Заповедники России представляют собой государственные научные учреждения со своим штатом (управление, охрана, научный персонал), с правом юридического лица. Заповедники ведут непрерывные разносторонние исследования. Их осуществляет штат постоянных научных сотрудников, а также ученые, аспиранты и студенты из других научных учреждений и вузов. Наличие исследователей разных специальностей позволяет проводить на высоком научном уровне комплексное изучение всех природных условий заповедника.
Главное преимущество заповедников перед другими научно-исследовательскими учреждениями, изучающими природу, состоит в сочетании их стационарности с системностью. Стационарность позволяет заповедникам изучать свою природу из года в год. В результате для ученого складывается не только полная годичная, но и многолетняя цикличность природных явлений при любых отклонениях погодных условий. Этим достигается глубина причинно-следственных связей природных процессов.
Системность заповедников приобретает то же значение, что и системность размещения гидрометеостанций на территории страны: исследования заповедников должны давать такое же полное представление о размещении экологических условий по территории страны, какие наблюдения гидрометеостанций дают о размещении погодно-климатических условий.
|
|
Одна из первых и необходимых видов исследований в заповеднике является полная инвентаризация не только флоры и фауны, но и всех видов тел и явлений природы. Из-за огромной трудоемкости эта работа не завершена ни в одном заповеднике. Полные списки видов установлены, как правило, лишь для высших растений и позвоночных животных. Однако фаунистико-флористические исследования помогли выявить источники сырья, промысловые виды животных, вредителей леса, кровососущих насекомых и переносчиков тяжелых заболеваний.
Так, в итоге деятельности Воронежского заповедника в густонаселенной Центрально-Черноземной полосе были обнаружены и описаны природные очаги опасных для человека паразитарных заболеваний – описторхоза, трихинеллеза.
Первичные данные многолетних наблюдений, выполняемых по определенной программе, заносятся в «Летопись природы». В ней из года в год регистрируются даты вскрытия рек, прилета птиц, сроки цветения растений и т. д., что позволяет судить о степени постоянства этих явлений, понять закономерности их изменений. Многие заповедники издают свои научные труды.
Культурная и просветительская деятельность заповедников
Велико культурно-просветительное значение заповедников. Ежегодно заповедники посещают сотни тысяч туристов. Однако дальнейшее развитие туризма в заповедниках невозможно, так как их основная научная задача несовместима с этим видом массового отдыха. Вместе с тем, очевидно, что знаменитый красноярский заповедник «Столбы» с причудливыми гранитно-сиенитовыми скалами, тисово-самшитовая роща в Хосте, карельский заповедник «Кивач» с его водопадом, гейзеры Кроноцкого заповедника на Камчатке, как и многие другие, не могут быть полностью закрыты для туризма. Само существование в нетронутом виде этих уникальных природных объектов потеряет смысл, если люди перестанут получать эстетическое удовольствие от неповторимых по красоте творений природы. Однако допуск туристов на территорию таких заповедников возможен лишь после строгой регламентации условий посещения, обеспечивающих сохранность всего природно-территориального комплекса.
|
|
В задачи заповедников входит обязательная пропаганда естественнонаучных знаний и идей бережного отношения к природе. Она осуществляется путем издания книг, брошюр, плакатов, публикации газетных и журнальных статей, создания теле- и кинофильмов, а также чтения лекций. В большинстве заповедников имеются музеи и вольеры с животными. Многие заповедники шефствуют над школьными кружками юннатов, руководят массовой краеведческой работой, являются базой для практики студентов, школой научно-исследовательской работы для молодых ученых.