Система практических заданий

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 

1. Базы данных и СУБД. СУБД MS Access

Базы данных и системы управления базами данных. Типовые задачи обработки информации в базах данных. Модели организации баз данных. Система управления базами данных (СУБД) MS Access и ее возможности. Основные элементы интерфейса СУБД MS Access. Объекты базы данных.

 

2. Проектирование и создание базы данных.

 

Структура таблицы базы данных, типы и свойства полей. Создание таблицы базы данных с помощью мастера, конструктора, ввода данных, импорта таблиц. Создание и заполнение формы. Создание многотабличной базы данных и связывание данных в ней. Ввод и редактирование данных. Модификация структуры таблицы.

 

3. Сортировка, фильтрация и поиск информации в базе данных.

 

Сортировка, индексация и поиск в таблице. Простые и расширенные фильтры.

4. Запросы к базе данных

Типы запросов. Способы создания запросов. Режимы представления запросов. Режим Конструктора: структура окна, меню и панель инструментов. Запросы на выборку данных (однотабличные и многотабличные, с использованием режима Конструктора и мастеров). Условия в запросах. Специальные операторы для задания условий. Запросы с параметрами. Создание выражений с помощью Построителя выражений. Групповые операции, статистические функции и их использование. Перекрестные запросы. Построение запросов на добавление, на обновление, на удаление данных, на создание новой таблицы. Сводные таблицы.

5. Макросы*

Понятие макроса. Назначение макросов. Конструктор: структура окна, меню и панель инструментов. Обзор макрокоманд. Аргументы макрокоманд. Запуск макросов. Использование макросов в качестве обработчиков событий в формах. Настройка запуска макроса в виде кнопки на панели инструментов.

6. Отчеты

Разработка отчетов. Автоотчеты. Мастер отчетов. Конструктор: структура окна, меню и панель инструментов. Режимы работы с отчетами. Структура отчета. Окно сортировки и группировки данных. Дополнительные возможности отчетов: вычисления, печать в несколько колонок, снимки, почтовые наклейки.

7. Комплексное использование информационных технологий и СУБД Access на основе разработки, создания и реализации проекта.

В рамках проекта предполагается использование таких программных средств, как текстовый и графический (на выбор учащихся) редакторов, программы подготовки презентаций. Рекомендуется предусмотреть операции, которые выполняются учащимися при изучении соответствующих тем школьного курса информатики. Это архивация файлов, работа с файловой системой, импорт файлов, проверка на наличие вирусов, работа с электронной почтой. Основное задание – создание и ведение многотабличной базы данных, установлении связей в ней, создании запросов и отчетов, а также простых и подчиненных форм.



ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

· смысл понятий "база данных", "система управления базой данных", "структура базы данных", "запись", "поле", "поиск записей базы данных", "сортировка записей базы данных"; «форма», «фильтр», «запрос», «макрос», «отчет», типы и свойства полей;

· назначение и возможности систем управления базами данных;

· этапы создания структуры базы данных;

· порядок создания формы;

· порядок создания и вывода на печать отчета;

Учащиеся должны уметь:

  • проектировать базы данных,
  • загружать программное средство
  • создавать таблицы, устанавливать связи между ними, определять свойства полей и подстановки, фильтровать данные,
  • импортировать и связывать данные из внешних источников (например, MS Excel, текстовых файлов или других баз MS Access),
  • создавать запросы, позволяющие извлекать из базы данных любую требуемую информацию по заданным критериям (в том числе из нескольких таблиц), производить любые другие манипуляции с данными с помощью запросов на изменение, добавление и удаление,
  • разрабатывать и настраивать формы,
  • разрабатывать отчеты: от простейших, представляющих данные таблицы или запроса, до сложных многоуровневых, содержащих, помимо исходных, разнообразные итоговые данные,
  • создавать макросы*


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Часов

№ урока Тема Кол-во часов

Тема 1: «  Базы данных и СУБД. СУБД MS Access» з часа

1. Введение в теорию баз данных. Понятия базы данных и СУБД. Модели данных. 1
2. Постановка задачи проектирования реляционной базы данных. Понятия поля, записи, таблицы базы данных. 1
3. СУБД MS Access. Интерфейс окна Access. Запуск и создание файла базы данных. Объекты Access. 1

Тема 2: «  Проектирование и создание базы данных» 11 часов

4. Структура таблицы базы данных. Типы и свойства полей. Формат и маска ввода. 1
5. Способы создания таблиц. Мастер таблиц. Импорт таблиц. Создание таблиц в режиме Конструктора: структура окна конструктора, меню и панель инструментов. 1
6. Использование мастера подстановок при создании таблиц. 1
7. Разработка форм. Автоформы. Типы форм. Мастера создания форм. 1
8. Конструктор: структура окна, меню и панели инструментов. Панель элементов управления. Подчиненные формы. 1
9. Лабораторный практикум «Создание таблиц базы данных» 1
10. Создание вычисляемых полей в таблице и полей типа OLE. 1
11. Создание многотабличной базы данных. Отношения между таблицами. Связывание данных. Макет связей. 1
12. Редактирование таблицы: добавление и удаление записей, отображение и закрепление столбцов, редактирование информации в полях таблицы. 1
13. Редактирование структуры таблицы базы данных: вставка, удаление, переименование поля, изменение типа данных и размеров поля. 1
14. Лабораторный практикум «Создание и установка связей в многотабличной базе данных» 1

Тема 3: « Сортировка, фильтрация и поиск информации в базе данных» 3 часа

15. Сортировка, индексация и поиск в таблице. 1
16. Простые и расширенные фильтры 1
17. Лабораторный практикум «Сортировка и поиск данных» 1

Тема 4: «Запросы к базе данных» 6 часов

18. Типы запросов. Способы создания запросов. Режимы представления запросов. Режим Конструктора: структура окна, меню и панель инструментов. 1
19. Запросы на выборку данных (однотабличные и многотабличные, с использованием режима Конструктора и мастеров). Условия в запросах. Специальные операторы для задания условий. 1
20. Запросы с параметрами. Перекрестные запросы. 1
21. Создание выражений с помощью Построителя выражений. Групповые операции, статистические функции и их использование. 1
22. Построение запросов на добавление, на обновление, на удаление данных, на создание новой таблицы. Сводные таблицы. 1
23. Лабораторный практикум «Запросы в многотабличной базе данных» 1

Тема 5: «Макросы»* 2 часа

24. Назначение макросов. Конструктор: структура окна, меню и панель инструментов. Обзор макрокоманд. Аргументы макрокоманд. Запуск макросов. 1
25. Использование макросов в качестве обработчиков событий в формах. Настройка запуска макроса в виде кнопки на панели инструментов. 1

Тема 6: «Отчеты» 4 часа

26. Разработка отчетов. Автоотчеты. Мастер отчетов. 1
27. Конструктор: структура окна, меню и панель инструментов. Режимы работы с отчетами. Структура отчета. Окно сортировки и группировки данных. 1
28. Дополнительные возможности отчетов: вычисления, печать в несколько колонок, снимки, почтовые наклейки. 1
29. Лабораторный практикум «Отчеты в многотабличной базе данных» 1

Тема 7: « Комплексное использование информационных технологий и СУБД Access на основе разработки, создания и реализации проекта» 5 часов

30. Разработка проекта 1
31-33 Создание проекта 3
34. Защита проекта 1

Обобщающее повторение 1 час

 



СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

 

Важным показателем развития логического мышления учащихся является умение переносить полученные знания, способы и приемы деятельности из одной образовательной области в другую, а также умение выделять систему понятий, характерную для конкретной образовательной области, пользоваться ею, расширять ее объем.

Поэтому система заданий к курсу должна быть практико-ориентированной, направленной на понимание, освоение и закрепление знаний через технологический компонент.

Посредством СУБД Access наглядно реализуются внутри- и межпредметные связи как данного курса, так и предмета «Информатика» в целом. Задания должны знакомить школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способам их разработки в СУБД Access и других профессиональных сферах.

Цель практикума - интеграция знаний учащихся о природе и обществе

Ниже приводятся примеры заданий, которые можно использовать при изучении факультатива. При освоении баз данных рекомендуется делать интегрированные проекты, которые в дальнейшем помогли бы в изучении различных школьных дисциплин.

Примеры:

· География – базы данных «Страны мира», «Моря, реки и озера», «Горы», «Улицы родного города» с указанием транспорта;

· Биология – базы данных «Растения моей области», «Животные Беларуси», «Растения Красной книги Беларуси»;

· Химия – база данных «Химические элементы»;

· Литература – базы данных «Моя библиотека», «Поэты и писатели Беларуси»;

· Математика – базы данных «Великие математики», «Правильные многогранники».

Все перечисленные базы данных, будучи созданными и работающими, позволили бы в локальной сети решать комплексные задачи, примеры которых приводятся ниже по соответствующим темам данного курса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: