Конспект краткосрочного проекта: «Культура и традиции русского народа», проведенного в разновозрастной группе «Солнышко».
Подготовила: воспитатель
Левина Т. Ю.
г. Вязьма 2017 год
Вид проекта: информационно - творческий
Продолжительность: краткосрочный – 2 недели (11.03 - 25.03)
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность:
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова безнравственность, без духовность, мы всерьёз задумываемся о том, какие вырастают нынешние дошкольники. Мы думаем, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умение помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и многих взрослых сейчас отсутствуют. Говорят, если доброта, чуткость, добропорядочность, значит - человек состоялся. Но как, какими методами воспитывать в них нравственность? Было решено познакомить детей с русскими народными традициями, чтобы воспитывать на материале истории нашего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта:
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами, культурой и традициями; организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- познакомить детей с народными промыслами;
- развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах творчества;
- развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус; - приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присуще ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;
- развивать художественно - творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- приобщить к многообразию и особенностям декоративно- прикладного искусства.
Предполагаемый результат:
· Узнают и называют знакомые виды народного декоративно- прикладного искусства.
· Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи создают декоративные композиции по мотивам народных изделий.
· Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие.
· Самостоятельно и творчески применяют умение и навыки, полученные на занятиях.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Подготовительный | · Определение темы проекта. · Составление плана реализации основного этапа проекта. · Разработка конспектов. · Создать развивающую среду: наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, набор литературы. · Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта. |
2 этап: Основной | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: -Консультация «Народные промыслы России». - Папки-передвижки «Матрешки», «Народные промыслы», «Белогодская игрушка». - Домашнее задание: «Народные промыслы». · Знакомство и беседа о традициях дымковской, хохломской, городецкой, жостовской, гжельской росписей. · Беседа о быте нашего народа в старину. · Формирование понятий: «изба», «конек», «сени», «кухонная утварь». · Беседа о народной игрушке «Русская матрёшка». · Беседа по сказке Л. П. Бажова «Каменный цветок». · Разучивание стихотворений «Матрёшки», «Золотая хохлома», «Городец», «Дымково», «Жостово». · Составление и отгадывание загадок по теме проекта. · Презентация: «Народные промылы». · Дидактические игры: «Составь узор», «Узнай узор», «Чей сувенир», «Матрешки». · Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Народные мастера», «Семья». · Народные игры: «Горелки», Карусель», «Игровая», «Ручеек». ООД · Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Жостовский поднос» · Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Городецкая роспись» · Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Индюк» · Познавательное развитие «Бабушкин сундук» |
3 этап: Заключительный:
Участие в народном празднике «Как жаворонки весну закликали», фотоотчет по проекту.
Приложение 1:
Стихи для детей о русских народных промыслах.
Погляди-ка ты в окошко.
Что случилось на дворе?
Баба Маня, как Матрёшка
Что-то машет детворе.
Побегу-ка, тоже гляну,
Что за детский маскарад?
Вон и бабушка Ульяна
К ней присела тоже в ряд.
Подошла. Дела какие!
Что здесь крутится народ?
Всем игрушки расписные
Баба Маня раздаёт.
А сама, как разоделась!
И кокошник, сарафан.
Мне так тоже захотелось
Рисовать в цветочках храм.
Наша бабушка Маняша
Здесь художницей слывёт.
Мастерица она наша.
В её доме Сказ живёт.
Сказ придумывает сказки.
Это Бабы Мани дед,
А она рисует глазки
На придуманный портрет.
Появляются матрёшки
В этом сказочном дворе,
Разрисованные плошки.
Всё на радость детворе.
А сегодня они учат
Нас матрёшек рисовать.
Мне такое не наскучит,
Мастерицей хочу стать.
Тем село и знаменито,
Что войдя в любой здесь дом,
Видишь: мастер деловито,
Что-то крутит над столом.
Ишь! Гляди-ка ты! Игрушка!
Ловко вырезан медведь!
Нарисую завитушку,
Я уже умею ведь.
Развесёлые сестрицы,
Озорные молодицы!
Хороши, румяны щёчки,
На передниках – цветочки!
Хлопайте в ладошки:
Загорские матрёшки!
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
Дымково
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Красный, высоко горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив
И напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг
Птица важная – индюк.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.
В.Фофанов
Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Золотая Хохлома.
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома,
Может всюду там сияют
Золотые купола?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой-
Вот чем славится она!
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!
Елена Никонова
Хохлома
Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома.
Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлее вода родничковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Вот, смотрите, «Рыба – кит»,
А под ней вода кипит,
На спине стоит дворец,
Рядом скачет удалец.
Здесь две барыни сидят,
Пьют чаёк и говорят,
Ну а кошка возле ножки
Ждёт, когда дадут немножко.
“Жостовские кисти”
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
П.Синявский.
Сувенир из Жостова.
Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.
Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик над формой трудился
И долго шпаклёвкой его грунтовал,
И лаком поверхность не раз заливал.
Чтоб роспись художник нанёс на металле,
Фон чёрный на нём должен быть или алым
И краски нежнейшие сада и луга.
Вот кисть живописца пустилась по кругу.
Вальсирует ловко и быстро кружится,
Мазками упругими краска ложится.
И вот разлетелись по чёрному лаку
Пионы, ромашки, розаны и маки.
Художник в работе не любит повторов,
У мастера много красивых узоров.
И кА ни похожи букеты на них,
А в Жостово дважды не встретишь таких.
Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет,
И кажется, лето нам шлёт свой привет.
Русский платок.
Разноцветные платки,
Набивные шали
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали!
Научились мастера
Павлова Посада
Набивать узоры трав
Луга или сада.
Длинных нитей переплёт
В узелки вязали –
Бахромою из кистей
Кромку украшали.
Знал заветный сундучок
С девичьим нарядом
Яркий шёлковый платок
Павлова Посада…
А как девицы пойдут –
Расцветает улица,
А плечами поведут –
Хочется зажмурится.
Разбегаются глаза
От такого дива,
Засмущается душа –
Чей платок красивей.
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали
Разноцветные платки,
Набивные шали!
Елена Никонова.
Кружева.
Нетающая снежинка.
Вологодская избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Это бабке Пелагее
Не лежится на печи,
Принялась за рукоделье –
Стала кружево плести.
Время за полночь, не спится
Беспокойной мастерице.
Застучали друг о дружку
Деревянные коклюшки.
И уменье и терпенье
Важно в кружевоплетенье.
Да и как же тут спешить –
Перепутается нить!
Чтоб узор был ровный, гладкий,
У старушки есть булавки.
Их в подушечку воткнёт,
Белой нитью оплетёт,
И узорная снежинка,
Как нетающая льдинка,
Всё растёт, растёт, растёт.
Пелагеина забота –
Чтоб порадовался кто-то,
Глядя на её уменье,
На искусных рук творенье.
В деревянное оконце
Светит ласковое солнце,
Новый день в избу стучится.
Ай, да бабка мастерица!
Кружевной, изящный, нежный,
Весь воздушный, белоснежный
Как смогла сплести узор –
Не нарадуется взор!
Вологодская картинка,
Нитяные кружева…
Пелагеины снежинки
Не растают никогда!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тук-тук, щёлк-щёлк,
Медведь, мужик, коза и волк….
Деревянные игрушки:
И медведи и старушки –
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба)
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (Гжель)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может солнцем залитые. (Хохлома)
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня! (Дымка)
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Чёрные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные!
(Жостовские подносы)
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновская игрушка)
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять…..
Даже всех не сосчитать! (Матрёшки)
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…..
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки чёрно-белые
На солнышке блестят. (Городец)
Скачут коклюшки:
Стук-стук-стук!
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен. Взгляните!
(Вологодские кружева)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Домашнее задание для родителей:
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Речевая игра «Ванька, встань-ка»
Цель: Автоматизация звуков с, с’ в тексте.
Ход игры. Дети делают движения: встают на носки и возвращаются в исходное положение. Затем приседают, опять встают на носки, приседают. Движения сопровождаются словами:
Ванька, встань-ка,
Ванька, встань-ка,
Приседай-ка, приседай-ка.
Будь послушен, ишь какой,
Нам не справиться с тобой.