело-века имеется не три, как предполагал Павлов, а четыре пары основных свойств и еще несколько пар дополнительных свойств. Было открыто, например, такое свойство нервной системы, как лабильность, то есть быстрая откликаемость на стимулы, а также противоположное ему свойство, названное ригидностью – мед-ленная откликаемость нервной системы на стимулы.

Кроме того, исследования, проведенные этими учеными, обнаружили, что разные части нервной системы могут обладать различными наборами свойств. Есть, например, свойства, относящиеся ко всей нервной системе в целом, крупные блоки нервной системы, и свойства, присущие небольшим ее участкам или час-тям, например отдельным нервным клеткам.

В связи с этим картина о природных основах типов темпераментов людей (при сохранении убежденности в том, что тип темперамента зависит от индиви-дуального сочетания свойств нервной системы) стала намного более сложной и достаточно запутанной. Пока еще до конца прояснить ситуацию, к сожалению, не удалось, но современные ученные все-таки сходятся в следующем.

Прежде всего, они признают, что тип темперамента человека определяется не сочетанием тех трех простых свойств нервной системы, о которых говорил Павлов, а множеством разнообразных свойств. Затем, ими допускается, что раз-ные структуры мозга человека, в частности те, которые отвечают за общение дан-ного человека с людьми и за его активность с неодушевленными предметами, мо-гут обладать разными наборами свойств. Отсюда следует, что один и тот же че-ловек вполне может обладать и проявлять в работе и в общении с людьми разные типы темперамента.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

 

И. П. Павлов выделял три основных свойства нервной систе­мы: силу, урав-новешенность и подвижность. Сила нервной систе­мы означает способность нерв-ных клеток длительное время ге­нерировать или проводить нервные импульсы, т.е. воспринимать внешние воздействия и адекватно реагировать на них. Уравнове-шенность предполагает баланс в нервной системе двух взаимосвя­занных и вза-имопорождающих процессов, возникающих в ответ на внешнее воздействие, — возбуждения и торможения. Перевес одного над другим ведет к нарушению адекватности реагирова­ния (неуравновешенности): реакция на внешнее воздей-ствие бу­дет либо чересчур сильной, либо чересчур вялой. Подвижность нервной системы отражает динамичность нервных процессов — скорость возникновения и угасания, скорость смены одного про­цесса другим.

По И. П. Павлову все люди делятся на две группы по свойству силы нерв-ной системы (на сильных и слабых), далее группа сильных вновь делится на две группы по свойству урав­новешенности (на уравновешенных и неуравновешен-ных), и, на­конец, группа уравновешенных вновь делится по свойству подвиж-ности (подвижные и инертные), окончания этого дихо­томического деления образуют типы темперамента.

Таким образом, в понимании И. П. Павлова темперамент высту­пает как соотношение свойств нервной системы.

Слабость нервных процессов меланхолика определяет его по­ниженную работоспособность, быструю утомляемость, и в связи с этим он избегает актив-ной, разнообразной деятельности. Для него характерно стремление к привычной, однообразной деятель­ности в спокойной, знакомой обстановке. Это человек, жи-вущий в собственном, внутреннем мире, отличном от того внешнего мира, в ко-тором он находится реально. Это не означает, что ме­ланхолик игнорирует ре-альную действительность, нет, просто его внутренний мир для него дороже внеш-него: его подлинная жизнь протекает в мире внутреннем. Оборотной стороной слабости нерв ных процессов является высокая чувствительность, отличающая меланхолика от других типов темперамента. Высокая чувствитель­ность находит свое выражение в большей наблюдательности и повышенной тревожности, как правило, присущей меланхолику. С тревожностью, в свою очередь, может быть связано обострен­ное чувство ответственности, которое определяет избегание рис­ка, неожиданностей, столь характерное для меланхолика. Ответ­ственность же способствует развитию аккуратности, готовности к возможным изменениям.

В общении с другими людьми высокая чувствительность мелан­холика ока-зывает ему часто плохую службу. Он отмечает и делает предметом размышлений такие нюансы общения, которые дру­гими людьми не замечаются, и в результате подчас делает из мухи слона, приписывая людям намерения, о которых они и не подо­зревают. Особое мучение для меланхолика представляет общение снезнако-мыми людьми, незнакомый человек является для него сильнейшим раздражите-лем. Поэтому, стремясь избегать сильных переживаний, меланхолик сторонится новых знакомств и обще­ния с новыми людьми. Отсутствие навыков общения, трудности общения могут прикрываться замкнутостью, гордостью и даже гру-бостью и агрессивностью, т.е. демонстрацией желания не всту­пать в общение. В результате довольно часто возникает изоляция меланхолика от других членов кол-лектива. Вместе с тем в кругу близких знакомых, в дружеской атмосфере, в хоро-шем коллекти­ве меланхолик обнаруживает богатый душевный мир, проница­тельность суждений, тонкость замечаний, мягкость, деликатность, чуткость и отзывчивость, столь ему свойственные.

В отношении к самому себе у меланхолика преобладает созна­ние ущербнос-ти, неполноценности, которое может быть явным или тайным, скрываемым за той или иной маской. Это сознание определяет низкую оценку собственных возмож-ностей, неадек­ватную самооценку. Характерно, что даже удачи и достижения, как правило, не влияют на эту самооценку: удачи рассматривают­ся как случайные, то-гда как в неудачах видится закономерность. Неуверенность в себе, своих силах в свою очередь снижает успеш­ность его действий и решений.

Высокой работоспособностью, активностью и выносливостью характеризу-ется холерик. Трудности в работе, обилие впечатлений, разнообразие видов работ не только легко переносятся человеком с этим типом темперамента, но являются условием его нормаль­ного самочувствия, ощущения полноты жизни. Он испыты-вает потребность в новых впечатлениях, смене работ, преодолении трудностей. Стоит лишить холерика этих условий — и он, точно растение без влаги, чувствует себя не в своей тарелке, теряет ак­тивность. Но в благоприятных условиях холерик способен свер­нуть горы. В то же время в силу неуравновешенности холерик пред-­

ставляет собой человека увлекающегося и легко отвлекающегося, человека с не-устойчивыми интересами и намерениями и в силу этого с пониженным чувством ответственности. Для него харак­терно стремление к риску, авантюрам, неожидан-ным поступкам. Характерна для холерика также неустойчивость к неудачам. Вы-со­кая работоспособность свойственна ему только в периоды успеха, первая же не-удача способна повергнуть его в состояние уныния, из которого, впрочем, он так же легко выходит, как и впадает в него. Холерика называют человеком настрое-ния.

Общение с другими людьми составляет жизненную потребность холерика. Для него характерна чрезвычайная легкость в установле­нии контактов и непо-средственность общения. Вместе с тем об­ширность знакомств сопровождается по-верхностностью и не­устойчивостью связей. Будучи рабом настроения, легко поддаваясь новым впечатлениям, холерик сегодня заключает своего знако­мого в объятия, а завтра, услышав о нем какую-то сплетню, пе­рестает его замечать или говорит ему гадости. И хотя еще через день он вновь вернется к своему первона-чальному мнению, тем не менее такие перепады в отношениях не способствуют стремле­нию людей устанавливать с холериком прочные, глубокие связи. Возбу-димость и несдержанность, вспыльчивость и раздражитель­ность холерика могут служить причиной конфликтов в его отно­шениях с другими людьми.

В отношении к самому себе для холерика характерны измене­ния самооцен-ки, соответствующие изменениям его настроения. Самооценка возрастает, стано-вясь завышенной в период удач, повышенной работоспособности, сопровождаясь чувством уверен­ности в себе. Напротив, самооценка снижается в период неудач, упадка духа, депрессии. Таким образом, холерику свойственны неустойчивость и неадекватность оценки своих возможностей, неумение выбрать дело по плечу.

Флегматика отличают сила и уравновешенность нервных про­цессов, кото-рые обеспечивают ему высокую работоспособность, целенаправленность, упор-ство и настойчивость. Этому же способст­вуют малая подвижность, устойчивость, определенная инертность нервных процессов. В поведении это проявляется в трудности переключаемости с одной деятельности на другую. И. П. Павлов го-во­рил, что флегматик — спокойный, уравновешенный, всегда ров­ный, настойчи-вый и упорный труженик жизни. Флегматику свой­ственна устойчивость интере-сов и намерений. Трудности в рабо­те, в достижении цели не останавливают его, а, напротив, про­буждают в нем еще большую активность. Упорство в преодолении неудач может доходить до фанатизма. Он склонен к порядку, при­вычной обста-новке, привычным нормам поведения. В этом плане флегматик иногда отожде-ствляется с меланхоликом. Эта общая черта личности может способствовать их сближению, образованию устойчивых отношений. В отличие от меланхолика и холери­ка, флегматик способен и предпочитает выполнять работы, тре­бующие длительного напряженного внимания, точной координа­ции движений, четкого соблюдения порядка. Для флегматика ха­рактерна высокая ответственность за порученное дело, за взятые обязательства.

В общении с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, открыт. Общение не составляет для него проблемы, как для меланхолика, но в отличие от него знаком-ства флегматика и его отношения с людьми носят более устойчивый характер. Флегматик — человек долга, данное кому-либо слово или обязательство он стре-мится выполнить во что бы то ни стало. Такого же отношения он ожида­ет и от других людей. Поэтому в выборе партнеров по общению он более критичен. Ос-новательность суждений, обязательность, надеж­ность, стойкость намерений и привязанностей, упорство и энер­гия в достижении цели привлекают к нему мно-гих людей. В то же время фиксированность интересов, упорство в отстаивании своих взглядов, определенный педантизм могут вызвать антипатию.

В оценке своих возможностей флегматик отличается той же устойчивостью и адекватностью, как и в достижении цели, и в отношениях с людьми. Флегма-тик — человек, знающий себе цену и верящий в свои возможности. Уверенность в себе и упорство позволяют ему достигать успеха даже там, где цель, казалось бы, превышает его возможности. При этом флегматику не свойствен­но головокру-жение от успехов, которым страдает холерик. Флег­матик сохраняет трезвую оцен-ку своих возможностей не только в период неудач, но и в период успехов.

Сангвиник обладает всем набором положительных свойств нерв­ной систе-мы: сила определяет его способность к длительным и интенсивным занятиям, тре-бующим нервного напряжения; урав­новешенность определяет его целенаправлен-ность и помехоус­тойчивость; подвижность определяет способность легко входить в работу и легко переключаться с одного занятия на другое. Рабо­тоспособность, свойственная представителям сильного типа не­рвной системы, у сангвиника дос-тигает особенно высокой сте­пени за счет подвижности нервных процессов. Лег-кость переклю­чения с одного занятия на другое, создающая впечатление одно-временного ведения нескольких дел, обеспечивает повыше­ние продуктивности работы в несколько раз. Та же подвижность делает возможной большую гибкость в поведении и принятии решений по сравнению с флегматиком. Обладая не мень-шим упор­ством в достижении цели, сангвиник способен отказаться от при­нятого ранее решения или исходного принципа, если видит воз­можность иного решения и справедливость (нового) иного прин­ципа. Сангвиник отличается разносторон-ностью интересов, разнообразием деятельностей, в которые он охотно включа-ется, потребностью жить в гуще событий, испытывать сильные впечат­ления.

Характерными особенностями сангвиника в его отношениях с другими людьми являются общительность, открытость, в основе которых лежит потреб-ность в новых впечатлениях. В то же время сангвиник привлекает к себе людей своей отзывчивостью, жизне­радостностью, предприимчивостью, становится, часто помимо своей воли, центром внимания. Опыт общения дает ему умение привлекать людей и влиять на их поведение в тех случаях, когда это оказывается ему необходимым. Поэтому сангвиник нередко проявляет стремление к лидер-ству, причем, став лидером, при­обретает значительный авторитет. Как правило, сангвиник обла­дает хорошими организаторскими способностями.

Самооценку сангвиника можно определить вкратце как ус­тойчивую, слегка завышенную. Устойчивость самооценки определя­ется его непоколебимой уве-ренностью в себе, в своих силах, в своих способностях найти выход из любого положения. Сангви­ник порой ставит перед собой цели, которые он вряд ли может достичь своими силами, но помощь других людей, их расположе­ние к нему, их участие в его судьбе позволяют ему достичь наме­ченного. Поэтому даже в реше-нии задач, превосходящих его воз­можности, сангвиник способен добиваться успе-ха.

Меланхолик обладает одним бесспорным достоинством в глазах любого руководителя — способностью выполнять однообразную, скучную работу, от ко-торой бегут прочие сотрудники. Отсутствие у меланхолика, как правило, должной инициативности и уверен­ности в своих силах требует от руководителя, давшего ему зада­ние, проведения постоянного контроля и оказания поддержки и помощи. Следует избегать одной распространенной ошибки — нагружать меланхолика, пользуясь его безотказностью. Действи­тельно, обостренное чувство ответствен-ности приводит к тому, что меланхолик принимает на себя задание, которое ему не по силам, и силится выполнить его любой ценой, не жалея ни вре­мени, ни здо-ровья. В результате задание, которое могло быть вы­полнено другим человеком легко и между прочим, меланхолика способно привести к нервному срыву. Вина в этом случае лежит на руководителе. Особого внимания заслуживает организация со­трудничества меланхолика с другими членами коллектива. Особенности нерв-ной системы приводят довольно часто к изоляции меланхолика от коллектива. Задача руководителя — нарушить эту изоляцию, к чему, как отмечалось, стремит-ся и сам меланхолик. Один из возможных способов решения — создание неболь-шой рабочей группы (пары или триады), включающей меланхолика и людей с общими с ним интересами, не испытывающих к нему неприязненных чувств. Важно дать ему раскрыться в этом малом кругу знакомых людей, потому что для меланхолика всякая сколь­ко-нибудь активная деятельность возможна только с близкими людьми.

Холерик требует от руководителя действий, в чем-то проти­воположных действиям меланхолика. Если меланхолика приходится подталкивать и поддержи-вать, то холерика приходится сдержи­вать и осаживать. Как человек быстро увле-кающийся и быстро те­ряющий интерес к делу, если оно не ладится, холерик нуж-дается в постоянном контроле. Чтобы поддерживать интерес холерика к одному и тому же делу, руководитель должен заботиться, чтобы оно время от времени ме-няло контекст и значение. В случае неудач, способных выбить холерика из седла, руководитель должен помочь ему вернуть присутствие духа. Холерик хорош в роли инициатора, заводилы, но, как правило, плох как организатор. Это следует иметь в виду при распределении заданий. Как потенциальный носитель конфлик-тов, холерик нуждается в особом внимании при организации сотрудничества в коллективе. Необхо­димо избегать ситуаций, способствующих проявлению его нега­тивных качеств — возбудимости, вспыльчивости, несдержаннос­ти в прояв-лении чувств. Необходимо использовать сильные сторо­ны личности холерика — общительность, жажду деятельности. Холерик лучше всего может быть исполь-зован для выполнения представительских функций, для завязывания контактов при орга­низации нового дела. Но и в этих случаях необходим кон­троль его деятельности.

Флегматик, будучи не столь энергичным и инициативным, как холерик, способен доставить руководителю не меньше заботы. Этот человек органически не способен сидеть без дела или зани­маться бессмысленной работой. Но его беда состоит в том, что он подчас не способен самостоятельно выбрать себе действи-тельно значимое дело, о котором он мечтает и которому готов посвятить всего себя. Поэтому руководителю следует поручить ему важное дело, причем выбрать это дело со всей ответственностью. Ответ­ственность возникает в связи с тем, что, выбрав направление ра­боты, флегматик нелегко с ним расстается, так что ошибка в оп­ределении выбора направления будет означать потерю продуктив­ного работ-ника. В плане организации сотрудничества флегматик является наиболее покла-дистым участником. Он легко входит в любую группу и в качестве ведущего, и в качестве ведомого, придает группе устойчивость и направленность, подает при-мер со­бранности и дисциплинированности. Флегматик, как правило, легко обре-тает в случае необходимости организаторские навыки и необходимый авторитет.

Присутствие в коллективе сангвиника требует от руково­дителя особого внимания. Обладая энергией, инициативностью, стремлением к самостоятельнос-ти, сангвиник во всех ситуациях стремится занять центральное положение, актив-но участвует во всех событиях, отстаивает свою позицию и свою точку зрения, часто противоположную общепринятой или официальной. Оппо­зиция, противос-тояние, борьба с кем-то являются привычными состояниями сангвиника, выра-жением активности его натуры. Чаще всего противником сангвиника становится именно руководитель, которому сангвиник противостоит как неформальный ли-дер. Под­робнее отношения лидера и руководителя будут рассмотрены да­лее, в главе «Личность в группе». Являясь фигурой яркой, привле­кательной, сангвиник пользуется большим влиянием на окружа­ющих, вызывает их доверие, пользуется авторитетом, поэтому в любой группе занимает ведущую роль. Самостоятель-ность и неза­висимость суждений приводят к тому, что сангвиник, как и холе­рик, часто становится источником конфликта с окружающими. Однако, в отличие от холерика, конфликты которого носят эмо­циональный характер, сангвиник конфликтует с людьми по де­ловым вопросам и взглядам, он более упорен и настойчив в своей борьбе.

 

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ОСНОВЕ ТЕМПЕРАМЕНТА

 

Что является органической основой темперамента по современным представлениям. В качестве такой основы, по-видимому, выступают какие-то особенности генотипа человека, от которых, в свою очередь, зависят свойства нервной системы. Имея в виду факт существования четырех, обозначенных выше, пар свойств нервной системы: силы – слабости, возбудимости – инертности, лабильности – ригидности и уравновешенности – неуравновешенности, а также то обстоятельство, что их сочетанием определяется тип темперамента человека, можно предполагать, что следующим типа темперамента соответствуют такие типичные сочетания свойств нервной системы:

Сангвиник – сильная, возбудимая, лабильная и уравновешенная нервная система.

Холерик – сильная, возбудимая, лабильная и неуравновешенная нервная система, при доминировании процессов возбуждения над процессами торможения.

Флегматик – сильная, инертная, ригидная и уравновешенная нервная система.

Меланхолик – слабая, инертная, ригидная и неуравновешенная нервная система, при доминировании торможения над возбуждением.

 

СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

 

Темперамент как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Первым свойством темперамента является темп периодических и цик-лических движений, совершаемых человеком при выполнении той или иной дея-тельности. Темп – это количество движений за единицу времени: чем больше та-ких движений, тем выше темп деятельности.

Второе свойство темперамента – это скорость выполнения внешних движе-ний или скорость протекания внутренних, психологических процессов человека.

Третье свойство темперамента – переключаемость. Оно проявляется или в переходе от выполнения одного движения к выполнению другого движения, или в переключаемости с одного внутреннего процесса на другой, или, наконец, в пере-ходе от одного психологического состояния к другому. Чем быстрее человек со-вершает такие переходы, тем выше переключаемость как свойство темперамента. Одним из вариантов проявления это свойства является скорость реакции, т.е. ско-рость перехода человека от состояния покоя (отсутствие реакции) к состоянию возбуждения (наличие реакции).

Четвертое свойство темперамента – активность или энергичность. Под ней понимается количество энергии, заложенное в действии, совершенном человеком, или количество энергии, расходуемое человеком при выполнении того или иного действия. Такие характеристики человека, как активный, пассивный, энергичный, слабый, относятся к проявлениям именно этого свойства темперамента.

Пятое свойство темперамента – эмоциональный фон, на котором протекает деятельность человека, или, короче – его эмоциональность. Под ней понимается сила и разнообразие типичных эмоциональных переживаний человека.

Шестое свойство темперамента – уравновешенность. Оно характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения, как в нервной системе че-ловека, так и в его поведении. Уравновешенным называют, соответственно, че-ловека, у которого процессы возбуждения и торможения являются примерно оди-наковыми по силе и длительности. При этом под возбуждением понимается пере-ход из состояния пассивности (покоя, бездействия) к состоянию активности (дей-ствию, деятельности), а под торможением – обратный переход: из состояния воз-буждения в состояние покоя. Сочетание этих свойств и характеризуется темпера-мент человека.

 

ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    Что такое индивидуальный стиль деятельности. Наблюдение за поведением людей показывают, что природный тип темперамента далеко не всегда однознач-но проявляется в их деятельности, и особенно в их социальном поведении. Куль-тура накладывает определенные ограничения на социальное поведение человека. В итальянской культуре разрешается громко разговаривать, совершать активные телодвижения и размахивать руками при общении; в английской это запрещается делать; в японской культуре считается неэтичным открыто выражать свои эмо-ции, и т.д.

Культура, обучение и воспитание, несомненно, накладывают определенный отпечаток на внешние проявления темперамента человека. В результате этого в наблюдаемых извне динамических особенностях социального поведения человека мы имеем дело не с так называемым чистым темпераментом, а с чем-то иным, обозначаемым как индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности можно определять по-разному: и от-носительно самостоятельно, и в его сравнении с темпераментом человека. Само-стоятельное определение индивидуального стиля деятельности выглядит следу-ющим образом. Это – характерный для человека способ поведения в типичных жизненных ситуациях, которые, в свою очередь, могут быть двух видов: ситуации деятельности и ситуации общения.

Определение индивидуального стиля деятельности в его сравнении с тем-пераментом выглядит несколько по-другому. В этом случае индивидуальный стиль деятельности понимается как результат приспособления индивидуального типа темперамента человека к особенности его деятельности и общения с людьми или к условиям, в которых они протекают. Чем индивидуальный стиль деятель-ности отличается от темперамента и что общего он имеет с ним. Индивидуаль-ный стиль деятельности проявляется во всех особенностях деятельности человека, в то время как темперамент – лишь в ее динамических особенностях. Например, индивидуальный стиль деятельности может проявляться в том, как человек гото-виться к выполнению той или иной деятельности, в каком порядке он выполняет действия, которое с этой деятельностью связаны, как он завершает и контроли-рует соответствующую деятельность. Все это прямого отношения к темпераменту как таковому не имеет.

Индивидуальный стиль деятельности, хотя и зависит от свойств нервной системы человека и, возможно, от генотипа, врожденным не является. Зная свой-ства нервной системы, которыми обладает человек с рождения, невозможно пред-сказать, каким станет его индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности человека способен меняться с течение жизни, а темперамент нет. Скажем, если человек выбирает новую для себя специ-альность или поступает на работу, где от него требуется иной стиль деятельности по сравнению с тем, к которому он привык, то для того, чтобы получить соответ-ствующую специальность и не потерять вновь приобретенную работу, человек вынужден изменить свой стиль индивидуальной деятельности. Изменить темпе-рамент человека при всем желании невозможно.

Индивидуальный стиль деятельности представляет собой в основном внеш-ние формы поведения. При этом внутренние процессы, проходящие в человеке, могут не соответствовать внешне наблюдаемому его поведению. Иными словами, в динамике внутренней активности, связанной с индивидуальный стилем деятель-ности, и в динамике внешней активности, в которой выражается данный стиль деятельности, могут быть значительные расхождения.

    Темпераменту это не свойственно: внешние, и внутренние виды активности, характеризующие темперамент, идентичны по своим динамическим характерис-тикам. Если, к примеру, холерик или флегматик, то и внешнее его поведение, и его психические процессы, и его психические состояния будут иметь одни и те же, соответственно флегматические или холерические, свойства.

Вместе с тем темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека тесным образом связаны друг с другом. Их связь проявляется в следующем. Ин-дивидуальный стиль деятельности человека по своим динамическим особеннос-тям обычно соответствует его темпераменту. Но такое соответствие наблюдается не всегда: между динамическими особенностями темперамента и индивидуаль-ного стиля деятельности могут существовать расхождения. Например, будучи флегматиком, человек, может быть вынужденным заниматься деятельностью, выполнение которой требует от него динамических особенностей, свойственных сангвинику. Бывает и наоборот: сангвиник, занимаясь чем-либо, вынужден вести себя как флегматик. В этих двух случаях человек, выполняя соответствующую работу, будет чувствовать себя напряженно и неуютно и, скорее всего, будет быстро утомляться, допускать в работе немалое число ошибок. Если темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека соответствуют друг другу, то человек в работе чувствует себя достаточно комфортно, получает от нее удовлетворение и демонстрирует повышенную работоспособность.

Индивидуальный стиль деятельности, с другой стороны, не может быть полностью независим от темперамента, и тот основной тип темперамента, который свойствен данному человеку, так лил иначе, но обязательно проявится в его индивидуальном стиле деятельности. Поясним сказанное, вспомнив, что у большинства людей имеются смешанные типы темперамента, и тип темперамента человека условно определяется по доминирующим свойствам нервной системы. Они-то и имеются в виду, когда говориться об основном типе темперамента данного человека. Именно этот тип проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека.

 

ТЕМПЕРАМЕНТ И ОБЩЕНИЕ

 

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружа-ющими людьми, а следовательно, в значительной степени определяет психоло-гическую совместимость или несовместимость людей.

В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, специально изучающий динамические характеристики психики человека: «Представьте себе две реки: одну спокойную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно, несет воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенности течения психической жизни разных людей)». Здесь представлено, что обе реки – бурная и спокойная – текут порознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повседневной жизни – в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых разных «потоков» психической жизни разных людей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водовороты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем русле стремится сохранить свою самоценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.

В межличностных отношениях конфликты не редко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента, как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Определите сущность темперамента и опишите его основные типы.

2. В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

3. Известный политический карикатурист из Дании, лауреат Ленинской премии Херлуф Бидструп был отличным профессионалом и неплохим психологом, который сумел изобразить четыре темперамента. Объясните разную реакцию людей на одно и то же явление».

 

 

4. Проанализируйте поведение героев мультфильма «Винни-Пух» https://www.youtube.com/watch?v=J-UHwBgvG70 и определите тип темперамента каждого из них.

5. Психологические ситуации

1. У какого ученика – Вали или Саши – в особенностях поведения наиболее отчётливо проявляются свойства темперамента? Дайте обоснование своего выбора.

У Вали повышенная активность и энергичность, работоспособность проявляются при выполнении любых домашних поручений, школьных заданий, а также при выполнении любых общественных поручений; у Саши те же качества проявляются только при выполнении интересных домашних и общественных поручений, школьных заданий.

2. На основании характеристики определите тип темперамента школьника. Какие свойства темперамента проявляются в этой характеристике?

     А. Виктор, 3 класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему не поднял руку, отвечает односложно: «Да так…» Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно, не злобив, но для товарища ленится что-либо сделать, в разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив.

  Б. Борис, 3 класс. Безгранично увлекающийся. Часто берёт работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости даёт сбивчивые ответы. Приходится всё время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное. Когда рассердится, ещё не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятёрочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания его скорее выполнить не дослушивает до конца.

  В. Саша, 3 класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашёл в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно переживает их. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других.

   Г. Лена, 2 класс. Девочка очень подвижная, ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Преобладающее настроение весёлое и бодрое. На вопрос: «Как дела?»- обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!», - хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки и не так уж хороши. Про пятёрки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так… случайно…». Иногда огорчается, даже плачет, но ненадолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, её легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

3. Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика,

      холерика и меланхолика. Повышенная активность, длительная работоспо-

      собность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость,

      терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и

      настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и

      перестройка навыков, эффективность, вялость, выразительность мимики и

      пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность (высокая чувствитель-

      ность).  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: