I. Организационная часть

ИЗУЧЕНИЕ ОБЗОРНЫХ ТЕМ В СТАРШИХ КЛАССАХ

ПЗ

1. Прослушайте лекцию (см. прикрепленный файл), ознакомьтесь с главой, посвященной изучению обзорных тем в старших классах, в учебниках З.Я.Рез и О.Ю. Богдановой и ответьте на вопросы / выполните задание:

1) дайте определение обзорной темы;
Уроки особого вида, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е репродуктивного, эвристического и исследовательского методов. Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и литературы определенного периода, а также об отдельных авторах.


2) каково место и назначение обзорных тем в курсе литературы в старших классах?
Обзорные темы – неотъемлемая часть учебного курса литературы старших классов, которая обеспечивает целостное представление об историко-литературном процессе в целом.
Обзорные темы в курсе литературы разнообразны по содержанию и по принципам, на основе которых они выделены. Обзор — это изложение обозрения, т. е. видного со всех сторон, рассмотренного в общем виде, краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений.


3) каковы основные разновидности обзорных тем (обзоров)?
1. Обзорные темы установочного характера:

· урок пролог.

2. концептуальные обзоры этапов развития литературы:

· обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии (например, «Модернизм как художественная система»);

· обзор-веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы (например, «Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных десятилетий»);

· проблемно-тематический обзор (например, «Тема родины в современной поэзии»).

3. темы, которые завершают изучение конкретного периода или эпохи.

· итоговое обзорное занятие


4) каковы требования к изучению обзоров всех типов?
1.Обзорные темы
За многие годы в школе сложился определенный «типовой» подход к обзорным темам этого вида. Учитель-словесник продумывает план изучения обзорных тем. Он основан на расшифровках, содержащихся в программе по литературе, но наполнение пунктов плана зависит от учителя, и потому при его общности содержание обзоров может быть отличным друг от друга.
Прежде всего, нужно заглянуть в программу по истории, в которой есть целый ряд тем, соприкасающихся с программой по литературе. Затем определить основную идею, объединяющую между собой уроки обзорной темы. В работе над темой можно опереться на имеющиеся у учеников знания по истории. Без знания исторических обстоятельств нельзя понять особенностей литературной жизни эпохи. Эти знания надо включить в новую систему понятий, в основе которых – осознание художественной специфики искусства.
Во избежание затруднений, во-первых, нужно опираться на межпредметные связи и привлекать знания, полученные в курсе истории.
Необходимо очень кратко включить в обзор и творения гениальных художников, композиторов, скульпторов, демонстрируя репродукции, фотоснимки, привлекая аудио- или видеозаписи.
Можно раскрыть историю через литературу. Например, обстановка ожидания реформы и подготовка к ней («необходимость перемен») воспримется в живом образе.

С другой стороны, факты литературной жизни приобретут в глазах учеников большой вес и значение, если они увидят их историческую причинность.

После этого наступает время подвести итоги литературного развития за эти годы или десятилетия.
2. Концептуальные обзоры этапов развития литературы.
Цель каждого из них – дать представление о характере литературы, отразившей движение нашей жизни от первых послереволюционных лет до сегодняшнего дня.
Предполагается, что единство освещения в обзорах исторических событий, литературной борьбы и конкретных явлений литературы позволит ученикам увидеть в каждом периоде общее, что характерно «для всего литературного процесса русской эпохи, и особенное, специфичное для данного этапа».

















Темы, которые завершают изучение конкретного периода или эпохи

Такое итоговое обзорное занятие даёт обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого и намечает перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися.
Оглядываясь на пройденный литературный путь, учитель напоминает ученикам, что, о каком бы русском писателе в течение года ни шла речь, всегда отмечалась теснейшая связь его творчества с требованиями современной общественно-политической жизни.


5) как можно проверить знания учащихся, полученные ими на уроках по обзорной теме?

· учащиеся слабого и среднего уровня познавательных возможностей составляют тезисный конспект лекции учителя, опираясь на предложенный план. Сильным учащимся предлагается выявить основные идеи лекции, сформулировать проблемные вопросы по ее содержанию. Отдельные разделы лекции учащиеся этой группы готовят самостоятельно.

· В классе с невысоким уровнем обученности ученики, прослушав лекцию учителя или выступление подготовленного ученика, составляют хронологическую таблицу, дополняя ее дома по учебнику литературы и другим источникам (учебник истории, справочники).

· Составление исторического комментария к эпохе может стать фронтальным заданием для всего класса: учащимся предлагается составить рассказы, подготовить информацию об исторической дате. Этот прием помогает школьникам представить отразившиеся в произведениях изучаемого периода события общественной жизни в контексте времени, объяснить их, а также особенности личности, мировоззрения, политических убеждений, поведения людей, живших и действовавших в то или иное время.

· Монографические темы, как уже отмечалось, преподносятся учащимся на фоне предшествующего обзора. Поэтому в уроки «по персоналиям» обязательно включаются задания, направленные на установление связи художника с эпохой, принципами школы, рассмотрение творчества в контексте школы, в рамках которой сформировался поэт.

 

ЛЗ



После ознакомления с методикой изучения обзоров разных видов найти в Интернете УДАЧНЫЙ обзорный урок, скопируйте его в отчетный документ (не забудьте указать ссылку на ресурс и имя разработчика), а затем дайте обоснование своему выбору (почему урок видится Вам удачным?). Не забудьте отметить, к какому виду обзоров (обзорных тем) относится выбранный Вами урок.

 

Тема: "Гражданская война и её осмысление в литературе 20-30 годов XX века". 11 класс.

Цель: помочь учащимся понять концепцию гражданской войны в

произведениях А.Фадеева, И.Бабеля, А.Весёлого и М.Шолохова;

частичный анализ поэтики произведений;

развитие навыков диалогической и монологической речи учащихся;

воспитание у ребят гуманных чувств, толерантности, потребности определять свою позицию по отношению к тому или иному историческому событию или литературному явлению, ответственности за свои поступки.

Оборудование урока:

1. На доске слева портреты командиров Красной и Белой армий.

2. На доске справа Из словаря:

Гражданская война это организованная вооружён-

ная борьба за государственную власть между

различными классами социальными группами

внутри страны.

3. На доске в центре тема урока;

портреты А.Фадеева, М.Шолохова, И.Бабеля, А.Весёлого;

эпиграфы к уроку:

История не терпит суесловья, В годину смут, унынья и разврата

Трудна её народная стезя, Не осуждай заблудшегося брата.

Её страницы, залитые кровью, А.Голенищев-Кутузов

Нельзя любить безумною любовью (В романе М. Шолохова «Тихий Дон»

И не любить без памяти нельзя. надпись на могиле Валета:

Я. Смеляков. "День России". «В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата…»)

4. На стенде "Сегодня на уроке" репродукции картин:

"Кавалерийская атака", "Тачанка", "На другой день в станице Платовской" Б. Грекова, "Смерть комиссара" К. Петрова-Водкина.

5. На отдельных листах (для каждого стола)

воспоминания о гражданской войне офицеров и командиров Красной и Белой армий.

6. На стенде "Пиши правильно" слова: гуманизм, гуманность, толерантность, трагедия, концепция, объективность, субъективность.

7. Выставка книг о гражданской войне: художественной и исторической литературы.

8. Грамзаписи песен о гражданской войне: "Там, вдали, за рекой...", "Эх, дороги...".

Уроки рассчитаны на два академических часа.

На уроки приглашён учитель истории.

До урока учащиеся работали в творческих группах, каждая из которых анализировала конкретное произведение, собирала материалы и готовила ответы на вопросы.

Ученики садятся по группам за "круглый стол", лицом друг к другу.

На столах распечатанные заранее документы:

 

Из воспоминаний Е. И. Ковтюха командующего 1-ой колонной Таманской армии, а затем всей армией, прототипа главного героя романа А.С.Серафимовича "Железный поток":

Немцы и турки покинули Новороссийск ушли в Севастополь. Белые заняли город и взялись за расправу с оставшимися там красноармейцами и моряками, которых было 800...

Их пригнали под конвоем к начальнику гарнизона, который приказал вывести пленных за город и ждать распоряжений. Их вывели за город. Скоро появился и полковник; подойдя к конвою, он приказал построить всех пленных в две шеренги, одна от другой на двадцать шагов, лицом к лицу. Когда перестроение было закончено, он подал команду всем пленным стать на колени и наклонить головы вперёд, а конвою рубить "этим босякам головы", что конвой и исполнил. Трупы полковник приказал не убирать несколько

дней для острастки местному населению.

Ужасающая расправа белых в г. Новороссийске продолжалась три дня. Офицеры и казаки, перепившись, превратились в каких-то разъярённых хищных зверей, насиловавших тысячи невинных женщин и детей. В эти три дня белым командованием было разрешено вступившим в Новороссийск частям делать что кому нравится. Впоследствии выяснилось, что белые за эти дни изрубили всех оставшихся раненых красноармейцев как в лазаретах, так и в эшелонах, находившихся на станции. Почти такую же расправу учинили над оставшимися беженцами, отпустив только некоторых женщин, раздетых и изнасилованных.

 

Из "Очерков русской смуты" А.И.Деникина:

Моральный облик армии. "Чёрные страницы".

 

Армии преодолевали невероятные препятствия, геройски сражались, безропотно несли тягчайшие потери и освобождали шаг за шагом от власти Советов огромные территории. Это была лицевая сторона борьбы, её героический эпос.

Некоторые явления разъедали душу армии и подтачивали её мощь. На них я должен остановиться.

Войска были плохо обеспечены снабжением и деньгами. Отсюда стихийное стремление к самоснабжению, к использованию военной добычи. Неприятельские склады, магазины, обозы, имущество красноармейцев разбиралось беспорядочно, без системы....Пределы удовлетворения жизненных потребностей армий, юридические нормы, определяющие понятие "военная добыча", всё это раздвигалось, получало скользкие очертания, преломлялось в сощнании военной массы, тронутой общенародными недугами. Всё это извращалось в горниле гражданской войны, превосходящей во вражде и жестокости всякую войну международную.

... За гранью, где кончается "военная добыча" и "реквизиция", открывается мрачная бездна морального падения: НАСИЛИЯ И ГРАБЕЖА.

... Поистине нужен был гром небесный, чтобы заставить всех оглянуться на себя и свои пути.

... В городах шёл разврат, разгул, пьянство и кутежи, в которые очертя голову бросалось и офицерство, приезжавшее с фронта.

Из очерка В.В. Шульгина "Новогодняя ночь".1920 год.

(Шульгин публицист, один из главных идеологов Белой армии.)

 

Я хочу думать, что это ложь. Но мне говорили люди, которым надо верить.

В одной хате за руки подвесили... "комиссара"... По ним разложили костёр. И медленно жарили... человека...

А кругом пьяная банда "монархистов"... выла: "боже, царя храни".

Если это правда, если они есть на свете, если рука Немезиды не поразила их достойной их смертью, пусть совершится над ними страшное проклятие, которое мы твори им, им и таким, как они, растлителям белой армии... предателям Белого Дела... убийцам Белой Мечты...

Так думалось в одинокую новогоднюю ночь..

 

I. Организационная часть.

Звучит начало песни "Эх, дороги...". Один из учеников читает эпиграфы. Музыка замолкает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: