Протокол классного часа на тему: «Профилактика употребления ПАВ»
Дата проведения: 14.05.20 г.
Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления ПАВ.
Задачи:
1. Изменение отношения детей к наркотикам.
2. Умение сказать “Нет” наркотикам.
3. Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании.
4. Формирование мотивации к сохранению здоровья.
Ход классного часа:
Введение.
Здравствуйте ребята!
Не хочу я смириться с судьбой
И скажу всем девчонкам,
Мальчишкам: “Постой!
Эти игры со смертью
К беде приведут
И для жизни, для счастья
Ничего не дадут”.
И совет мой, наверное,
Очень простой,
Скажем дружное “НЕТ”
Этой смерти пустой.
Будет счастлив по-своему
Каждый из ВАС.
Чтоб костер этой жизни
Никогда не погас!”
Знакомство в группе”.
Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга, просит участников представиться так, как они хотели бы назвать себя во время тренинга (для простоты запоминая легче сделать бейджики для всех участников, в которые вписываются их имена). Так же участники рассказывают о своём отношении к постановленной проблеме и опыте приёма наркотических или иных психотропных веществ.
|
|
Ведущий представляет тему тренинга, обозначает проблему, кратко рассказывает, что будет происходить в ходе тренингового занятия.
Принятие правил работы.
Правила:
· говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища;
· желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;
· критикуя – предлагай;
· не давать оценок другим участникам;
· вся личная информация, сообщенная, на тренинге является закрытой.
По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.
Игра “Ассоциации”.
Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.
Материал: ручки и листы бумаги.
Даётся задание: назовите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите – “наркотики”, “наркомания”, “зависимость”. После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.
Мозговой штурм “Что такое зависимость?”.
Ход упражнения: Участники самостоятельно определяют – что такое зависимость, и какие бывают виды зависимостей. Свои варианты записывают на стикерах. Затем все стикеры прикрепляются к флип-чарту и обобщаются в общее определение и существующие виды.
|
|
Оценка уровня информированности.
Ведущий просит группу ответить на вопросы:
· Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
· Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
· Насколько опасна проблема наркомании среди подростков?
· Среди ваших друзей есть токсикоманы?
· Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?
· Как влияют наркотические вещества на здоровье?
Если группа не спешит включаться в дискуссию, ведущий предлагает высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы (а бывает он крайне низким; нам пришлось столкнуться с полным незнанием каких-либо фактов об опасности применения ПАВ в ряде подростковых групп) следует избегать изложения материала в лекционной форме. Особенность тренинговой работы – участие всех каналов получения информации. Вырабатывание положительного личного опыта.
Игра “Спорные утверждения”.
Цель: эта игра, кроме информирования. Даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.
Материалы: четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями, эти листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты.
· “Совершенно согласен”
· “Согласен, но с оговорками”
· “Совершенно не согласен”
· “Не имею точного мнения”
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: “почему я считаю именно так”. Выслушав, мнение каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает свое мнение, после этого участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь. Примеры спорных утверждений:
· Наркомания и токсикомания – это преступление.
· Легкие наркотики безвредны.
· Наркотики повышают творческий потенциал.
· Токсикомания это болезнь.
· У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
· Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
· Наркомания и токсикомания излечима.
· Многие подростки начинают употребление наркотики “за компанию”.
· Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
· Наркоман может умереть от СПИДА.
· Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
· По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
· Наркоман может умереть от передозировки.
· Продажа наркотиков не преследуется законом.
· Наркомания не излечима.
· Наркоманы и токсикоманы это не люди.
Сбрось усталость”.
“Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость. Чуть-чуть осталось, повтори ещё”.
Упражнение “Причины и последствия употребления ПАВ”.
Ход упр.: Участники объединяются в 3-4 команды, каждая из которых готовит свои варианты причин употребления психоактивных веществ, а также последствия такого употребления. После, каждая команда предлагает свои варианты. Мнения групп обсуждается.
Ролевая игра “Семья”.
Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии для выхода.
Каждая равная по количеству игроков микро группа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника – найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. После чего каждая микро группа разыгрывает свою ситуацию, затем необходимо обсудить наиболее приемлемые способы решения проблемы.
|
|