Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ)

Объективные признаки

Объективная сторона выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Рассматриваемое деяние совершается только в форме бездействия, так как указанные лица либо не исполняют совсем (чистое бездействие), либо не исполняют должным образом свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (смешанное бездействие).

При установлении признаков данного состава преступления необходимо выяснить наличие возложенной на лицо, привлекающееся к ответственности по ст. 156 УК РФ, обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а также реальной возможности надлежащим образом исполнять ее.

Источниками такой обязанности являются различные законы. Так, согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Статья 63 СК РФ гласит, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (ст. 65 СК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокость — оценочный признак, его содержание уточняется в процессе правоприменения путем оценки конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

Таким образом, «жестокость» как конструктивный признак состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, по своему содержанию шире, нежели «насилие», и может выражаться как в физическом и психическом насилии, так и в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием.

Физическое насилие может быть выражено в нанесении побоев, ограничении свободы, истязании, причинении вреда здоровью несовершеннолетнего.

При этом истязание, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью требуют квалификации по совокупности с соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Следует отметить, что в некоторых случаях сложно оценить и разграничить физические наказания, применяемые родителями в воспитательных целях, от жестокого обращения с ребенком. Формально такие деяния могут подпадать под действие ст. 116 либо ст. 127 УК РФ. В этом случае обращение с ребенком следует признавать жестоким, если применяется насилие, не оправданное целями воспитания, и причиняет ребенку особые страдания.

Психическое насилие — это воздействие непосредственно на психику. Оно способно либо вызвать психическую травму, либо подавить (ограничить) свободу волеизъявления. Данное насилие может выражаться в унижении, оскорблении, осмеянии, высказывании угроз, запугивании, травле и др.

Применение иных недопустимых способов воспитания может проявляться в лишении питания, одежды, сна и отдыха, неоказании медицинской и иной помощи и т. п.

Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким с ним обращением.

Субъективные признаки

С субъективной стороны деяние характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления — специальный. К нему относятся две категории лиц, на которых лежит обязанность по воспитанию несовершеннолетнего:

1) родители несовершеннолетнего (его отец и мать), иные лица, на которых в соответствии с предписаниями семейного законодательства Российской Федерации возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего (усыновители, приемные родители, опекуны и попечители);

2) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последними в силу профессиональных (служебных) обязанностей, вытекающих из предписаний трудового, уголовно-исполнительного законодательства, об образовании и соответствующих подзаконных нормативных актов.

Не могут признаваться субъектами по ст. 156 УК РФ лица, лишенные родительских прав, так как они освобождаются от обязанности по их воспитанию (ст. 71 СК РФ). Случаи совершения ими насильственных действийв отношении своих несовершеннолетних детей должны расцениваться как преступления против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: