Изучение нового материала

Конспект урока №32 (1) по курсу «Расти и развиваться здоровыми» 7 класс 13.05, 14.05

Тема: Особенности действия атмосферного воздуха на организм человека. Радиация. Радиационный фон и его контроль. Профилактические меры.

Цель: изучение влияния радиоактивного излучения на организм человека.

Задачи:

Образовательные:  

- дать понятие о радиоактивном заражении и объяснить, чем оно опасно; показать, как действует радиация на организм человека;

- обучить правилам, которые необходимо соблюдать при проживании в зоне возможного радиоактивного заражения.

Коррекционно-развивающие:

- Коррекция и развития связной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями. Способствовать расширению словарного запаса через изучение новых понятий.

Воспитательные:

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим, толерантность, направленность на взаимодействие, сотрудничество.

Оборудование: доска, тетради, ручки, ноутбук, презентация, карточки.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

I. Подготовительный этап

Организация начала урока, нэн.

Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой обучающихся.

- Кто сегодня дежурный?

- Все ли присутствуют на уроке?

- Как называется наш урок?

- Какой урок по счету?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели? Молодцы!

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, для того чтобы получить на уроке хорошие оценки, необходимо соблюдать следующие условия: на уроке быть внимательными, работать активно. Знания, приобретенные на уроках, обязательно пригодятся вам в вашей самостоятельной жизни.

Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос учащихся по теме прошлого урока.

Сообщение темы и цели урока

Тема сегодняшнего урока «Особенности действия атмосферного воздуха на организм человека. Радиация. Радиационный фон и его контроль. Профилактические меры».

- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. Не забываем пропускать одну клетку, между записями.

II. Основная часть

Изучение нового материала

– В природе есть особые вещества, которые имеют свойство самопроизвольно распадаться и превращаться в новые вещества, при этом они испускают неведомые лучи и выделяют энергию. Такие элементы называют радиоактивными.

Радиация – это ионизирующее излучение.

Ионизирующее излучение было обнаружено сравнительно недавно. В 1895 г. известный немецкий физик В. Рентген открыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в 1896 г., А. Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898 г. М. Кюри и П. Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие химические элементы (была открыта цепочка распадов). Исследования дорого обошлось научному миру – около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления.

Радиоактивность – это способность некоторых атомных ядер самопроизвольно превращаться в другие ядра, испуская при этом различные частицы.

Чтобы понять, что такое радиация, надо вспомнить, как устроен атом.

К доске вызвать учащегося, задание выполнить с помощью учителя.

Задание: нарисовать и объяснить схему строения атома.

Ионизирующее излучение представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. При прохождении через вещество ионизирующее излучение вызывает в нём ионизацию, т. е. превращение нейтральных, устойчивых атомов и молекул вещества в электрически заряженные, возбужденные, неустойчивые частицы.

Радиация – это сложное явление, которое включает в себя излучения нескольких видов: альфа-, бета- и гамма-излучение. Каждое из них различно не только по названию, но и по степени проникающей способности в ткани.

Альфа-излучение – распространяется на небольшие расстояния: в воздухе – не более 10 см, в биоткани – до 0,1 мм. Полностью поглощаются листом бумаги. Не представляют опасности, за исключением непосредственного контакта с кожей.

Бета-излучение – распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15 мм, в алюминии – до 5 мм. Одежда наполовину ослабляет их действие. Не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров. Но при контакте с кожей также опасно.

Гамма-излучение – распространяется со скоростью света, в воздухе на сотни метров, свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение самое опасное для человека.

Человек рождается и живёт в условиях постоянных излучений. Естественный радиационный фон существует и существовал всегда и везде. Поэтому не надо бояться радиации. Но в тоже время и пренебрегать ею тоже не надо. В малых дозах она безвредна, спокойно переносится человеком без каких-либо последствий, а вот в больших дозах к сожалению может привести к летальному исходу.

Радиация играет огромную роль в развитии цивилизации на данном историческом этапе. Благодаря явлению радиоактивности был совершён существенный прорыв в области медицины и в различных отраслях промышленности, включая энергетику. Но одновременно с этим стали всё отчётливее проявляться негативные стороны свойств радиоактивных элементов: выяснилось, что воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия.

Все живые организмы на Земле, в том числе и человек, постоянно подвергаются воздействию ионизирующих излучений, обусловленных естественным радиационным фоном.

К естественным источникам излучений относятся космическое излучение и радиоактивные вещества, находящиеся на поверхности, в недрах Земли, в атмосфере, воде, растениях и организмах всех живых существ, населяющих нашу планету.

Источниками космического излучения являются звёздные взрывы в галактике и солнечные вспышки. Солнечное космическое излучение не приводит к заметному увеличению дозы излучения на поверхности Земли.

Один из наиболее распространённых источников радиации – радон. Это невидимый, не имеющий ни вкуса, ни запаха, тяжёлый газ (в 7,5 раза тяжелее воздуха). Он высвобождается из земной коры повсеместно. Его концентрация в закрытых помещениях обычно в 8 раз выше, чем на улице. Лучшая защита от него – хорошая вентиляция подвальных помещений и жилых комнат.

Другие источники поступления радона в жилые помещения – вода и природный газ. При кипячении воды радон улетучивается, в сырой же воде его намного больше. Основную опасность представляет его попадание в лёгкие с парами воды. Чаще всего это происходит в ванной при приёме горячего душа.

Под землёй радон смешивается с природным газом и при сжигании того в кухонных плитах, отопительных и других нагревательных приборах попадает в помещения.

Годовая доза облучения людей естественными источниками составляет примерно 30-100 мбэр (0.03-0.1 бэр). Известны пять географических районов на нашей планете, в которых естественный радиационный фон существенно больше, чем в других. Это Бразилия, Франция, Индия, о.Ниуэ в Тихом океане и Египет. Население, проживающее в этих районах, тщательно обследовали. Однако никакой связи между повышенным уровнем радиации и биологическими нарушениями не установлено.

К искусственным источникам ионизирующих излучений относятся: производства, связанные с использованием радиоактивных изотопов, атомные электростанции, транспортные и научно-исследовательские ядерно-энергетические установки, специальные военные объекты, рентгеновская техника и медицинская аппаратура лучевой терапии, а также бытовые излучатели.

Физкультминутка

- Вы наверное устали много думали, читали. Отдохнуть уже пора, физминутка нам нужна.

Цель: снять статическое напряжение мышц спины.

Исходное положение: руки на парте. Руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.




double arrow
Сейчас читают про: