VI. Подведение итогов, выводы

Итак, мы познакомились с исследованиями творческих групп, с их наблюдениями и выводами.

Какой общий вывод по теме урока можно сделать? Прочтите свои записи, которые вы сделали в процессе урока.

 

Учитель корректирует ответы ребят.

Гражданскую войну в истории и литературе 20-30-х годов, да и в современной литературе, осмысливали по-разному. Одни видели в ней только героическое, другие трагедию всего народа.

 

1. А.Фадеев в романе "Разгром" проявил классовую позицию: он считает, что в революции и гражданской войне происходит "отбор человеческого материала", и отдаёт предпочтение рабочим и крестьянам. Но, оправдывая жестокость "высшей" целесообразностью, он, как истинный художник, не смог не показать мучительные сомнения человека, который должен определить своё место в революции и гражданской войне.

 

2. И.Бабель в "Конармии" показал, что в жестокой гражданской войне даже человек культурный не способен устоять на принципах гуманизма. Значит, война одинаково губительна в нравственном отношении для обеих воюющих сторон (вспомните высказывания о войне командиров Красной и Белой армий).

Таким образом, Бабель отрицает войну, особенно братоубийственную.

 

3. А. Весёлый в своём романе "Россия, кровью умытая" показал, что в гражданской войне у всех воюющих: и у белых, и у красных просыпается жестокость, исчезает человечность. Изображая ужасы войны, А. Весёлый отрицает войну и утверждает гуманизм. Для него война трагедия всего народа.

 

4. Для Шолохова гражданская война преступление, национальная трагедия, война, в которой не может быть победителей.

Всех писателей, изобразивших войну, как мы увидели, волнует судьба России, судьба народа, судьба каждого человека, волнует сохранение общечеловеческих ценностей.

Мы перелистали "страницы, залитые кровью", чтобы извлечь из них уроки и помнить своеобразный завет, который призывает нас к гуманности:

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата.

Сознание людей за многие годы после гражданской войны изменилось. Не случайно в нашей стране появился новый праздник День примирения и согласия.

Писатели-гуманисты своими произведениями призывают нас помнить жестокие уроки истории для нашего же блага.

 


https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/ou3z37du.html

Данный урок я считаю удачным, так как:

· четко обозначена центральная тема;

· произведения и авторы рассматриваются в контексте исторической эпохи;

· используется наглядный материал (репродукции картин, исполнение музыкальных композиций);

· используются разные виды самостоятельной деятельности учащихся;

· широко используется метод лекции.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: