СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Базы данных и СУБД. СУБД MS Access
Базы данных и системы управления базами данных. Типовые задачи обработки информации в базах данных. Модели организации баз данных. Система управления базами данных (СУБД) MS Access и ее возможности. Основные элементы интерфейса СУБД MS Access. Объекты базы данных.
2. Проектирование и создание базы данных.
Структура таблицы базы данных, типы и свойства полей. Создание таблицы базы данных с помощью мастера, конструктора, ввода данных, импорта таблиц. Создание и заполнение формы. Создание многотабличной базы данных и связывание данных в ней. Ввод и редактирование данных. Модификация структуры таблицы.
3. Сортировка, фильтрация и поиск информации в базе данных.
Сортировка, индексация и поиск в таблице. Простые и расширенные фильтры.
4. Запросы к базе данных
Типы запросов. Способы создания запросов. Режимы представления запросов. Режим Конструктора: структура окна, меню и панель инструментов. Запросы на выборку данных (однотабличные и многотабличные, с использованием режима Конструктора и мастеров). Условия в запросах. Специальные операторы для задания условий. Запросы с параметрами. Создание выражений с помощью Построителя выражений. Групповые операции, статистические функции и их использование. Перекрестные запросы. Построение запросов на добавление, на обновление, на удаление данных, на создание новой таблицы. Сводные таблицы.
|
|
5. Макросы*
Понятие макроса. Назначение макросов. Конструктор: структура окна, меню и панель инструментов. Обзор макрокоманд. Аргументы макрокоманд. Запуск макросов. Использование макросов в качестве обработчиков событий в формах. Настройка запуска макроса в виде кнопки на панели инструментов.
6. Отчеты
Разработка отчетов. Автоотчеты. Мастер отчетов. Конструктор: структура окна, меню и панель инструментов. Режимы работы с отчетами. Структура отчета. Окно сортировки и группировки данных. Дополнительные возможности отчетов: вычисления, печать в несколько колонок, снимки, почтовые наклейки.
7. Комплексное использование информационных технологий и СУБД Access на основе разработки, создания и реализации проекта.
В рамках проекта предполагается использование таких программных средств, как текстовый и графический (на выбор учащихся) редакторов, программы подготовки презентаций. Рекомендуется предусмотреть операции, которые выполняются учащимися при изучении соответствующих тем школьного курса информатики. Это архивация файлов, работа с файловой системой, импорт файлов, проверка на наличие вирусов, работа с электронной почтой. Основное задание – создание и ведение многотабличной базы данных, установлении связей в ней, создании запросов и отчетов, а также простых и подчиненных форм.
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
· смысл понятий "база данных", "система управления базой данных", "структура базы данных", "запись", "поле", "поиск записей базы данных", "сортировка записей базы данных"; «форма», «фильтр», «запрос», «макрос», «отчет», типы и свойства полей;
· назначение и возможности систем управления базами данных;
· этапы создания структуры базы данных;
· порядок создания формы;
· порядок создания и вывода на печать отчета;
Учащиеся должны уметь:
- проектировать базы данных,
- загружать программное средство
- создавать таблицы, устанавливать связи между ними, определять свойства полей и подстановки, фильтровать данные,
- импортировать и связывать данные из внешних источников (например, MS Excel, текстовых файлов или других баз MS Access),
- создавать запросы, позволяющие извлекать из базы данных любую требуемую информацию по заданным критериям (в том числе из нескольких таблиц), производить любые другие манипуляции с данными с помощью запросов на изменение, добавление и удаление,
- разрабатывать и настраивать формы,
- разрабатывать отчеты: от простейших, представляющих данные таблицы или запроса, до сложных многоуровневых, содержащих, помимо исходных, разнообразные итоговые данные,
- создавать макросы*
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Часов
№ урока | Тема | Кол-во часов | ||
Тема 1: « Базы данных и СУБД. СУБД MS Access» з часа | ||||
1. | Введение в теорию баз данных. Понятия базы данных и СУБД. Модели данных. | 1 | ||
2. | Постановка задачи проектирования реляционной базы данных. Понятия поля, записи, таблицы базы данных. | 1 | ||
3. | СУБД MS Access. Интерфейс окна Access. Запуск и создание файла базы данных. Объекты Access. | 1 | ||
Тема 2: « Проектирование и создание базы данных» 11 часов | ||||
4. | Структура таблицы базы данных. Типы и свойства полей. Формат и маска ввода. | 1 | ||
5. | Способы создания таблиц. Мастер таблиц. Импорт таблиц. Создание таблиц в режиме Конструктора: структура окна конструктора, меню и панель инструментов. | 1 | ||
6. | Использование мастера подстановок при создании таблиц. | 1 | ||
7. | Разработка форм. Автоформы. Типы форм. Мастера создания форм. | 1 | ||
8. | Конструктор: структура окна, меню и панели инструментов. Панель элементов управления. Подчиненные формы. | 1 | ||
9. | Лабораторный практикум «Создание таблиц базы данных» | 1 | ||
10. | Создание вычисляемых полей в таблице и полей типа OLE. | 1 | ||
11. | Создание многотабличной базы данных. Отношения между таблицами. Связывание данных. Макет связей. | 1 | ||
12. | Редактирование таблицы: добавление и удаление записей, отображение и закрепление столбцов, редактирование информации в полях таблицы. | 1 | ||
13. | Редактирование структуры таблицы базы данных: вставка, удаление, переименование поля, изменение типа данных и размеров поля. | 1 | ||
14. | Лабораторный практикум «Создание и установка связей в многотабличной базе данных» | 1 | ||
Тема 3: « Сортировка, фильтрация и поиск информации в базе данных» 3 часа | ||||
15. | Сортировка, индексация и поиск в таблице. | 1 | ||
16. | Простые и расширенные фильтры | 1 | ||
17. | Лабораторный практикум «Сортировка и поиск данных» | 1 | ||
Тема 4: «Запросы к базе данных» 6 часов | ||||
18. | Типы запросов. Способы создания запросов. Режимы представления запросов. Режим Конструктора: структура окна, меню и панель инструментов. | 1 | ||
19. | Запросы на выборку данных (однотабличные и многотабличные, с использованием режима Конструктора и мастеров). Условия в запросах. Специальные операторы для задания условий. | 1 | ||
20. | Запросы с параметрами. Перекрестные запросы. | 1 | ||
21. | Создание выражений с помощью Построителя выражений. Групповые операции, статистические функции и их использование. | 1 | ||
22. | Построение запросов на добавление, на обновление, на удаление данных, на создание новой таблицы. Сводные таблицы. | 1 | ||
23. | Лабораторный практикум «Запросы в многотабличной базе данных» | 1 | ||
Тема 5: «Макросы»* 2 часа
| ||||
24. | Назначение макросов. Конструктор: структура окна, меню и панель инструментов. Обзор макрокоманд. Аргументы макрокоманд. Запуск макросов. | 1 | ||
25. | Использование макросов в качестве обработчиков событий в формах. Настройка запуска макроса в виде кнопки на панели инструментов. | 1 | ||
Тема 6: «Отчеты» 4 часа | ||||
26. | Разработка отчетов. Автоотчеты. Мастер отчетов. | 1 | ||
27. | Конструктор: структура окна, меню и панель инструментов. Режимы работы с отчетами. Структура отчета. Окно сортировки и группировки данных. | 1 | ||
28. | Дополнительные возможности отчетов: вычисления, печать в несколько колонок, снимки, почтовые наклейки. | 1 | ||
29. | Лабораторный практикум «Отчеты в многотабличной базе данных» | 1 | ||
Тема 7: « Комплексное использование информационных технологий и СУБД Access на основе разработки, создания и реализации проекта» 5 часов | ||||
30. | Разработка проекта | 1 | ||
31-33 | Создание проекта | 3 | ||
34. | Защита проекта | 1 | ||
Обобщающее повторение 1 час |
СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Важным показателем развития логического мышления учащихся является умение переносить полученные знания, способы и приемы деятельности из одной образовательной области в другую, а также умение выделять систему понятий, характерную для конкретной образовательной области, пользоваться ею, расширять ее объем.
Поэтому система заданий к курсу должна быть практико-ориентированной, направленной на понимание, освоение и закрепление знаний через технологический компонент.
Посредством СУБД Access наглядно реализуются внутри- и межпредметные связи как данного курса, так и предмета «Информатика» в целом. Задания должны знакомить школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способам их разработки в СУБД Access и других профессиональных сферах.
|
|
Цель практикума - интеграция знаний учащихся о природе и обществе
Ниже приводятся примеры заданий, которые можно использовать при изучении факультатива. При освоении баз данных рекомендуется делать интегрированные проекты, которые в дальнейшем помогли бы в изучении различных школьных дисциплин.
Примеры:
· География – базы данных «Страны мира», «Моря, реки и озера», «Горы», «Улицы родного города» с указанием транспорта;
· Биология – базы данных «Растения моей области», «Животные Беларуси», «Растения Красной книги Беларуси»;
· Химия – база данных «Химические элементы»;
· Литература – базы данных «Моя библиотека», «Поэты и писатели Беларуси»;
· Математика – базы данных «Великие математики», «Правильные многогранники».
Все перечисленные базы данных, будучи созданными и работающими, позволили бы в локальной сети решать комплексные задачи, примеры которых приводятся ниже по соответствующим темам данного курса.