Социальные факторы риска

 

Следующие характеристики семейного воспитания могут стать причиной формирования наркозависимого поведения:

- неполная семья;

- сильная занятость родителей;

- отсутствие братьев и сестер;

- алкоголизм и наркомания родителей;

- преждевременное освобождение от опеки родителей;

- гиперопека со стороны родителей;

- искажение семейных отношений, приводящее к неправильному освоению социальных ролей;

- психические заболевания, скверный характер или частые нарушения общепринятых правил у кого–либо из близких родственников;

- эмоциональное отвержение ребенка родителями1.

Эмоциональное отвержение нарушает социализацию в семье, что приводит к:

- искажению образа своего «Я»;

- заниженной самооценке;

- нарушение мотивационной сферы;

- аддиктивному поведению как к одной из форм психологической защиты.2

Другие социальные факторы риска.

 

- доступность наркотического вещества;

- степень грозящей ответственности;

- «мода» на наркотик;

- влияние группы сверстников.3

 

ВОЗРАСТНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР РИСКА.

- реакция эмансипации;

- хобби-реакция;

- формирующиеся сексуальные влечения;

- группирование со сверстниками4.

 

Раздаточный материал

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА.

1. Низкая самооценка.

2. Фокусировка на внешнее окружение: оценка своего настроения на основании настроения других людей, внушаемость.

3. Неспособность идентифицировать или выразить чувства.

4. Неспособность просить помощь:»если ты сам не позаботишься о себе, то никто о тебе не позаботится».

5. Экстремальное мышление.

6. Низкая стрессоустойчивость.1

7. Высокая подверженность влиянию групповых норм

8. Повышенная тревожность, импульсивность как качество характера.

9. Низкая переносимость фрустраций.

10.. Неспособность к продуктивному выходу в ситуациях затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей.

11. Неспособность к продуктивному выходу из психотравмирующих ситуаций.

12. Несформированность способов психологической защиты, позволяющей справиться с эмоциональным напряжением.

13. Любопытство в сочетании с другими факторами риска и/или особенностями в личностной сфере.

14. Низкий самоконтроль.

15. Деформированная система ценностей.

16. Завышенная самооценка.

17. Болезненная впечатлительность, обидчивость, повышенная конфликтность и т.д.

СТРЕСС КАК ФАКТОР РИСКА.

1. Трудные жизненные ситуации – болезнь, опасность инвалидизации или смерти.

2. Трудные ситуации, связанные с выполнением какой – либо задачи – затруднения, противодействия, помехи, неудачи.

3. Трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием – ситуации оценки, критика, конфликты, давление.

Дети и подростки не обладают достаточным опытом анализа психотравмирующих ситуаций, поэтому не могут адекватно воспринимать такие ситуации. И тогда действие их на личность определяется следующим образом:

- напряженность от неспособности справиться с проблемой, внутренняя установка на бессилие, неудачу и т.д.

- напряженность по поводу неспособности что-либо предпринять вообще.

К вышеперечисленным добавляются так же следующие факторы:

- нравственная незрелость личности, нарушенная социальная микросфера, индивидуально – биологические особенности личности, индивидуально – психологические и нервно – психические аномалии личности

 

Раздаточный материал

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ НАРКОЗАВИСИМОСТИ.

1. В семье:

- проводилось предродовое обследование;

- установлены близкие отношения с детьми;

- поощряется приобретение знаний;

- ценятся принципы;

- имеется опыт выхода из стрессовых ситуаций;

- родители проводят много времени с детьми;

- родители устанавливают доверительные отношения с детьми, умеренно критикуя их, вместо того, чтобы баловать детей или строить с ними отношения авторитарно;

- члены семьи заботятся и защищают друг друга;

- члены семьи четко видят свое будущее;

- семья поддерживает связь с педагогами;

- обязанности в семье распределены посильно.

2. В школе:

- педагоги предъявляют высокие требования к ученикам;

- поощряется выбор цели и ее достижение;

- поощряется социально направленная деятельность – альтруизм, умение сотрудничать;

- предоставляется возможность: раскрываться лидерам, учиться принимать решения;

- учащиеся имеют навыки социального общения;

- родители вовлечены в жизнь школы, класса;

- проводятся различные акции антинаркотического содержания в рамках психопрофилактической работы;

- персонал школы видит свою роль в качестве заботливых попечителей.

3. В обществе:

- нормы поведения и политика направлены на поддержку не потребления наркотиков;

- подросткам предоставляется возможность зарабатывать на жизнь;

- существует система помощи и социальной поддержки;

- молодежь вовлекается в деятельность общественных организаций.

 

4. Среди ровесников:

- уважение строится без потребления наркотиков, уважается авторитет;

- подростки привязаны к определенной группе;

- ценится уникальность каждой личности, составляющей группу общения.

5. Социальная работа:

- подростки вовлекаются в организации и участвуют в проведении различных мероприятий спортивного, познавательного, общественно-значимого характера;

- существует система учреждений и организаций, позволяющая детям и подросткам удовлетворять свое любопытство и потребность в общении, самоутверждении;

- существует развитая и доступная детям и подросткам система социальной поддержки, где они могли бы получить помощь психологов, психотерапевтов, волонтеров.1

Раздаточный материал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: