План проведения занятий по теме

План по самообразованию воспитателя на 2020-2021 учебный год

Тема: «Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру»

 

Воспитатель: Зудина К.А.

 

 

Городской округ город Бор

2020 год

Содержание

1. Цель, задачи и ведущие идеи самообразования 3
2. Ожидаемые результаты 4
3. Актуальность и новизна темы 5
4. Взаимодействие с родителями 6
5. Этапы работы по теме 7
6. План проведения занятий по теме 9
7. Литература 19

Приложение №1

20

Приложение №2

35

Анализ проделанной работы

58

План по самообразованию

Период работы: 2020-2021 гг.

Тема самообразования: «Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру».

 

Цель, задачи и ведущие идеи самообразования

Цель:

· Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения дидактической игры для социализации ребёнка.

Задачи:

· повышение своего методического уровня, изучение методической литературы и материалов сети Интернет по данной теме, обобщение и распространение своего педагогический опыт;

· изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;

· внедрение современных форм работы с использованием дидактических игр для всестороннего развития детей;

· создание соответствующей предметно-пространственной среды;

· приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

· разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.

Ведущие идеи:

· потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

· готовность к педагогическому творчеству;

· личностно-ориентированный подход к воспитанникам;

· сотрудничество педагога и воспитанника.

Основные принципы:

· непрерывность,

· целенаправленность,

· интегративность,

· единство общей и профессиональной культуры,

· взаимосвязь и преемственность,

· доступность,

· опережающий характер,

· вариативность.

Источники:

· СМИ (газеты, журналы);

· литература (методическая, специальная, научно популярная, публицистическая, художественная и др.);

· Интернет;

· видео, аудио материалы;

· семинары и конференции;

· мастер-классы;

· мероприятия по обмену опытом;

· курсы повышения квалификации.

 

 

Ожидаемые результаты

Участники Ожидаемый результат
1 Ребёнок с ОВЗ · Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. · Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение коммуникативной активности ребёнка с ОВЗ.
2 Родители · Уменьшение факторов социально-психологической напряжённости в семье, имеющей ребёнка с ОВЗ.
3 Ребёнок, воспитатель · Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. · Сплочение детского коллектива. · Развитие толерантного отношения к ребёнку с ограниченными особенностями развития.
4 Воспитатель · Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.

 

 

Актуальность и новизна темы

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности.

Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребёнка, ставит перед взрослым задачу обучения ребёнка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагога к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.

Для родителей нормально развивающегося ребёнка детский сад – это место, где ребёнок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребёнка.

Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ОВЗ. Но такие дети все же дети, и ведущим видом деятельности для них также является игра.

Ребёнок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организация жизни, средство всестороннего развития.

Новизна темы заключается в том, что, использование дидактических игр оказывает воздействие на именно на ту психическую функцию ребёнка, которая нуждается в коррекции. Используя дидактические игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных занятиях и вне занятий, отмечается, что дети быстрее вникают в суть программного материала и коррекция нарушения детей с ОВЗ происходит более успешно.

 

 

4. Взаимодействие с родителями

 

Подготовка консультаций для родителей по следующим темам (Приложение №1):

· «Игра как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»;

· «Развитие детей с ОВЗ через игру»;

· «Домашние дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья для развития сенсорного опыта».

 

Этапы работы по теме

 

Этапы Форма работы Практическая деятельность Время реализации

Информационно-ознакомительный

Подбор и изучение научно-методической литературы Подбор книг, статей из журналов Сентябрь-октябрь 2020 г.
Сбор необходимого инвентаря и оборудования  Оформление уголка и оснащение ее необходимым материалом систематически
Разработка дидактического материала Создание карточек для работы с детьми систематически
Подготовка консультаций для родителей Материалы консультаций Октябрь-декабрь 2020 г.
Анкетирование родителей Разработка анкеты на тему «Выявление игровых интересов ребёнка» Сентябрь-октябрь 2020 г.
Разработка плана по теме самообразования План по самообразованию Сентябрь-декабрь 2020 г.

Практический

Проведение диагностики уровня развития игры Использование методики Н. Ф. Комаровой Декабрь-январь 2020-2021 гг.
Работа с детьми Использование дидактических игр в различных видах деятельности (режимные моменты, развлечения, наблюдения, прогулки, коррекционные часы) Систематически

Дидактические игры

Изготовление дидактического материала для игр Систематически
Игры с предметами и игрушками Систематически
Настольно-печатные игры Систематически
Словесные игры Систематически
Игры на развитие сенсорных способностей (игры на развитие тактильных ощущений, на развитие цветового восприятия, на развитие слухового внимания) Систематически
Игры на развитие мелкой моторики Систематически
Изготовление трафаретов для игр Систематически
Игры с прищепками Систематически
Игры-шнуровки Систематически
Лепка из теста и пластилина Систематически
Мозаика Систематически
Конструкторы Систематически

Участие в жизни группы и детского сада

Конкурсы на различные тематики в течение года
Презентации фотографий деятельности детей в течение года
Участие в выставках в течение года
Организационно-педагогическая работа Изучение опытов воспитателей, сообществ на Интернет-ресурсах в течение года

Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов по теме самообразования

Мониторинг уровня развития игры у детей по Н. Ф. Комаровой Апрель-май 2021 гг.
Отчёт по самообразованию о проделанной работе за 2020-2021 гг. Май 20121 г.
Планирование педагогической работы на следующий учебный год. Май 2021 г.

 

 

План проведения занятий по теме

 

Название занятия Цели Методы и приёмы Используемые материалы

Сентябрь 2020 г.

1 Лови шарик   развивать моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, выполнение игровых действий, показ с называнием желобок, шарик
2 Мозаики   развивать мелкую моторику пальцев рук, обучать ориентировке на плоскости, умение подбирать цвета по подражанию педагогу или по словесной инструкции практический метод, постановка заданий, анализ результатов, контроль и регулирование, наглядный метод, показ образца плоские и объёмные мозаики по количеству детей
3 Переложи игрушки   развивать координацию движений, согласованность движений обеих рук, учить брать мелкие предметы информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, просьба-предложение, практический метод, выполнение поручений мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносы, прозрачные высокие бутылочки
4 Коврик для мамы развивать мелкие движения, целенаправленность действий в работе с бумагой; учить ценить результаты своего труда, понимать, что своей работой можно принести радость близким людям репродуктивный метод, приём повтора, совместные действия воспитателя и ребенка, беседа заготовки из плотной цветной бумаги (листы квадратной или прямоугольной формы с прорезями: в трёх рядах по три прорези), по три полоски бумаги контрастных по оттенку и фону цветов на каждого ребёнка, клей, кисточки, тряпочки

Октябрь 2020 г.

5 Поймай рыбку   развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, выполнение игровых действий, показ с называнием пластмассовые рыбки, аквариум, сачки
6 Цветные картинки учить детей подбирать к предметам заместители по цвету информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, наглядный метод, показ образца десять (10x14 см) карточек разделённых пополам и окрашенных в два цвета (одна половина карточки одного цвета, другая - другого): красный и зелёный, зелёный и жёлтый, жёлтый и синий, синий и белый, белый и красный, красный и синий, зелёный и оранжевый, красный и жёлтый, белый и жёлтый, синий и жёлтый
7 Гномики   развивать зрительное восприятие цвета, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, рассматривание картинок, внезапное появление и исчезновение игрушки карточки с рисунком (размер 15x18 см), картонные детали этой же карточки, фломастеры или цветные карандаши по количеству детей
8 Почтовый ящик различать форму на ощупь, соотносить плоскостную и объёмную формы; учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, выполнение игровых действий, показ с называнием почтовый ящик - коробка с различным количеством прорезей (от двух до десяти) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, овал, полукруг треугольник, шестигранник, трапеция, звезда и т.п.), объёмные фигурки, которые проталкиваются в отверстие, ширм или экран

Ноябрь 2020 г.

9 Дай такой   учить детей при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, просьба-предложение, практический метод, выполнение поручений любой детский конструктор (мягкий из поролона, пластмассовый, деревянный)
10 Палочки   учить детей схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от других свойств предмета и деталей информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, рассматривание картинок, внезапное появление и исчезновение игрушки картинки с изображением разных предметов, палочки различной величины
11 Форма и цвет   уточнить знания детей о различных геометрических формах, формах предметов, а так же о цветах (основных и их оттенках), игра направлена также на развитие внимания, мышления, памяти, воображения практический метод, постановка заданий, анализ результатов, контроль и регулирование, наглядный метод, показ образца готовые карты от игры «Форма и цвет» Речевой материал: названия геометрических форм: квадрат, круг, овал, треугольник, (прямоугольник не обозначается словом, но выделяется как геометрическая форма), кубик, шар (цилиндр, конус так же не называются), какой по форме? такой по форме; названия цветов: зелёный, жёлтый, голубой, синий, (розовый, красный, серый, чёрный, белый), у кого такой цвет? такой по цвету
12 Пирамиды   учить осуществлять выбор цвета, совершенствовать внимание детей наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, выполнение игровых действий, показ с называнием, объяснение назначения предмета пирамидки с колечками одинакового цвета, карточки с накладными колечками, коробка или корзинка

Декабрь 2020 г.

13 Флажки   продолжать учить детей выделять не только основные цвета, но и их оттенки. Выделять цвет (по образцу и по памяти), отвлекаясь от других свойств предмета и с учётов этих свойств информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, просьба-предложение, практический метод, выполнение поручений демонстрационный набор и набор флажков для каждого ребёнка (флажки трёх величин, квадратные, треугольные, прямоугольные, не менее 12 цветов - оттенки красного, синего, жёлтого, зелёного, коричневого), таблички
14 Аквариум   развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук, повторять количественный счёт, знание цветов                     наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, рассматривание картинок, внезапное появление и исчезновение игрушки карточки с «Аквариумом» (размер аквариума 20x20 см), фломастеры или цветные карандаши
15 Накинь кольцо   развитие общей и мелкой моторики информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, выполнение игровых действий, показ с называнием, объяснение назначения предмета кольцеброс
16 Запомни и найди   учить удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, художественное слово, разговор карты лото с изображением четырёх-шести предметов разной величины по две на ребёнка (один тот же предмет может быть изображён несколько раз, но рядом), маленькие карточки с изображением всех предметов, чистые листы плотной бумаги

Январь 2021 г.

17 Классификация «Что жёлтое, зелёное, синее, красное?»   учить детей различать цвета, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, просьба-предложение, практический метод, выполнение поручений картинки с изображением различных предметов, имеющих ярко выраженный цвет (синий цветок, жёлтый карандаш и т.д.) размером 10x10, карточки цветов 10x4
18 Лучинки   развитие мелкой моторики рук, совершенствование умений ориентироваться на плоскости наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, выполнение игровых действий, показ с называнием, объяснение назначения предмета набор лучинок (30-40 штук длиной 10-15 см, окрашенных в три-четыре цвета)
19 Длинное - короткое   формирование у детей восприятия различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков сравнения путём наложения информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, объяснение назначения предмета, упражнения разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки
20 Широкое - узкое   формирование у детей представления о таком свойстве величины, как ширина, совершенствование приём сравнения предметов практический метод, постановка заданий, анализ результатов, контроль и регулирование, объяснение назначения предмета, упражнения широкие и узкие ленты (одного цвета разной ширины, и разного цвета и разной ширины), игрушки, картонные полоски (по ширине совпадающие с лентами) таблички

Февраль 2021 г.

21 Цветные коврики   учить детей дифференцировать цвета, отвлекаясь от формы предмета наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, выполнение игровых действий, показ с называнием четыре листа картона красного, жёлтого, зелёного и синего цветов, изображения игрушек тех же цветов (однотонные)
22 Поиграй-ка   учить детей выделять различную форму, соотносить цвета, развивать внимание исследовательский метод, художественное слово, разговор картонные карты (6), полностью окрашенные в оранжевый, зелёный, жёлтый, синий, красный, фиолетовый цвет, имеющие посередине изображения животных, которых нужно закрыть квадратиком соответствующего цвета, карты, имеющие изображение животных на фоне различных геометрических фигур (5), которые необходимо накрыть, соответствующей геометрической формой (5) (треугольник, прямоугольник, круг, овал, квадрат)
23 Высокое - низкое   формирование у детей восприятия такого качества величины как высота, совершенствование навыков сравнения наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, просьба-предложение, практический метод, выполнение поручений картонные ёлочки, таблички
24 Зарядка   учить детей осознавать своё положение в пространстве, ориентироваться в схеме информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, выполнение игровых действий, показ с называнием карточки со схематичным изображением человечков в разных статичных позах (демонстрационные раздаточные для каждого ребёнка), таблички

Март 2021 г.

25 Шарики   учить детей дифференцировать не только различные, но и близкие цвета и оттенки эвристический метод, художественное слово, разговор демонстрационный набор и набор для каждого ребёнка (плоскостные шары разной формы и величины, могут быть и одинаковые в зависимости от поставленной задачи по три оттенка основных цветов и более), приспособленные для работы с фланелеграфом, фланелеграф, таблички, карточка с нарисованными ленточками разного цвета размером 25x20 см
26 Волшебные рамки и вкладыши   совершенствовать умение выделять форму, зрительно соотносить рамку и вкладыш; развитие внимания, памяти, мелкой моторики пальцев рук, тактильно-двигательного восприятия наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, просьба-предложение, практический метод, выполнение поручений 8 рамок, способных скрепляться между собой, 16 вкладышей
27 Домик для зайки   учить детей ориентироваться на величину в игре информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, рассматривание картинок, внезапное появление и исчезновение игрушки домики разной величины, в дверном проёме которых изображены зайчики, прямоугольники-двери разной величины и цвета
28 Флажки   формировать зрительную ориентировку на величину без учёта других свойств предмета, а также с учётом всех свойств предмета (по памяти) наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, выполнение игровых действий, показ с называнием флажки разного цвета, формы, величины (по три квадратных, прямоугольных, треугольных флажка трёх цветов и трёх величин) для каждого ребёнка и демонстрационный набор у педагога, три стаканчика, ширма

Апрель 2021 г.

29 Квадраты (Треугольники)   развивать зрительное восприятие формы, внимание, память, повторять цвета и их оттенки, названия геометрических фигур, цифры, совершенствовать умение ориентироваться на плоскости, развивать мелкую моторику пальцев рук наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, просьба-предложение, практический метод, выполнение поручений карточки с изображением двух больших квадратов (один без цифр, второй - с цифрами), разделённых на маленькие квадраты (треугольники) (размер квадратов 9x9 см), а также картонные эквиваленты квадратов (треугольников) различного цвета. Карандаши или фломастеры
30 Шарик и кубик   учить детей воспринимать пространственные отношения по вертикали (внизу-наверху), по горизонтали информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, выполнение игровых действий, показ с называнием шарики и кубики для каждого ребёнка и демонстрационные карточки с различными изображениями геометрических фигур относительно друг друга, круг и квадрат, таблички
31 Комната   учить понимать план-схему. Закреплять ориентировку в пространстве помещений наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, беседа, рассматривание объекта мебель (игрушки), план-схема, комната (коробка с обозначенными окнами и дверью), таблички
32 Что лежит в мешочке?   учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов - названий предметов, формы, величины информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, просьба-предложение, практический метод, выполнение поручений, рассматривание объекта парные предметы - объёмные геометрические формы (шар, кубик, овощ-яйцо, пирамида и др.), предметы разной величины (большие и маленькие шары, кубики, овощи, машинки, матрёшки и др.), «чудесный мешочек», салфетка или ширма

Май 2021 г.

33 Собери бусы   развивать зрительное восприятие формы, память внимание, мелкую моторику пальцев рук, повторять названия цветов, геометрических фигур, совершенствовать умение выделять величину предметов наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, выполнение игровых действий, показ с называнием, рассматривание объекта карты с рисунком (размер карты 15х 18 см) картонные эквиваленты геометрических фигур, фломастера или цветные карандаши
34 Три медведя   учить выделять величину предмета, соотноси предметы по величине информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, рассматривание картинок, внезапное появление и исчезновение игрушки три игрушечных медведя разной величины, по три кровати, тарелки, чашки, стула соответствующей величины
35 Кукла Маша купила мебель   учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана информативно-рецептивный метод, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, просьба-предложение, практический метод, выполнение поручений, рассматривание объекта макет кукольной комнаты - большая коробка без крышки 50x50 см, с нарисованными по бокам окнами и дверями, кукольная мебель: стол, диван, стулья, табуретки (либо игрушечная либо изготовленная самостоятельно из любого пригодного для этого материала), вырезанные из картона геометрические фигуры, соответствующие по форме и величине предметам кукольной мебели
36 Платочек для куклы   узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак - фактуру материала наблюдение, показ способа действий, практический метод, планирование выполнения заданий, выполнение игровых действий, показ с называнием, разговор три куклы в разных платочках: одна - в шёлковом, другая - в шерстяном, третья - в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек»

 

*Приложение №2

 

 

Литература

· Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2012 г.

· Астапов В. М., Лебединская О. И., Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. // Детский практический психолог. 2005 г.

· Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008 г.

· Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Спб, 2003 г.

· Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Спб., Речь, 2004 г.

· Дзюба П. П. дидактическая копилка воспитателя детского сада. – м.: Феникс. 2008 г.

· Интернет-ресурсы

 

 

Приложение №1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: