Речевая игра «Ванька, встань-ка»

Конспект краткосрочного проекта:                      «Культура и традиции русского народа», проведенного в разновозрастной группе «Солнышко».

                                                                          Подготовила: воспитатель

                                                                                Левина Т. Ю.

 

 

г. Вязьма 2017 год

Вид проекта: информационно - творческий

Продолжительность: краткосрочный – 2 недели (11.03 - 25.03)

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность:

  В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова безнравственность, без духовность, мы всерьёз задумываемся о том, какие вырастают нынешние дошкольники.                                                                                  Мы думаем, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умение помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и многих взрослых сейчас отсутствуют. Говорят, если доброта, чуткость, добропорядочность, значит - человек состоялся. Но как, какими методами воспитывать в них нравственность? Было решено познакомить детей с русскими народными традициями, чтобы воспитывать на материале истории нашего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта:

  Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами, культурой и традициями; организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- познакомить детей с народными промыслами;

- развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах творчества;

- развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;                                                                                                                    - приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присуще ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;

- развивать художественно - творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

- приобщить к многообразию и особенностям декоративно- прикладного искусства.

Предполагаемый результат:

· Узнают и называют знакомые виды народного декоративно- прикладного искусства.

· Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи создают декоративные композиции по мотивам народных изделий.

· Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие.

· Самостоятельно и творчески применяют умение и навыки, полученные на занятиях.

                                    Этапы работы над проектом:

1 этап: Подготовительный · Определение темы проекта. · Составление плана реализации основного этапа проекта. · Разработка конспектов. · Создать развивающую среду: наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, набор литературы. · Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.  
2 этап: Основной РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: -Консультация «Народные промыслы России». - Папки-передвижки «Матрешки», «Народные промыслы», «Белогодская игрушка». - Домашнее задание: «Народные промыслы».   · Знакомство и беседа о традициях дымковской, хохломской, городецкой, жостовской, гжельской росписей. · Беседа о быте нашего народа в старину. · Формирование понятий: «изба», «конек», «сени», «кухонная утварь». · Беседа о народной игрушке «Русская матрёшка». · Беседа по сказке Л. П. Бажова «Каменный цветок». · Разучивание стихотворений «Матрёшки», «Золотая хохлома», «Городец», «Дымково», «Жостово». · Составление и отгадывание загадок по теме проекта. · Презентация: «Народные промылы». · Дидактические игры: «Составь узор», «Узнай узор», «Чей сувенир», «Матрешки». · Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Народные мастера», «Семья». · Народные игры: «Горелки», Карусель», «Игровая», «Ручеек». ООД   · Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Жостовский поднос» · Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Городецкая роспись» · Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Индюк» · Познавательное развитие «Бабушкин сундук»  

          3 этап: Заключительный:

Участие в народном празднике «Как жаворонки весну закликали», фотоотчет по проекту.

                                                                                             Приложение 1:

Стихи для детей о русских народных промыслах.

Погляди-ка ты в окошко.
Что случилось на дворе?
Баба Маня, как Матрёшка
Что-то машет детворе.

Побегу-ка, тоже гляну,
Что за детский маскарад?
Вон и бабушка Ульяна
К ней присела тоже в ряд.

Подошла. Дела какие!
Что здесь крутится народ?
Всем игрушки расписные
Баба Маня раздаёт.

А сама, как разоделась!
И кокошник, сарафан.
Мне так тоже захотелось
Рисовать в цветочках храм.

Наша бабушка Маняша
Здесь художницей слывёт.
Мастерица она наша.
В её доме Сказ живёт.

Сказ придумывает сказки.
Это Бабы Мани дед,
А она рисует глазки
На придуманный портрет.

Появляются матрёшки
В этом сказочном дворе,
Разрисованные плошки.
Всё на радость детворе.

А сегодня они учат
Нас матрёшек рисовать.
Мне такое не наскучит,
Мастерицей хочу стать.

Тем село и знаменито,
Что войдя в любой здесь дом,
Видишь: мастер деловито,
Что-то крутит над столом.

Ишь! Гляди-ка ты! Игрушка!
Ловко вырезан медведь!
Нарисую завитушку,
Я уже умею ведь.

 

Развесёлые сестрицы,

Озорные молодицы!

Хороши, румяны щёчки,

На передниках – цветочки!

Хлопайте в ладошки:

Загорские матрёшки!

 

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова

 

 









































Дымково

Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.

 

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка          

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красный, высоко горя,

Как корона у царя.

 

Индюк сказочно красив

И напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг

Птица важная – индюк.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.

В.Фофанов

Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.

Распускаются букеты,                        

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!






























Золотая Хохлома.

Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

 

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома,

Может всюду там сияют

Золотые купола?

 

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой-

Вот чем славится она!

 

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь – не забудешь,

И хотел бы, да не мог!

Елена Никонова

Хохлома

Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома.

 

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлее вода родничковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Вот, смотрите, «Рыба – кит»,

А под ней вода кипит,

На спине стоит дворец,

Рядом скачет удалец.

Здесь две барыни сидят,

Пьют чаёк и говорят,

Ну а кошка возле ножки

Ждёт, когда дадут немножко.

“Жостовские кисти”

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.












П.Синявский.

Сувенир из Жостова.

Вот жостовский чёрный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нём бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик над формой трудился

И долго шпаклёвкой его грунтовал,

И лаком поверхность не раз заливал.

 

Чтоб роспись художник нанёс на металле,

Фон чёрный на нём должен быть или алым

И краски нежнейшие сада и луга.

Вот кисть живописца пустилась по кругу.

 

Вальсирует ловко и быстро кружится,

Мазками упругими краска ложится.

И вот разлетелись по чёрному лаку

Пионы, ромашки, розаны и маки.

 

Художник в работе не любит повторов,

У мастера много красивых узоров.

И кА ни похожи букеты на них,

А в Жостово дважды не встретишь таких.

 

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет,

И кажется, лето нам шлёт свой привет.

                                               Русский платок.

Разноцветные платки,

Набивные шали

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали!

 

Научились мастера

Павлова Посада

Набивать узоры трав

Луга или сада.

 

Длинных нитей переплёт

В узелки вязали –

Бахромою из кистей

Кромку украшали.

 

Знал заветный сундучок

С девичьим нарядом

Яркий шёлковый платок

Павлова Посада…

 

А как девицы пойдут –

Расцветает улица,

А плечами поведут –

Хочется зажмурится.

 

Разбегаются глаза

От такого дива,

Засмущается душа –

Чей платок красивей.

 

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали

Разноцветные платки,

Набивные шали!

Елена Никонова.

                                               Кружева.

Нетающая снежинка.

Вологодская избушка,

В небе ясная луна,

Одинокая старушка

Засиделась у окна.

 

Это бабке Пелагее

Не лежится на печи,

Принялась за рукоделье –

Стала кружево плести.

 

Время за полночь, не спится

Беспокойной мастерице.

Застучали друг о дружку

Деревянные коклюшки.

 

И уменье и терпенье

Важно в кружевоплетенье.

Да и как же тут спешить –

Перепутается нить!

 

Чтоб узор был ровный, гладкий,

У старушки есть булавки.

Их в подушечку воткнёт,

Белой нитью оплетёт,

 

И узорная снежинка,

Как нетающая льдинка,

Всё растёт, растёт, растёт.

 

Пелагеина забота –

Чтоб порадовался кто-то,

Глядя на её уменье,

На искусных рук творенье.

 

В деревянное оконце

Светит ласковое солнце,

Новый день в избу стучится.

Ай, да бабка мастерица!

 

Кружевной, изящный, нежный,

Весь воздушный, белоснежный

Как смогла сплести узор –

Не нарадуется взор!

 

Вологодская картинка,

Нитяные кружева…

Пелагеины снежинки

Не растают никогда!

                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                                                                                                                                                                                                                  Тук-тук, щёлк-щёлк,

Медведь, мужик, коза и волк….

Деревянные игрушки:

И медведи и старушки –

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба)

 

 

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми. (Гжель)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может солнцем залитые. (Хохлома)

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня! (Дымка)

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Чёрные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные!

(Жостовские подносы)

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны. (Филимоновская игрушка)

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…..

Даже всех не сосчитать! (Матрёшки)

 

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…..

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят. (Городец)

 

                                      Скачут коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен. Взгляните!

(Вологодские кружева)

 

                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Домашнее задание для родителей:

«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Речевая игра «Ванька, встань-ка»

Цель: Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Ход игры. Дети делают движения: встают на носки и возвращаются в исходное положение. Затем приседают, опять встают на носки, приседают. Движения сопровождаются словами:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай-ка, приседай-ка.

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: