Конспекты занятий по теме «Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру»

Сентябрь 2020 г.

1 Лови шарик Цели: развивать моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого. Оборудование: желобок, шарик. Речевой материал: шар, лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец. Ход игры Педагог кладёт шарик на желобок, говорит: «Будем играть! Смотри», — пускает шарик по желобку и обращается к ребёнку: «Лови!». Если у ребёнка не получается поймать шарик, педагог показывает, как это надо делать. После нескольких повторов ловли шарика ребёнком педагог даёт ему шарик и предлагает: «Кати!». Ребёнок должен, подражая ранее виденным движениям педагога, прокатить шарик по желобку, а педагог - поймать шарик у другого конца желобка. Если у ребёнка не получается прокатить шарик, педагог показывает, как это нужно делать, после чего ребёнок вновь пробует самостоятельно осуществить прокат шарика по желобку.
2 Мозаики Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировке на плоскости, умению подбирать цвета по подражанию педагогу или по словесной инструкции. Оборудование: плоские и объёмные мозаики по количеству детей. Ход игры Возможно несколько вариантов проведения. Можно предложить детям вслед за педагогом составлять определённый рисунок, узор. А можно просто дать детям возможность собирать по собственному желанию, развивая творчество, воображение. Можно предложить детям картинку с рисунком, узором и попросить их собрать такой же рисунок или узор из мозаики. Для более развитых детей, знающих названия основных цветов, можно предложить выполнять рисунок, узор по инструкциям, предъявляемым устно и на табличках. Например: «Положи две синих, потом три зелёных, одну красную» и т.д.
3 Переложи игрушки Цели: развивать координацию движений, согласованность движений обеих рук, учить брать мелкие предметы. Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносы, прозрачные высокие бутылочки. Речевой материал: делай так, возьми, бросай. Ход игры Целесообразно проводить данную игру на начальных этапах воспитания и обучения детей. Дети сидят за столами, перед каждым ребёнком прозрачная бутылочка, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их повторить его действия: «Посмотрите. Делайте так». При необходимости педагог проводит индивидуальную работу с детьми. После того, как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют к левой руке. Теперь ребёнок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой. Для усложнения задания можно использовать сосуд с узким горлышком, в который будет проходить большее количество мелких предметов (можно использовать бусины разного размера), но предметы большего диаметра проходить не будут. Их нужно либо убирать с горлышка, либо, на более продвинутом этапе, заранее определять, пройдёт предмет в горлышко или нет, без пробы протолкнуть в сосуд. Можно предложить ребёнку складывать предметы в сосуд поочерёдно то левой, то правой рукой.
4 Коврик для мамы Цели: продолжать развивать мелкие движения, целенаправленность действий в работе с бумагой; учить ценить результаты своего труда, понимать, что своей работой можно принести радость близким людям. Оборудование: заготовки из плотной цветной бумаги (листы квадратной или прямоугольной формы с прорезями: в трёх рядах по три прорези), по три полоски бумаги контрастных по оттенку и фону цветов на каждого ребёнка, клей, кисточки, тряпочки.                                                                                   Речевой материал: подарок, коврик, полоски, бумага, клей, кисточка, тряпочка, красивый, аккуратно, приклей, возьмите, делайте так, повтори, вверх, вниз.                                                                                                   Ход игры                                                                                                                             Педагог перед праздником 8-е Марта предлагает сделать мамам подарки (подарок можно приготовить к любому празднику). «Будем делать подарок маме. Это будет коврик. Коврик можно положить на стол. На коврик можно поставить вазу или положить бусы» и т.п. Педагог демонстрирует действия с готовым ковриком.                                                                                                           Затем он показывает, как продевать полоски бумаги в прорези заготовки. Он раздаёт детям заготовки и по одной полоске бумаги, помогает каждому продеть полоску в крайнюю прорезь, напоминает, что полоску нужно просовывать то вверх, то вниз. «Делайте так. Посмотри: вверх, вниз». Потом раздаёт по второй полоске бумаги и обращает внимание детей на то, что видимые части полосок должны чередоваться («Делай так. Так красиво»): там, где первая была внизу, вторая должна быть наверху и т.д. Когда все полоски будут продеты, педагог показывает, как подклеить концы бумаги с обратной стороны коврика. Раздаёт детям клей, кисточки и тряпочки: «Надо тут приклеить. Возьмите клей, кисточку. Приклейте». Когда коврики будут готовы, педагог вместе с детьми восхищается получившимися ковриками, говорит о том, что мамы будут очень рады получить их в подарок. Затем дети дарят коврики мамам (воспитателям, другим детям).                                      Можно коврик делать не только квадратным или прямоугольным, но и придавать форму какой-либо игрушки или овоща, или фрукта; яблока, помидора, мяча и пр.                                                                                                      С целью усложнения задания можно применять плетение коврика не из полосок бумаги, а из толстых нитей пряжи, закрепляя по краям узелками, которые помогает делать детям педагог.

Октябрь 2020 г.

5 Поймай рыбку Цели: развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание. Оборудование: игра «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки, аквариум, сачки. Речевой материал: рыбы, аквариум, рыбы живут тут, делайте так (лови рыбу), сачок, поймал, помоги. Ход игры Педагог предлагает детям поиграть. «Будем ловить рыб. Рыбы живут в аквариуме» - предлагает детям сачком перенести рыбку, например, из банки в аквариум. Вначале он показывает, как надо ловить и переносить рыбок сачком («Делайте так»), затем дети действуют сами. Другим вариантом игры может служить использование автоматической подставки, приводимой в движение поворотом ключика. На этой подставке установлены рыбки, имеющие магнит. Во время движения рыбки открывают и закрывают рот. У ребёнка есть удочка с магнитом на конце лески (верёвки). Когда рыбка открывает рот, ребёнок должен успеть точно поднести к ней магнит и суметь вытащить ее до того, как она закроет рот. Пойманных рыбок складывают в баночку (коробку). Возможен вариант соревнования двух детей или двух команд, в которых по очереди дети ловят рыбок. Выигрывает та команда, которая быстрее выловит всех рыбок, соблюдая правила (нельзя помогать рукой, ловить надо только удочкой).
6 Цветные картинки Цель: учить детей подбирать к предметам заместители по цвету. Оборудование: десять (10x14 см) карточек разделённых пополам и окрашенных в два цвета (одна половина карточки одного цвета, другая - другого): красный и зелёный, зелёный и жёлтый, жёлтый и синий, синий и белый, белый и красный, красный и синий, зелёный и оранжевый, красный и жёлтый, белый и жёлтый, синий и жёлтый;                                                                             Десять цветных картинок (20x20 см), на которых изображены зелёная яблоня с красными яблоками, зелёная поляна с жёлтыми одуванчиками, жёлтая рожь с синими васильками, белые парусники на синей реке, белая машина «скорая помощь» с красными цифрами и крестом, красные рыбки в синей воде, зелёное дерево с оранжевыми апельсинами, осенний клён с жёлтыми и красными листьями, синяя речка с жёлтыми песчаными берегами, разрезанное яйцо (белое с желтком).                                               Речевой материал: названия цветов, предметов, какого цвета? сравни, одинаковые.                                                                                                                            Ход игры                                                                                                                                       Педагог предлагает детям поиграть в лото: «Будем играть». Раздаёт детям картинки и просит их внимательно рассмотреть, сказать какие цвета есть на картинке. «Посмотри, какие тут цвета?» Затем, когда дети рассмотрели картинки, педагог показывает детям разноцветные картинки и предлагает детям поднять картинку, тем у кого совпадают цвета (вначале, как образец, педагог может сам показать соответствие одной из картинок с разноцветной карточкой). Тот ребёнок, который нашёл у себя на картинке соответствие цветов с разноцветной карточкой, поднимает Руку и забирает карточку себе. Например, если педагог показал карточку зелено-красную, то ребёнок должен поднять картинку с зелёной яблоней и красными яблоками. Если кто-нибудь из детей не берет свою карточку, то он выбывает из игры.
7 Гномики Цели: развивать зрительное восприятие цвета, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.                                                                                          Оборудование: карточки с рисунком (размер 15x18 см), картонные детали этой же карточки, фломастеры или цветные карандаши по количеству детей (см. прил. 5).                                                                                                                          Речевой материал: названия цветов, гномики, шарик, раскрась, положи такой же, по цвету, какого цвета. Рис. 5. К игре «Гномики» Ход игры                                                                                                                                        1. Детям раздаются карточки с не раскрашенными шариками. «Посмотри, какого цвета костюм у гномика? Раскрась шарик также». Дети называют цвет и раскрашивают в нужный цвет шарики. Затем проверяют все вместе. «Почему шарик зелёный? Потому, что костюм зелёный». Вместо раскрашивания шарика в нужный цвет можно предложить ребёнку подобрать шарик по цвету из картонных аналогов.                                                            2. Детям раздаются карточки с заведомо неправильно подобранными шариками (картонные детали накладываются на не раскрашенные шарики). Педагог говорит: «Нужно, чтобы шарики были такого же цвета как костюм. Верно, я разложила? Исправьте ошибки». Дети, находя ошибки, исправляют их, перекладывая шарики в нужное место, или находят ошибки зрительно и указывают (ручкой или пальцем), куда надо переставить шарики, какие шарики поменять местами.                                                                                          3. Детям раздаются карточки с не раскрашенными гномикам и шариками, к гномикам подставляются цифры. Педагог даёт задание: «Раскрась костюм первого гномика жёлтым цветом, второго -...» после этого предлагается раскрасить шарики гномикам: «Какого цвета должен быть шарик пятого гномика? Почему?» Правильность выполнения может быть проверена по готовому раскрашенному образцу педагога. «Посмотри и сравни: у тебя так?»                                                                                                                                                4. Карточка с гномиками используется просто как картинка для раскрашивания. Гномики могут быть пронумерованы. Затем могут задаваться вопросы: «Сколько гномиков ты раскрасил? Какой по цвету второй гномик? Какого цвета шарик у пятого гномика? Почему такой?» Педагог помогает в ответах на вопросы, если дети испытывают затруднения.
8 Почтовый ящик Цель: различать форму на ощупь, соотносить плоскостную и объёмную формы; учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.                 Оборудование: почтовый ящик - коробка с различным количеством прорезей (от двух до десяти) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, овал, полукруг треугольник, шестигранник, трапеция, звезда и т.п.), объёмные фигурки, которые проталкиваются в отверстие, ширм или экран.                                                                                                            Речевой материал: возьми, круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, протолкни, такой - не такой.                                                                              Ход игры                                                                                                                                 Педагог предлагает ребёнку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки за экраном (или за ширмой или под салфеткой), не контролируя зрением (допускаются пробы). «Возьми круг, протолкни в коробку». «Смотреть нельзя!»                                                                             Усложнение: увеличивается количество прорезей в коробке.

Ноябрь 2020 г.

9 Дай такой Цель: учить детей при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков.                                                                                                                    Оборудование: любой детский конструктор (мягкий из поролона, пластмассовый, деревянный).                                                                                                                                Речевой материал: посмотри, будь внимательным, найди такой же, дай такой, положи.                                                                                                                               Ход игры                                                                                                                                          Педагог складывает различные по форме детали от разных конструкторов в коробку (ящик, корзинку, мешочек), перемешивает их, а затем вынимает по одной детали, показывает ребятам и предлагает им найти среди своих деталей (у каждого ребёнка так же стоит коробочка с различными деталями) такую же: «Дай такой же». Дети внимательно смотрят и находят необходимую деталь, показывая ее педагогу, говорят: «Вот такой же». Игра продолжается до тех пор, пока все детали не будут выбраны из коробок.                  Усложнение: сначала детям даются детали конструктора, идентичные по цвету и размеру деталям, находящимся у педагога на столе, а затем детали даются другого цвета и размеров. Ребёнок должен, опираясь только на признак формы, предъявить требуемую деталь.
10 Палочки Цель: учить детей схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от других свойств предмета и деталей.                                                      Оборудование: картинки с изображением разных предметов, палочки различной величины.                                                                                                              Речевой материал: делайте так. Где такой? Покажите Названия изображаемых предметов.                                                                                                              Ход игры                                                                                                                                                 1 вариант. Педагог раздаёт детям картинки (с табличками) и предлагает детям схематично изобразить предмет с помощью палочек («сделайте так»), если возникают затруднения, то педагог на примере одной картинки даёт образец.                                                                                                                                             2 вариант. Перед детьми картинки с изображениями предметов. Дети называют предметы (по возможности), подбирают таблички. Затем подбирают парные схематичные изображения этих же предметов («где такой?», «покажите»), после чего воспроизводят схему с помощью палочек («сделайте так «), опираясь на образец или по памяти (с отсрочкой)
11 Форма и цвет Цели: уточнить знания детей о различных геометрических формах, формах предметов, а также о цветах (основных и их оттенках), игра направлена также на развитие внимания, мышления, памяти, воображения.  Оборудование: готовые карты от игры «Форма и цвет» Речевой материал: названия геометрических форм: квадрат, круг, овал, треугольник, (прямоугольник не обозначается словом, но выделяется как геометрическая форма), кубик, шар (цилиндр, конус так же не называются), какой по форме? такой по форме; названия цветов: зелёный, жёлтый, голубой, синий, (розовый, красный, серый, чёрный, белый), у кого такой цвет? такой по цвету.                                                                         Ход игры                                                                                                                                                                      1. Педагог предлагает детям поиграть: «Будем играть!» «Надо отгадать, какой по цвету». Детям раздают кар ты - один ребёнок получает одну карточку, она одного цвета, например, красная, у другого ребёнка карта синяя и т.д. После этого педагог берет из коробки маленькие карточки, на которых изображены различные пред меты, разные по цвету. Педагог показывает одну из этих карточек и говорит, обращая внимание детей на цвет: «Посмотрите, у кого такой цвет?» Дети соотносят цвет предмета на карточке педагога с цветом своё: карты и при совпадении говорят: «У меня такой цвет. Жёлтый!» Педагог отдаёт карточку ребёнку, тот кладёт карточку на свою карту. Выигрывает тот, кто первым соберёт карточки своего цвета. Количество карточек может изменять педагог.                                                                 2. Педагог раздаёт детям маленькие карточки с изображениями различных предметов разного цвета. (Количество карточек может быть различным. Педагог берет карточки цветов. Затем предлагает детям: «У кого предмет такого цвета?» («У кого предмет синего цвета?»). Дети должны внимательно рассмотреть имеющиеся у них карточки, поднять их и сказать (по возможности): «У меня синий мишка» («У меня предмет такого цвета»). Педагог проверяет правильность выбора карточки. Поскольку количество карточек одного и того же цвета у каждого ребёнка различно, то дети должны быть особенно внимательны и поднимать все карточки такого цвета, который в данный момент показывает педагог.                                                     3. Педагог использует те же карточки с изображением предметов, детям раздаёт карты, на которых изображены геометрические формы. Предлагает детям: «У кого предмет такой формы?» («У кого такая форма?», «Какая форма?», «У кого такая?»). Дети должны внимательно рассмотреть предмет на карточке, определить, какую геометрическую форму напоминает этот предмет и ответить: «У меня такой формы». («У меня такая форма. Это круг».) Выигрывает тот, у кого раньше всех соберётся необходимое количество карточек.                                                                                                      4. Теперь педагог берет себе карты с геометрическими формами, а детям раздаёт карточки с изображением предметов. Педагог называет геометрическую форму и предлагает детям найти похожий на неё предмет на карточке: «Это квадрат. У кого такой?» («У кого похожей по форме?»). Усложнения могут быть следующими: - увеличение числа карт для подбора к ним карточек; одновременное определение и цвета, и формы.
12 Пирамиды Цели: учить осуществлять выбор цвета, совершенствовать внимание детей.    Оборудование: пирамидки с колечками одинакового цвета, карточки с накладными колечками, коробка или корзинка.                                                 Речевой материал: будем играть, пирамида, колечко, названия цветов, у кого такой цвет? У кого такое? Назови цвет.                                                             Ход игры                                                                                                                                      Педагог даёт каждому ребёнку пирамидку, у всех детей пирамидки отличаются цветом. Себе педагог также берет пирамидку. Берет и снимает верхушку, называет цвет: «Красная». Кладёт ее в корзинку и предлагает рядом сидящему ребёнку проделать тоже самое. Постепенно все колечки со всех пирамид оказываются в корзинке. У детей остаются только палочки с основанием. Педагог на виду у детей перемешивает колечки в корзине, берет одно из них и показывает, показывая его детям: «У кого такое?» Дети должны узнать свой цвет и попросить это колечко: «Дай», по возможности назвать цвет колечка.

Декабрь 2020 г.

13 Флажки Цели: продолжать учить детей выделять не только основные цвета, но и их оттенки. Выделять цвет (по образцу и по памяти), отвлекаясь от других свойств предмета и с учётов этих свойств.                                                                        Оборудование: демонстрационный набор и набор флажков для каждого ребенка (флажки трёх величин, квадратные, треугольные, прямоугольные, не менее 12 цветов - оттенки красного, синего, жёлтого, зелёного, коричневого), таблички.                                                                                                   Речевой материал: какой по цвету? Названия формы флажков (треугольник, квадрат, прямоугольник), величины (большой, меньше, маленький), одинаковые, верно, не верно, такой, не такой.                                    Ход игры                                                                                                                                 Педагог предлагает детям рассмотреть флажки, обращая внимание на свойства предметов (в зависимости от поставленной цели), уточняет представление о форме, величине (сравнение с эталонами формы, величины), уточняет значение слов, обозначающих форму, величину (треугольник, квадрат, прямоугольник; большой, меньше, самый маленький).                                                                                                                             1 вариант. После подготовительных упражнений педагог расставляет стаканчики, в которые ставит флажки-образцы и просит детей найти такой же («дайте такой»). Дети расставляют свои флажки в стаканчики, ориентируясь на образец («такой, не такой, верно, не верно»).                                    2 вариант. Педагог показывает детям один из флажков, затем убирает его и после отсрочки просит детей найти такой же («такой, не такой, одинаковые»).
14 Аквариум Цели: Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук, повторять количественный счёт, знание цветов.                 Оборудование: карточки с «Аквариумом» (размер аквариума 20x20 см), фломастеры или цветные карандаши (см прил. 3).                                                            Речевой материал: найди две одинаковые рыбки, названия цветов, числительные, раскрась, запомни, найди такую же, сколько?                         Ход игры: Педагог даёт детям карточки с «Аквариумом и рыбками, и предлагает разного рода задания.                                                                                   1. Карточка цветная. Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку, найти и показать двух одинаковых рыбок. А на пустой картинке предлагает: «Найди (по контуру) две одинаковые рыбки. Раскрась их как хочешь» Рис. 3. К игре «Аквариум» 2. Педагог даёт цветную картинку и показывает ребенку одну из имеющихся в «Аквариуме» рыбок, вырезанную и наклеенную на белый фон. «Найди такую же». Ребенок в «аквариуме» находит такую же. Педагог просит сказать: «Сколько тут таких рыбок? «(показывает образец) или: «Сколько зелёных? Синих?» и т.п.; «Посчитай всех оранжевых рыбок» и т.п.               3. Педагог даёт две карты: одну цветную, другую пустую. Дети рассматривают картинку в течение одной минуты, находят одинаковых рыбок. Затем, цветная картинка убирается и детям предлагается на пустой картинке найти этих рыбок и раскрасить их так же, как на цветной картинке. 4. Педагог даёт пустую картинку и предлагает: «Раскрась две рыбки зелёным цветом, четыре - коричневым, пять - синим» и т.п. Или просит ребенка раскрасить так, как он хочет. Затем задаёт вопрос: «Какого цвета большая рыба? Сколько рыбок красных?» и т.п.
15 Накинь кольцо Цель: развитие общей и мелкой моторики.                                                 Оборудование: кольцеброс.                                                                                                                    Речевой материал: кольцо, бросай, попал, не попал, встань тут, молодец.     Ход игры                                                                                                                                                     Педагог предлагает детям поиграть: «Будем бросать кольца. Вот так. Встань тут. Бросай. Надо попасть на палочку». Педагог демонстрирует бросок кольца, отмечает линией расстояние, необходимое для броска (сначала небольшое расстояние - 40 см, затем оно увеличивается до 1,5-2 м).                       Правила игры устанавливает педагог. Он может предложить допустимое количество бросков, можно устроить соревнование команд.
16 Запомни и найди Цель: учить удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению.            Оборудование: карты лото с изображением четырёх-шести предметов разной величины по две на ребенка (один тот же предмет может быть изображён несколько раз, но рядом), маленькие карточки с изображением всех предметов, чистые листы плотной бумаги.                                                          Речевой материал: названия изображённых предметов, запомни, найди, у кого такой? Одинаковые, такой не такой.                                                                          Ход игры                                                                                                                                            Педагог раздаёт детям по одному листу лото и по листу чистой бумаги, дети рассматривают картинки, по возможности называют, после чего все карты закрываются чистыми листами                                                                                                        Педагог поднимает одну маленькую карточку и показывает детям изображённый предмет, не называя его. Затем кладёт ее на стол тыльной стороной вверх и спрашивает: «У кого такая?» (можно после отсрочки). Дети открывают свои карточки и ищут нужное изображение (можно отметить его фишкой), затем педагог показывает свою карточку и проверяет правильность выбора детей. Он обращает их внимание на величину: «верно, неверно, одинаковые, большая, маленькая.

Январь 2021 г.

17 Классификация «Что жёлтое, зелёное, синее, красное?» Цели: учить детей различать цвета, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета.                            Оборудование: картинки с изображением различных предметов, имеющих ярко выраженный цвет (синий цветок, Жёлтый карандаш и т.д.) размером 10x10, карточки цветов 10x4 (см. прил. 2).                                                                    Речевой материал: названия предметов, какой по цвету? (какого цвета), покажи, положи тут, названия цветов.                                                                           Ход игры                                                                                                                                      Перед детьми (ребёнком) кладётся образец - цветная Карточка (ряд цветных карточек). Ребенку предлагаются по одной карточки, которые он (они) должен распределить по цвету в ту или другую группу, правильно соблюдая цветовой признак.                                                                                                          Усложнения:                                                                                                                     количество цветов увеличивается;                                                                                  сначала одинаковые предметы на картинках, отличающиеся только цветом, а потом разные предметы разных цветов;                                                                самостоятельная классификация карточек детьми без опоры на цветовые образцы: ребенку даётся стопка картинок с предметами разного цвета и предлагается разложить так, как он считает нужным;                                                                                           заведомо неправильная классификация - ребенок должен исправить ошибки и разложить верно. Рис. 2. К игре «Классификация «Что жёлтое, зелёное, синее, красное?»
18 Лучинки Цель: развитие мелкой моторики рук, совершенствование умений ориентироваться на плоскости.                                                                                   Оборудование: набор лучинок (30-40 штук длиной 10-15 см, окрашенных в три-четыре цвета).                                                                                                               Речевой материал: сложи узор, делай так, сложи так, палочки, названия предметов.                                                                                                                                   Ход игры                                                                                                                                   Группе детей (три-четыре человека), сидящих за столом, педагог показывает, какие узоры можно выложить из лучинок. Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по образцу педагога. «Делайте так». Затем педагог предлагает детям самим придумать, что можно выложить из лучинок; напоминает, какого цвета лучинки лучше использовать. «Сложи, что сам хочешь. Что ты сложил?»                                                                                                  После того как дети научатся выкладывать узоры, к имеющемуся набору добавляются лучинки разных размеров от 5 до 15 см, по несколько штук каждого размера. Педагог предлагает детям выкладывать несложные сюжеты, например, дом с забором, дерево и т.п.                                                          В игре возможен элемент соревнования, дети делятся на команды, определяется, кто быстрее соберёт тот или иной узор.
19 Длинное - короткое Цели: формирование у детей восприятия различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков сравнения путём наложения.                                                                                                                       Оборудование: разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки.                                                                                                      Речевой материал: лента, полоска, названия основных цветов, ищи, длинная, короткая, какая по длине? сравни скажи, где короче? Длиннее? названия игрушек, используемых в игре.                                                                                         Ход игры                                                                                                                                              У детей на столах набор дидактического материала (смотри оборудование). Перед педагогом также набор дидактического материала. Педагог рассказывает, что игрушки - мишка (толстый) и кукла (худая) - пришли в гости, предлагает детям подарить кукле и мишке ленты и подзывает двух детей, даёт им ленты, свёрнутые в трубочки: одному - короткую (поясок для куклы), другому - длинную (поясок для мишки). С помощью педагога дети завязывают пояски на игрушках. «Завяжи ленту». Игрушки рады подаркам, танцуют. Затем педагог разыгрывает сценку с игрушками - кукла и мишка хотят поменяться поясками.                                                                                          Педагог предлагает детям снять пояски и поменять их. «Поменяйте ленты игрушкам». При попытке обменять ленты дети с удивлением обнаруживают, что поменять нельзя - на мишке пояс куклы не завязывается, не сходится, а Мишкин пояс можно несколько раз обернуть вокруг куклы. Педагог предлагает снять пояски, положить на стол и рассмотреть. «Посмотрите!» Кладёт сначала рядом, а затем накладывает друг на друга, объясняет: «Эта лента длинная. Эта короткая». Важно указать детям, что измерение начинается от одной точки, например, края стола. После этого педагог показывает детям две картонные полоски (их длина такая же, как и у ленточек) - длинную и короткую. Подзывает детей, которым поручает сравнить полоски с лентами путём накладывания и сказать, какая полоска длинная, а какая - короткая. «Сравни. Где длинная полоска, где короткая? «(Дети могут подкладывать таблички). После того как дети усвоили разницу в длине, педагог даёт им поручение: «Принеси синюю ленту, такую же, как эта полоска» и т.п. Причём ребенок должен сначала на зрительной основе выбрать нужную, по его мнению, ленточку и только после этого наложить эту ленту на полоску для подтверждения правильности выбора. Педагог проверяет выбор, одобряет или предлагает быть более внимательным. Затем даётся поручение Другим детям. Дети называют выбранную ленту - длинная или короткая. Педагог вводит вопрос: «Какая по длине?» Сначала отвечает сам - «длинная (короткая)». Затем дети отвечают на вопрос (с помощью табличек и устно).                                                                                       Усложнение: Увеличивается количество сравниваемых по длине ленточек (или других предметов), вводятся сравнительные степени прилагательных - длиннее, короче; превосходная степень - самая длинная, самая короткая (выбор необходимой ленты можно проводить только путём зрительно соотнесения, без накладывания на полоску) Может использоваться вариант этой игры «Кто быстрее? Детям даётся поручение, которое они должны выполнить только после команды педагога: «Дай жёлтую ленту короткую (короче этой) и т.п.». «Раз, два, три... Ищи!» Победителю выдаются фишки или мелкие игрушки.
20 Широкое - узкое Цели: формирование у детей представления о таком свойстве величины, как ширина, совершенствование приём сравнения предметов.                                Оборудование: широкие и узкие ленты (одного цвета разной ширины, и разного цвета и разной ширины), игрушки, картонные полоски (по ширине совпадающие с лентами) таблички.                                                                            Речевой материал: полоска, ленты, названия цветов, игрушек, какая по ширине? широкая, узкая, уже, шире, сама, узкая, самая широкая, сравни, дай, начинай искать, все, кто быстрей?                                                                                  Ход игры                                                                                                                                            Педагог предлагает детям поиграть - прокатить машины (2) по дорожкам-лентам. В ходе действий с машинами выясняется, что по одной ленте могут проехать две машины, а по другой - нет. Ленты сравниваются, затем накладываются полоски, сравниваются. После этого педагог объясняет: «Эта полоска широкая. А эта узкая». Затем детям раздаются различные по шири не полоски и предлагается их сравнить между собой, сначала с помощью действий с предметами (матрёшки и пр., как и с машинками), а затем с помощью картонных полосок и зрительно без сравнения путём накладывания. Затем педагог задаёт вопрос: «Какая по ширине?» Сначала показывает образец ответа сам, затем дети отвечают самостоятельно. Так же могут даваться поручения: «Дай широкую синюю полоску» и т.п.                  Можно устроить соревнование «Кто быстрее выполнит все поручения». Педагог делит детей на две команды, пишет на табличках задания - поручения (в определённой последовательности для лёгкости проверки задания). После того как все дети готовы, педагог даёт команду. «Раз, два, три, четыре, пять - начинай искать!» Дети после команды начинают по очереди выполнять поручения. Выбранные полоски выкладываются друг за другом на столе. Когда последний ребенок осуществил свой выбор в соответствии с поручением, он кричит: «Все!» Педагог даёт возможность второй команде закончить, а после этого проверяет правильность выполнения поручений, хвалит или делает замечания. Выигравшая команда получает фишки по числу играющих.                                                       Усложнения: увеличение количества сравниваемых лент (или других предметов);сначала сравниваются ленты одинакового цвета, но разные по ширине, затем разные и по цвету; даётся сравнительная и превосходная степень прилагательных.

Февраль 2021 г.

21 Цветные коврики Цель: учить детей дифференцировать цвета, отвлекаясь от формы предмета.              Оборудование: четыре листа картона красного, жёлтого, зелёного и синего цветов, изображения игрушек тех же цветов (однотонные).                                     Речевой материал: коврик. Какого цвета? Красный, синий, жёлтый, зелёный.                                                                                                                                            Ход игры                                                                                                                                       Педагог вместе с детьми рассматривает «коврики», предлагает подложить таблички с названиями соответствующего цвета. Затем предъявляются изображения игрушек (возможно называние игрушек с подбором табличек) и дифференциация их по цвету. Первые две-три картинки педагог может разложить сам, при этом необходимо указать на сходство по цвету игрушки и «коврика» (такой, не такой).
22 Поиграй-ка Цели: учить детей выделять различную форму, соотносить цвета, развивать внимание.                                                                                                                                                 Оборудование: картонные карты (6), полностью окрашенные в оранжевый, зелёный, жёлтый, синий, красный, фиолетовый цвет, имеющие посередине изображения животных, которых нужно закрыть квадратиком соответствующего цвета, карты, имеющие изображение животных на фоне различных геометрических фигур (5), которые необходимо накрыть, соответствующей геометрической формой (5) (треугольник, прямоугольник, круг, овал, квадрат).                                                                                                       Речевой материал: названия цветов (жёлтый, зелёный, синий, красный), названия геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат), спрячь, назови. Что это? Какой по цвету? В дальнейшем можно включить названия других цветов и форм.                                                                                                                                   Ход игры                                                                                                                                                    1. Педагог даёт ребенку шесть карт, окрашенных в различные цвета, предлагает внимательно рассмотреть их. Затем даёт маленькие квадраты разных цветов и говорит: «Закрой окошко. Спрячь». Ребенок должен соотнести цвет маленького квадрата с цветом карты и аккуратно накрыть животное, спрятать его. После того, как ребенок выполнит задание, педагог проверяет правильность выбора цвета и просит назвать цвет: «Какой по цвету?» Ребенок отвечает либо устно, либо при помощи табличек (по усмотрению педагога). «Жёлтый (синий, красный, зелёный)»; оранжевый, фиолетовый можно не использовать при назывании.                                             2. Педагог даёт ребенку карты с изображением животных на фоне геометрических фигур, предлагает рассмотреть, обвести форму пальчиком. Затем даёт геометрические фигуры из картона одного цвета и размера. Ребенок должен накрыть изображение на карте соответствующей геометрической фигурой. Проверяя правильность выбора фигуры, педагог просит ребенка называть геометрические фигуры: «Назови, что это?»  Ребенок отвечает устно или табличками (по усмотрению педагога): «Это овал» (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
23 Высокое - низкое Цели: формирование у детей восприятия такого качества величины как высота, совершенствование навыков сравнения.                                                Оборудование: картонные ёлочки, таблички.                                                                          Речевой материал: какая по высоте? Названия игрушек или их изображений, ёлка, высокая, низкая, самая высокая, самая низкая, ниже, выше, сравни. Ход игры                                                                                                                                Игра проводится по аналогии с играми «Длинное - короткое» и «Широкое - узкое». Педагог предлагает детям сравнить сначала резко отличные по высоте ёлочки, говорит, что одна высокая, другая низкая. Могут вводится полоски. Также даются поручения.                                         Усложнения: сравнивается по величине (высоте) большее количество ёлочек; сравниваются различные предметы (домик и ёлка, кукла и собака и т.п.); даётся превосходная и сравнительная степень прилагательных.
24 Зарядка Цели: учить детей осознавать своё положение в пространстве, ориентироваться в схеме.                                                                                               Оборудование: карточки со схематичным изображением человечков в разных статичных позах (демонстрационные раздаточные для каждого ребенка), таблички.                                                                                                               Речевой материал: делай так, покажи такую картинку, правильно, неправильно. Ход игры                                                                                                                                Педагог предлагает детям поиграть («будем играть») предъявляет карточку с человечком-схемой, дети находят в своём наборе парную (можно ввести отсрочку); «покажите такую картинку». Затем педагог, предлагая карточку-образец, просит детей воспроизвести позу: «Делайте так» (в качестве усложнения вводится отсрочка в воспроизведении).

Март 2021 г.

25 Шарики Цели: учить детей дифференцировать не только различные, но и близкие цвета и оттенки. Учить осуществлять выбор этих цветов непосредственно по образцу и по памяти. Учить осуществлять выбор по цвету отвлекаясь от других свойств предмета.                                                                                                              Оборудование: демонстрационный набор и набор для каждого ребенка (плоскостные шары разной формы и величины, могут быть и одинаковые в зависимости от поставленной задачи по три оттенка основных цветов и более), приспособленные для работы с фланелеграфом, фланелеграф, таблички, карточка с нарисованными ленточками разного цвета размером 25x20 см                                                                                                                   Речевой материал: шарики, верёвочки (ленточки), какого цвета? Такой - не такой, красный, зелёный, жёлтый, синий, чёрный, белый (голубой, розовый, оранжевый, коричневый), подбери, привяжите ленточку.             Ход игры Педагог приносит конверт и предлагает детям посмотреть, что там (табличка «шары»), после чего дети рассматривают содержимое конвертов, лежащих у них на столах. Затем педагог прикрепляет один из шаров на фланелеграф и предлагает детям найти такой же (дайте такой, такой, не такой, верно, неверно). Выбранные детьми шары прикрепляются рядом с шаром педагога или на индивидуальные фланелеграфы (шары могут быть одинаковыми по форме и величине или разными, если ставиться задача отвлечения от других свойств). Для усложнения можно ввести выбор с отсрочкой.
26 Волшебные рамки и вкладыши Цели: совершенствовать умение выделять форму, зрительно соотносить рамку и вкладыш; развитие внимания, памяти, мелкой моторики пальцев рук, тактильно-двигательного восприятия.                                                                                                               Оборудование: игра «Волшебные рамки вкладыши Монтессори» - 8 рамок, способных скрепляться между собой, 16 вкладышей. И рамки, и вкладыши пластмассовые. На вкладыше для удобства и развития мелкой моторики небольшой выступ, за который можно вставлять и вынимать вкладыш из рамки.                                                                                                                                     Речевой материал: названия геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, рамки, вкладыши, обведи, дорисуй, нарисуй, что изменилось, сделай так, повтори узор, числа в пределах сначала пяти, потом семи-десяти, посчитай, сколько, раскрась фигуру, названия знакомых предметов, что похоже на...? Кто быстрее? Бусы, подбери, сложи.                                                                                                                                           Ход игры Возможно большое количество вариантов использования игры «Волшебные рамки и вкладыши». Вот несколько вариантов:                                                 1. Подбери вкладыши к рамкам                                                                                                  Педагог раздаёт детям рамки и вкладыши и предлагает вначале в какой-либо последовательности скрепить между собой рамки, а затем подобрать к ним соответствующие вкладыши: «Посмотри, сложи, подбери нужную форму». Дети берут по одному вкладышу и ищут подходящую рамку. На начальном этапе возможны пробы, затем ребенок должен уже визуально сразу определять к какой рамке подходит взятый им вкладыш. Знакомые геометрические формы могут быть названы детьми устно или по табличкам (круг, треугольник, квадрат, овал).                                                                                 2. Дай такой                                                                                                                                     Педагог берет себе комплект игры и раздаёт детям. Затем предлагает детям показать такой же, как у него, вкладыш или рамку, или вкладыш в рамке. Дети внимательно смотрят, показывают такой же и тот, кто быстрее всех покажет такой же, получает фишку. Побеждает тот, у кого больше всех фишек.                                                                                                                                    3. Соедини рамки между собой                                                                                           Педагог берет себе комплект рамок и также раздаёт рамки детям. Затем предлагает детям создать такую же последовательность соединения рамок, как у него. Дети выполняют либо параллельно с выполнением последовательности педагогом, либо после того, как последовательность уже готова, воссоздают такую же. Педагог может менять как последовательность геометрических фигур на рамках, так и рисунок соединения рамок между собой.                                                                                                                                  4. Кто быстрее                                                                                                                     Педагог раздаёт детям рамки и вкладыши и предлагает поиграть. «Будем играть. Кто первый, кто быстрее, тому приз (значок, фишка, наклейка). Один, два, три!» Собирают дети, соревнуясь друг с другом. Педагог следит за правильным выполнением. Может придумать правила: например, можно брать только по одному вкладышу и только после вложения его в рамку брать следующий. Или вкладывать сразу двумя руками и т.п. Победителю все аплодируют. Таким же образом можно выстраивать определённую последовательность рамок: «Кто быстрее!»                                                        5. Бусы                                                                                                                                         Педагог предлагает детям нанизывать рамки на шнурок, создавая «бусы». Можно задавать определённую последовательность разными способами:  -педагог показывает рамки одну за другой, ребенок в этой же последовательности нанизывает такие же рамки на шнурок;                                - педагог выкладывает последовательность, ребенок ее повторяет в своих «бусах»;                                                                                                                                              -педагог выкладывает последовательность, предлагает ребенку ее запомнить, после этого убирает ее, и ребенок по памяти ее воссоздаёт на «бусах»;                                     -как самый сложный вариант - собирать по табличкам.                                Педагог предлагает ребенку таблички с названиями геометрических фигур, ребенок, прочитывая их, создаёт эту последовательность в «бусах».                       6. Узнай фигуру на ощупь                                                                                             Педагог кладёт рамки под салфетку (за экран, ширму, в мешочек). Затем предлагает ребенку ощупать одну из рамок и определить какая фигура на ней. Ребенок внимательно ощупывает, не подглядывая, и отвечает, показывая такую же рамку из лежащих на столе открыто, или вкладыш для этой рамки, выбрав его среди других вкладышей, или показывая табличку с названием этой фигуры (по усмотрению педагога). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает набравший большее число фишек, ему вручают приз - наклейку (значок, книжку и т.п.).                             7. Поиграй с завязанными глазами                                                                               Педагог завязывает ребенку глаза платком и предлагает, не опираясь на зрение, подобрать вкладыши к рамкам. При подборе допускаются пробы.   8. Обведи контур фигуры                                                                                                 Педагог раздаёт либо рамки, либо вкладыши, листы бумаги и ручки или карандаши. Затем предлагает детям обвести контур фигуры либо по внешнему краю (вкладыши), либо по внутреннему (рамки). Педагог может задавать определённую последовательность при обведении фигур. «Обведи овал». (Это может быть сказано устно, написано на табличках, предъявлено в оригинале - педагог показывает рамку или вкладыш - «Обведи»).                    9. Раскрась фигуру                                                                                                            Педагог предлагает детям обвести ту или иную геометрическую фигуру и затем ее раскрасить аккуратно, не выходя за контур. «Обведи квадрат. Раскрась».                                                                                                                          10. Придумай картинку                                                                                                                 Педагог предлагает детям сначала обвести какую-либо геометрическую фигуру: «Обведи круг». Затем предлагает детям подумать, вспомнить, какие предметы, похожие по форме на круг, они знают и дорисовать имеющийся у них круг. «Что похоже на круг. Дорисуй». «Нарисуй». Дети выполняют задание и отчитываются о том, что они нарисовали, отвечая на вопрос педагога: «Что это? Что ты нарисовал?». «Солнышко. Мяч». Дети могут использовать таблички, написанные педагогом, для ответа на вопрос при затруднении ответить самостоятельно. Вначале педагог может показать несколько вариантов дорисовывания, сравнить с реальными предметами. Затем дети должны выполнять задание самостоятельно. Педагог может направлять внимание детей на окружающие их предметы для выделения среди них предмета требуемой формы.                                                                     11. Нарисуй орнамент                                                                                                                  Педагог предлагает детям составить определённый или по желанию самих детей орнамент, используя рамки или вкладыши. «Нарисуй такой узор». «Сделай так». Дети на листе бумаги выполняют задание. В конце игры детские работы рассматриваются, дети дают отчёт об использованных в орнаменте геометрических фигурах: «Это овал, потом квадрат, это круг и т.д.».                                                                                                                                      12. Давай посчитаем                                                                                                            Педагог раздаёт детям рамки или вкладыши и предлагает обводить их, задавая определённое количество геометрических фигур: «Обведи два круга. Сколько кругов обвёл? Теперь обведи один овал и два треугольника» и т.п. Дети (с помощью взрослого) дают отчёт: «Я обвёл один овал и два треугольника». Ответ сможет быть устным или при помощи табличек, заранее подготовленных педагогом.                                                                         13. Что изменилось?                                                                                                 Педагог выкладывает в определённой последовательности рамки с вкладышами или без них, предлагает детям внимательно рассмотреть и запомнить порядок расположение рамок. Затем закрывает ширмой, за ширмой меняет порядок расположения рамок, отодвигает ширму и предлагает детям посмотреть все ли верно, как было: «Так было? Что изменилось?». Дети находят изменения и исправляют их. Они также могут сами из имеющихся у них рамок выкладывать последовательность, увиденную ими вначале.
27 Домик для зайки Цель: учить детей ориентироваться на величину в игре.                           Оборудование: домики разной величины, в дверном проёме которых изображены зайчики, прямоугольники-двери разной величины и цвета.       Речевой материал: спрячь зайчиков, дверь, большой, маленький, верно, не верно, названия цветов.                                                                                                                            Ход игры                                                                                                                                                        Педагог раздаёт детям домики: «спрячьте зайчиков». Дети должны подобрать «двери» для каждого домика, ориентируясь только на величину (домик и дверь могут быть разного цвета).
28 Флажки Цель: формировать зрительную ориентировку на величину без учёта других свойств предмета, а также с учётом всех свойств предмета (по памяти).     Оборудование: флажки разного цвета, формы, величины (по три квадратных, прямоугольных, треугольных флажка трёх цветов и трёх величин) для каждого ребенка и демонстрационный набор у педагога, три стаканчика, ширма.                                                                                                           Речевой материал: какой по форме, цвету? Названия формы флажков (треугольник, квадрат, прямоугольник), величины (большой, меньше, маленький), одинаковые, верно, не верно, такой, не такой. Ход игры                                                                                                                                          1-й вариант. Педагог вместе с детьми рассматривает флажки, обращает их внимание на то, что флажки отличаются друг от друга по величине, затем выставляет три стаканчика и ставит в каждый по флажку-эталону, после чего дети самостоятельно расставляют свои флажки. Когда все флажки будут расставлены, педагог вместе с детьми уточняет принцип классификации: «Какой величины? Тут большие. Тут поменьше. Тут маленькие. Одинаковые. Верно, не верно».                                                                                                                           2-й вариант. Педагог ставит в стаканчик один флажок и закрывает его ширмой, а после отсрочки предлагает детям найти такой же (ориентировка на форму, величину и цвет предмета): «такой, не такой, верно, не верно».

Апрель 2021 г.

29 Квадраты (Треугольники) Цели: продолжать развивать зрительное восприятие формы, внимание, память, повторять цвета и их оттенки, названия геометрических фигур, цифры, совершенствовать умение ориентироваться на плоскости, развивать мелкую моторику пальцев рук.                                                                                          Оборудование: карточки с изображением двух больших квадратов (один без цифр, второй - с цифрами), разделённых на маленькие квадраты (треугольники) (размер квадратов 9x9 см), а также картонные эквиваленты квадратов (треугольников) различного цвета. Карандаши или фломастеры. Все по количеству детей (см. прил. 6).                                                                               Речевой материал: названия цветов, названия цифр, большой, маленький, квадрат, треугольник, раскрась так же, порядковые числительные (первый, второй,... пятый), расставь цифры, разложи цвета так же, какой по цвету, положи на..., проверь верно или нет.                                                   Ход игры                                                                                                                                            Педагог предлагает детям поиграть, даёт задания:                                                                        1. Раздаются карты с квадратами, картонные эквиваленты этих же квадратов (маленьких и больших) разных цветов. Детям предлагают: положить красный квадрат (треугольник) на цифру 2, синий квадрат (треугольник) на цифру 5 и т.д. Дети слушают и выполняют задания, педагог контролирует выполнение, его правильность. Таким же образом ребенку предлагается находить необходимый фломастер или карандаш и раскрашивать по заданию педагога тот или иной квадрат (треугольник): «Раскрась второй квадрат (треугольник) синим карандашом, а четвёртый - зелёным».                                                                                                                                             2. Предлагается раскрасить квадраты (треугольники) без цифр по заданию: «Раскрась большой квадрат (треугольник) жёлтым цветом, а маленькие - зелёным». Также можно предложить детям не закрашивать квадраты (треугольники), а накрывать их картонными аналогами: «Закрой большой квадрат (треугольник) синим, а маленькие - красным цветом». Рис. 6. К игре «Квадраты» («Треугольники») 3. Педагог предлагает один из квадратов (без цифр) уже раскрашенный, а детям даёт задание раскрасить так же второй квадрат (с цифрами). Затем, когда задание выполнено, педагог задаёт вопросы: «Какой по цвету первый квадрат (треугольник)? А пятый? Большой? Маленькие? Какой по счету красный квадрат (треугольник)?» и т.п.                                                                                4. Педагог предлагает детям рассмотреть цвета на первом квадрате в течение 30 секунд, затем этот квадрат закрывается белым картоном так, чтобы дети не могли подсмотреть, и предлагается второй квадрат (с цифрами) раскрасить так же, как был раскрашен первый квадрат. Когда все квадраты (треугольники) закрашены, педагог разрешает открыть первый квадрат и проверит правильность выполнения задания. Квадраты могут не закрашиваться, а закрываться картонными аналогами                                               5. Педагог разбивает детей на пары и предлагает раскрасит первый квадрат так, как кому хочется, затем посмотреть на квадрат соседа в течение 30 секунд и после этого повторить на своём втором квадрате так же. Детям с более с развитой речью педагог может задавать вопросы: «Каким цветом ты раскрасил третий квадрат (треугольник) Почему? («Потому, что у Кати так. Потому, что у Кати красный квадрат (треугольник)»). Вместо раскрашивания можно предложить детям закрывать квадраты (треугольники) картонными аналогами.
30 Шарик и кубик Цель: учить детей воспринимать пространственные отношения по вертикали (внизу-наверху), по горизонтали.                                                                                                   Оборудование: шарики и кубики для каждого ребенка и демонстрационные карточки с различными изображениями геометрических фигур относительно друг друга, круг и квадрат, таблички.                                                                        Речевой материал: что это? Кубик, шарик, круг, квадрат. Похожи, делай так, внизу, наверху Ход игры                                                                                                                                                                    Педагог раздаёт детям кубики и шарики, предлагает назвать их: «Что это? Кубик. Шарик», затем дети соотносят объёмные фигуры с их изображениями на плоскости. Педагог предъявляет одну из карточек с изображением квадрата и круга и предлагает расположить кубик и шарик самостоятельно: «Делайте так».
31 Комната Цель: учить понимать план-схему. Закреплять ориентировку в пространстве помещений.                                                                                                                     Оборудование: мебель (игрушки), план-схема, комната (коробка с обозначенными окнами и дверью), таблички.                                                                     Речевой материал: комната, названия мебели, мебель, кукла, такой - не такой, поставь. Ход игры                                                                                                                                              Педагог предлагает детям расставить мебель в «комнате» по плану. Сначала дети соотносят предметы мебели с их изображениями на плане (такой, не такой, стол, стул, кровать, диван, шкаф), а затем расставляют мебель в соответствии с планом. Затем педагог предлагает кукле поиграть: он берет фишку, бросает ее, в зависимости от перемещения фишки передвигается кукла. Затем педагог перемещает только фишку, а куклу перемещают дети.
32 Что лежит в ме

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow