Работа над предложением

Работа над предложением в обучении языку занимает особое место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, кото­рая помогает младшим школьникам осознать роль в языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений.

Лексическое значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосочетании или в предложении. Смысл слова уточняется в составе предложения. В контексте слово всегда одно­значно вне предложения слово может иметь несколько значений.

Предложение как смысловая и структурно грамматическая еди­ница характеризуется тем, что выражает законченность. При по­мощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениям. Мысль, высказанная в форме предложения, может содержать утверждение (Прилетели певчие птицы.) или отрицание (Осень еще не наступила.).

Для передачи грамматической структуры предложения, пере­дачи смысла в языке используются определенные средства, с по­мощью которых выражается законченная мысль: каждое предло­жение с грамматической точки зрения представляет собой внут­реннее единство его главных и второстепенных членов с учетом порядка их расположения и интонации. Слова и словосочетания в предложении связаны между собой по определенным грамматичес­ким законам.

Любое предложение в русском языке в отличие от слова и сло­восочетания имеет два основных характерных признака, это: 1) инто­нация сообщения и 2) предикативность, т.е. соотнесенность выска­зываемого содержания и реальной действительности, утверждение или отрицание чего-либо по отношению к явлениям действительности. Наличие обоих этих признаков для предложения обязательно.

Так как предложение — единица звучащая, то объединение слов в предложении и отделение одного предложения от другого в звучащем потоке речи оформляется с помощью интонации. С ее же помощью образуются различные виды предложений по целевой на­правленности: повествовательные, вопросительные, побудительные.

В работе над предложением в начальных классах условно вы­деляются пять направлений.

1. Формирование грамматического понятия «предложение».

2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознанием грамматичес­кой основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).

3. Формирование умения использовать в речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение пра­вильным интонированием предложения.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письмен­ной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Предложение — это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и словосочетаемости, формируют грамматические умения, орфографические и рече­вые навыки.

Согласно ныне действующей программе учащиеся начальных классов с постепенным расширением и усложнением должны усво­ить сведения.

1) о повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях;

2) главных и второстепенных членах предложений (без деле­ния на виды);

3) связи между словами в предложении.

В / классе дети должны научиться выделять предложения из речи; находить в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится; устанавливать связь между слова­ми по вопросам; при чтении предложений соблюдать интонации и паузы.

Во II классе учащиеся усваивают понятия «повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения», «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения» (без деления на виды); учатся выписывать из предложения пары связанных между собой слов, при чтении соблюдать интонацию повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений, выделять голо­сом нужные по смыслу слова.

В III-IV классе дети учатся различать среди простых предложений предложения с однородными членами, соблюдая при чтении инто­нацию перечисления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: