Вывод: Главное условие деятельности анализатора – это его целостность

Что может нарушить целостность анализатора?
(болезни, курение, употребление алкоголя и наркотиков)

 

  Станция: Это интересно

1.В 30 случаях из 100 шум сокращает жизнь людей в городах на 8 – 12 лет.

2. Внутри улитки натянуто около 24000 поперечных эластичных волокон.

3. Частота звуковых колебаний, слышимых человеком, 16 – 20 тыс. в секунду.

4. Наиболее благоприятное влияние на человека оказывают зелёный и жёлтый цвета. Длительное действие красного создаёт цветовую усталость.

5. Во внутренних органах располагается около 1 млрд. рецепторов.

6. На 1 см квадратном имеется от 250 до 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела их до 8 млн.

7. Американка Е. Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Её обучали, выписывая слова на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника, воспринимать музыку кожным осязанием плеч и спины, изучила четыре языка, стала автором книг.

8. Насчитывается до 400 тыс. запахов, которые воспринимаются человеком.

9. Голод повышает чувствительность к сладкому и снижает к кислому.

10. Точность аналитических весов до 0, 0001г, а человек по запаху может обнаружить вещество, которого в миллион раз меньше.

 


Станция: Готовимся к ЕГЭ

 Вопрос 1: человек ночью вышел из освещённого помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом увидел даже тропинку. Что произошло? (в условиях хорошего освещения человек воспринимал световое изображение колбочками. В темноте цветовое восприятие затухает и действуют палочки – клетки «ночного» зрения, которые обладают высокой чувствительностью. Учёные обнаружили, что при длительном нахождении в условиях чрезвычайно ослабленного освещения чувствительность глаза может возрастать в сотни и тысячи раз)

 

 Вопрос 2: Слепые читают книги, при написании которых использовали брайлевский шрифт, состоящий из комбинации точек. Объясните, какое чувство обеспечивает возможность восприятия пальцами точек на странице книги. Что собой представляют рецепторы, воспринимающие раздражение? (Осязание. Осязательное раздражение воспринимается свободными нервными окончаниями в коже кончиков пальцев)

 

Вопрос 3: при сухости в носу нарушается восприятие запаха. Почему? (Вещества – раздражители (запахи) воспринимаются чувствительными волосками обонятельных клеток в растворённом виде)

 

 Вопрос 4: вы сидите в темноте и ничего не видите вокруг. Кто – то слегка прикоснулся к вашей руке. Вы почувствовали это прикосновение, ощутили давление на руку. Почему? (Прикосновения, ощущения давления, воспринимаются тактильными рецепторами, которые расположены в коже. Раздражение рецепторов вызвало возбуждение чувствительных нервных волокон. По ним через спинной мозг возбуждение передаётся в головной мозг, где и осознаётся как ощущение давления)

Учитель: Ребята, а вернуться из путешествия мы сможем только тогда, когда выполним 2 последних задания:

Устный диктант:

  1.Способность видеть…. Зрение.

2. Система, где рождается ощущение и происходит различение раздражений…. Анализатор.

3. Оптический прибор для коррекции зрения… Очки.

4.Элемент внутренного уха, выполняющий функцию слуха… Улитка.

5. Наружный покров тела, в котором расположены осязательные рецепторы… Кожа.

6. Рецептор сумеречного света… Палочка.

  7. Подвижный кожный покров глазного яблока… Веко.

8. Орган вкуса… Язык.

9. «Пятно», расположенное на сетчатке в основании зрительного нерва… Слепое.

10. Внутренняя оболочка глазного яблока… Сетчатка.

11. Скопление ушной серы… Пробка.

12. Отверстие в центре радужной оболочки… Зрачок.

13. Передняя часть сосудистой оболочки глаза… Радужка.

14. Орган слуха… Ухо.

  15. Камешек в органе равновесия… Отолит.

16. Прозрачная оболочка в передней части глаза… Роговица.

17. Чувство запаха и вкуса… Осязание.

18. Рецепторы, возбуждающиеся при любом воздействии, способном привести к разрушению ткани или органа…. Болевые.

19. Аппарат чувства равновесия…. Вестибулярный.

20. Способность слышать… Слух.

21. Тело - часть глазного яблока… Стекловидное.

22. Преобразователь раздражителей… Рецептор

23. Вещество, придающее окраску… Пигмент.

24. Орган зрения… Глаз.

Загадки, загаданные пословицами.

Отгадайте одинаковые слова, загаданные набором пословиц.

1. Они выше лба не растут.

2. Глаза верят самим себе, а они – другим людям.

3. У мудрого человека длинные они и короткий язык.

4. Не видать как своих их. (УШИ)

1. Береги его в большой мороз.

2. Пустой колос всегда его кверху дерёт. (НОС)

1. Без него и колокол нем.

2. Обязался им, закрепи делом.

3. Он болтает, а голова отвечает.

4. Он до Киева доведёт. (ЯЗЫК)

1. Они не на месте – совесть не чиста.

2. Лучше его лишиться, чем доброго имени.

3. Добрая пословица – не в бровь, а прямо в него.

4. Они – зеркало души.

5. У страха они велики.

6. У семи нянек дитя без него. (ГЛАЗ)

Итак, что мы выяснили за урок?
(В рецепторах возникают нервные импульсы. Они по рефлекторной дуге доходят до головного мозга, где возникают ощущения, восприятия, представления. Это сложная система, обеспечивающая анализ раздражителей называется анализатором и состоит из трех частей – рецепторов, проводника и соответствующей зоны коры полушарий. Согласованная деятельность анализаторов – главная причина восприятия окружающего мира как единого целого. Вредные привычки могут нарушить деятельность анализаторов)


Рефлексия

Итак

- Мое сегодняшнее открытие…

- Мне это пригодится в жизни, чтобы …

 

Домашнее задание: повторить темы «Эндокринная, нервная системы. Органы чувств».Задания по выбору: составьте кроссворд по теме «Анализаторы», или сообщения по теме «Нарушение деятельности анализатора».

На этом наше путешествие завершается. Урок окончен.

 Список использованной литературы.

1. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина и М.Р. Сапина / авт.- сост. Т.В. Козачек. - Волгоград: Учитель, 2007.- 328с.

2. Пепеляева О.А., Сунцова И. В. Биология. 8-(9) класс: Поурочные разработки к учебникам И.Н. Беляева, А.С. Батуева, А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. И др. - М.: ВАКО, 2007. - 416 с.

3. Контрольно-измерительные материалы. Биология:8 класс /Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2010. – 112с.

4. Школа молодого учителя/авт.-сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 159с.

5. Энциклопедия для детей: Т.2 (Биология). – 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. С. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – 686 с.: ил.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: