История Приморского края

Приморский край: история и современность

  Приморский край был образован 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский край»[1].

  На севере граничит с Хабаровским краем, на западе с КНР, на юго-западе с КНДР, с юга и востока омывается Японским морем. Крупный залив — Петра Великого. Берега залива сильно изрезаны и образуют внутренние заливы: Амурский, Уссурийский, Посьета, Стрело́к, Восток, Находка [2].

    Центральную и восточную части края занимают горы Сихотэ-Алинь, на западе — Уссурийская и Приханкайская низменности. Вдоль южных границ с КНР раскинулись отроги Маньчжуро-Корейских гор. Самой высокой вершиной края является гора Аник высотой 1933 метра, расположенная на северо-востоке края на границе с Хабаровским краем. На юго-западе находится крупное озеро Ханка. Крупнейшей рукой края является Уссури.

    Климат в Приморском крае умеренный муссонный. Зима сухая и холодная, лето теплое и важное [3].

    Флора и фауна в Приморском крае разнообразна. Лесами покрыто 79% территории края. После 1991 г., незаконные рубки ценных пород деревьев нанесли серьёзный ущерб лесам на Дальнем Востоке РФ; в 2014 г. экспорт в КНР составил 83 % от всего объёма экспорта древесины. А серьезный вклад в сокращение численности редких видов животных вносит браконьерство.

    Численность населения края по данным Росстата составляет 1 895 868 человек (2020). Согласна результатам переписи населения 2010 года численность народов следующая: русские около 86%, лица, не указавшие национальность около 8%, украинцы – 3%, корейцы - 1%, татары – 0,54%, белорусы и армяне – 0,30%, азербайджанцы – 0,20%, китайцы – 0,15%, мордва – 11%, немцы и чуваши – 0,10%, башкиры – 0,08%, молдоване и киргизы – 0,07%, казахи – 0,06% [4].

    Официальным крупным экономическим центра Дальнего Востока и лидер среди городов Приморского края является город Владивосток[5]. В 2018 году губернатором края избран Олег Кожемяко.

История Приморского края

       К концу каменного века на территорию Приморья начинает проникать примитивное земледелие, и уже ближе к началу I тысячелетия до нашей эры местное население овладело бронзовыми орудиями труда и оружием [6].

         В начале железного века — примерно в 800-е годы до нашей эры — прибрежную зону занимало население янковской культуры. В это время появляются крупные поселки, в которых люди жили круглый год. Основным видом деятельности было рыболовство, собирание растений, так же было развито земледелие. На побережье выращивали преимущественно просо, а в континентальной зоне — ячмень.

         Во второй половине I тысячелетия до нашей эры, в западных районах Приморья появляются племена воцзюй — носители кроуновской культуры. В середине I тысячелетия нашей эры Приморье было заселено племенами сумо моэх.

    На территории Приморья в средние существовало три империи, последовательно сменившие друга друга, Бохай (698—926 гг.), Цзинь (1115-1234) (1115—1234 гг.), Восточное Ся (1215—1233 гг.) [7].

    Этот период истории края характеризуется появлениям неравенства и сословий. Экономика характеризуется качественным преобразованием хозяйства, развитием ремесла, торговли. Развитие экономики приводит к появлению первых городов. В области культуры начинается поляризация идеологии на элитарную и массовую.

    В начале XIII века территория Восточной Азии подверглась монгольским нашествиям. Это привело к потере восточных территорий империи Цзинь, которые выделились в самостоятельное государство «Восточное Ся». В это время, бывшее далекой окраиной, Приморье стало одной из центральных областей нового чжурчжэньского государства. Однако, в 1233 году, пройдя через Корё, монгольские войска осадили Южную столицу Восточного Ся, и с этого момента государство прекратило свое 19-тилетнее существование. Окончательным итогом монгольских нашествий стало разрушение древних цивилизаций, опустошение и разорение Приморья [8].

       В 1861 г. российское правительство встало на путь государственного поощрения переселения в Амурскую и Приморскую области: согласно обнародованному закону эти территории были объявлены открытыми для заселения крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет. Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин на каждое семейство, они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет – от рекрутской повинности; за плату поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность; в крае была введена беспошлинная торговля (режим порто-франко) и т.д. Эти меры, а также отмена в 1861 г. крепостного права в России, усилившая миграционную подвижность населения, способствовали притоку на дальневосточную землю крестьян, казаков, рабочих, предприимчивых людей всех сословий [9].

  Большое значение для ускорения заселения и хозяйственного освоения Дальнего Востока (и Уссурийского края в частности) имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали: в период сооружения восточного ее участка – Уссурийской железной дороги – резко возрос приток капиталов и рабочих. С началом проведения правительством, возглавляемым П.А. Столыпиным, аграрной реформы переселенческое движение на окраины поощряется с помощью предоставления переселенцам различных льгот, и приток крестьян на дальневосточную окраину сильно возрастает. Численность населения в Приморье в начале ХХ века продолжала расти и к 1913 г. достигла 480 тысяч человек [10].

  Хозяйственное освоение Дальнего Востока и Приморья происходило на основе свободных рыночных отношений. Обилие свободных плодородных земель давали простор для быстрого развития аграрного производства. Ведущей отраслью сельского хозяйства было земледелие. В целом Приморье отличалось разнообразием возделываемых культур: здесь выращивались пшеница, рожь, овес, гречиха, картофель, просовые, бобовые, подсолнечник, кукуруза и пр [11]. С конца ХIХ века развиваются огородничество, садоводство, бахчеводство. Большое значение имело животноводство. Разводили, главным образом, крупный рогатый скот, лошадей, свиней, зарождалось пантовое оленеводство, развивались пчеловодство и птицеводство. С 1912 г. организуется агрономическая помощь селу, формируются значительные высокотоварные хозяйства, складывается слой крупных сельских предпринимателей. Складывается торговля [12].

  Промышленное освоение Приморья осуществлялось в первую очередь за счет разработки богатейших природных ресурсов. Уже первое знакомство с Южно-Уссурийским краем выявило присутствие самых разнообразных полезных ископаемых: угля, золота, полиметаллических руд и пр. К концу ХIХ в. промышленное значение приобретает добыча рыбы, морепродуктов, развивается лесодобывающая отрасль. Развивалось производство стройматериалов, представленное кирпичными, известковыми и бетонными заводами. Заметную роль приобрела металлообработка. На фоне мелких частных предприятий особенно выделялся Владивостокский казенный судоремонтный завод. В начале ХХ в. более динамично развивалась обрабатывающая промышленность, прогрессировала горнодобывающая промышленность, началась промышленная эксплуатация полиметаллического месторождения, успешно развивалась лесодобывающая отрасль, рос экспорт леса[13].

  Во второй половине ХIХ века Дальний Восток стал все больше привлекать внимание русских ученых и исследователей. Российская Академия наук и различные научные общества организовывали экспедиции, которые изучали прошлое и настоящее Дальнего Востока, его флору, фауну, этнографию. Их труды значительно расширили и углубили знания о Приморском крае. В 1884 г. во Владивостоке было создано «Общество изучения Амурского края». Его члены вели активную научно-краеведческую работу, собирали материалы о крае, создавали коллекции, писали научные исследования. Существенный вклад в развитие науки внес Восточный институт – единственное на Дальнем Востоке высшее учебное заведение, которое являлось и первым научным центром в регионе [14].

  На Дальнем Востоке трудился выдающийся российский деятель генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский, который внес большой вклад на дипломатическом поприще. С его участием были ратифицированы Айгуньский, затем Пекинский договоры, регламентирующие взаимоотношения Российской империи с Китаем [15].

  Уже с начала ХХ века Приморье становится наиболее заселенной и промышленно развитой территорией российского Дальнего Востока. В середине 20-х гг. здесь проживало около 600 тысяч человек, что составляло 44% всех дальневосточников. В 1923-1924 гг. был национализирован ряд заводов, пищевые предприятия, домовладения, восстановлены угольные шахты, пущены в эксплуатацию цеха крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного предприятия – Дальзавода, расширялась сфера действия Владивостокского торгового порта [16].

  В 1930-е годы край начинает получать существенные бюджетные капиталовложения, так как был подключен к реализации программы форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в соответствии с первыми пятилетними государственными планами. Приморье рассматривалось государством как сырьевая база страны, в этом направлении и шло его экономическое развитие. Развернулось широкое строительство дорог, новых промышленных предприятий – горных, лесных, рыбных, судоремонтных и т. д. Реконструировались угольные шахты. Одной из ведущих отраслей края по-прежнему оставалась рыбная отрасль. Развивались также различные виды транспорта – железнодорожный, воздушный, значительно увеличились возможности Дальневосточного морского пароходства. В сельском хозяйстве были созданы колхозы, зажиточные крестьяне подвергались раскулачиванию и репрессиям. Бурное экономическое развитие потребовало обеспечение края новыми рабочими руками. Для этого государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных регионов России, а также демобилизованных красноармейцев.

  20 октября 1938 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР “О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края” ДВК был разделен на две самостоятельные административно-территориальные единицы: Хабаровский край с центром в г. Хабаровске и Приморский край с центром в г. Владивостоке. С тех пор и по настоящее время Приморье имеет статус Приморского края с непосредственной подчиненностью Москве. Выделение Приморья в самостоятельную единицу способствовало дальнейшему росту его производительных сил [17].

  Изначально в состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области. Сегодня Приморье – это 12 городских округов и 22 муниципальных района, всего 659 населенных пунктов.

  В 1941 году Приморский край вместе со всей страной поднялся на борьбу с фашистской Германией, став закрытой укрепленной базой военно-морских сил Тихоокеанского флота. В годы Великой Отечественной войны Приморье сыграло огромную роль в обеспечении советских войск, переправив львиную долю грузов по ленд-лизу. На край легла большая нагрузка по производству военной техники и снарядов, судоремонту, добыче леса, угля, редких и цветных металлов. Приморье вместе с другими прибрежными районами Дальнего Востока стало практически единственной рыбопромысловой базой страны. Порт Владивосток, Дальневосточное морское пароходство дальневосточная железная дорога выполняли основной объем транспортных перевозок в СССР [18].

  После окончания Второй мировой войны Приморье продолжало развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации[19]. Здесь осваивались все новые и новые месторождения угля и руд, строились горно-обогатительные фабрики, новые электростанции. К середине 1960 гг. созданы также новые для края отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная и др.

  В 50-х годах 20 века в Приморье началось бурное жилищное строительство [20].

  Таким отраслям, как рыбная, лесная, цветная металлургия, горно-химическая и машиностроение, придавалось общегосударственное значение. Развивались электроэнергетика, а также строительная, топливная, легкая и пищевая промышленность.

  С начала 60-х годов стали создаваться новые для края отрасли: химическая, электротехническая, инструментальная, приборостроение. Были построены предприятия горно-металлургической промышленности. К началу 70-х годов в Приморье существовало более 300 собственных промышленных производств [21]. Доля Приморья в экспортных поставках продукции дальневосточных предприятий, пользовавшейся спросом более чем в 50 странах мира, составляла до 50%.

  К концу 70-х численность населения Приморского края достигала почти 2 миллионов человек [22].

  В 1992 году произошло знаменательное для истории края событие – Владивосток снова стал открыт для иностранных граждан.

  С отделением от России приморских районов – прибалтийских, украинских, грузинских – повысилось значение транспортно-транзитных функций Дальневосточного региона, особенно портов Приморья, его роль во внешнеэкономических связях России со странами АТР.

      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: