Работа над предложением в обучении языку занимает особое место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, которая помогает младшим школьникам осознать роль в языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений.
Лексическое значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосочетании или в предложении. Смысл слова уточняется в составе предложения. В контексте слово всегда однозначно вне предложения слово может иметь несколько значений.
Предложение как смысловая и структурно грамматическая единица характеризуется тем, что выражает законченность. При помощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениям. Мысль, высказанная в форме предложения, может содержать утверждение (Прилетели певчие птицы.) или отрицание (Осень еще не наступила.).
Для передачи грамматической структуры предложения, передачи смысла в языке используются определенные средства, с помощью которых выражается законченная мысль: каждое предложение с грамматической точки зрения представляет собой внутреннее единство его главных и второстепенных членов с учетом порядка их расположения и интонации. Слова и словосочетания в предложении связаны между собой по определенным грамматическим законам.
|
|
Любое предложение в русском языке в отличие от слова и словосочетания имеет два основных характерных признака, это: 1) интонация сообщения и 2) предикативность, т.е. соотнесенность высказываемого содержания и реальной действительности, утверждение или отрицание чего-либо по отношению к явлениям действительности. Наличие обоих этих признаков для предложения обязательно.
Так как предложение — единица звучащая, то объединение слов в предложении и отделение одного предложения от другого в звучащем потоке речи оформляется с помощью интонации. С ее же помощью образуются различные виды предложений по целевой направленности: повествовательные, вопросительные, побудительные.
В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений.
1. Формирование грамматического понятия «предложение».
2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).
3. Формирование умения использовать в речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.
|
|
4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.
5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).
Предложение — это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и словосочетаемости, формируют грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Согласно ныне действующей программе учащиеся начальных классов с постепенным расширением и усложнением должны усвоить сведения.
1) о повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях;
2) главных и второстепенных членах предложений (без деления на виды);
3) связи между словами в предложении.
В / классе дети должны научиться выделять предложения из речи; находить в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится; устанавливать связь между словами по вопросам; при чтении предложений соблюдать интонации и паузы.
Во II классе учащиеся усваивают понятия «повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения», «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения» (без деления на виды); учатся выписывать из предложения пары связанных между собой слов, при чтении соблюдать интонацию повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений, выделять голосом нужные по смыслу слова.
В III-IV классе дети учатся различать среди простых предложений предложения с однородными членами, соблюдая при чтении интонацию перечисления.