Агитационная роль Томских типографий в годы Великой Отечественной войны

Агитационная работа на войне – фактически, еще одна война, которая ведется параллельно и по своим законам. Пропагандой, в том числе и печатной, занимались все участники вооруженного столкновения – Советский Союз, Германия и их союзники с обеих сторон.
В действующей армии уже в 1942 г. насчитывалось 13 фронтовых, 93 корпусных и армейских, более 600 дивизионных и бригадных газет. Разовый тираж всех выходивших в армии и на флоте газет достигал 6 млн. 256 тыс. экземпляров. Наряду с центральными военными газетами, издавались газеты фронтов, газеты ударных, танковых, воздушных армий, флотов, военно-воздушных сил флотов и т.д. Кроме того, печатались специальные газеты для партизан, газеты для населения временно оккупированных врагом территорий, газеты для немецких военнопленных. Непосредственно в походных типографиях действующей армии за время войны было выпущено около 500 названий газет (порядка 2000 годовых комплектов).
Газеты Западного, Донского, Северо-Западного, Воронежского и Волховского фронтов имели железнодорожные поезда-типографии от 5 до 8 вагонов, оборудованных новейшей по тому времени техникой.В начале 1943 года советские оружейники получили заказ на разработку и изготовление агитационной авиабомбы: такое средство доставки обеспечивало не только агитационный, но и психологических эффект, а также позволяло забрасывать пропагандистские материалы на большое расстояние от линии фронта или по направлению движения отступающего противника. В итоге на свет появилась бомба АГБ-100-30, которая вмещала в себя до 2000 листовок. Такой спецбоеприпас можно было сбрасывать с любого бомбардировщика, стоящего на вооружении Красной Армии, — от ночных У-2 до пикирующих Пе-2 и дальних Пе-8.

Впрочем, принятие на вооружение агитационных бомб не отменило и других агитационных боеприпасов. В окопах по-прежнему пользовались агитгранатами ВАГ-42, в сторону немцев выстреливали агитационные мины и снаряды, а летчики частенько прихватывали с собой в полет несколько пачек листовок.

В годы Великой Отечественной войны во многие города Урала и Сибири эвакуировались центральные издательства из Москвы и Ленинграда. В Томске в эвакуации работало главное медицинское издательство СССР – «Медгиз», которым за период работы в Томске на полиграфической базе типографии издательства «Красное знамя» были напечатаны несколько книг.

В дни суровых испытаний политорганы Красной Армии и советские издательства мобилизовали все средства политической пропаганды и агитации. Издаваемая в годы войны центральная газета «Литература и искусство» отмечала «чрезвычайно нужную форму агитации, хорошо поддающуюся массовому воспроизведению и легко проникающую в быт», ставя в один ряд почтовые открытки, листовки, плакаты и агитационные «Окна ТАСС».

Плакат времен Великой Отечественной войны воспринял лучшие традиции революционного плаката. Возродились и «Окна РОСТ». Теперь они назывались «Окнами ТАСС». ТАСС - Телеграфное агентство Советского Союза, центральный информационный орган советского государства в 1925-1991 гг. Первое «Окно ТАСС» в Москве вышло 27 июня 1941 г.

В Томске в начале 1942 г. была создана мастерская для производства и тиражирования «Окон ТАСС», подготовкой и выпуском которых занимались томские художники – М. М. Щеглов и другие. Основным местным издательством было издательство «Красное знамя», полиграфическим предприятием – его типография.

 Яркие, злободневные, наполненные едкой политической сатирой и высокой гражданственной патетикой, «Окна» доходчиво рассказывали о событиях на фронтах войны и в тылу, комментировали сводки Информбюро, живо откликались на события в жизни Томска.

Гордостью фонда графики Томского областного краеведческого музея является коллекция из 40 плакатов «Окон ТАСС» и 119 акварельных и карандашных эскизов к «Окнам», выполненных художником Михаилом Михайловичем Щегловым..

В начальный, самый тяжелый период войны главным героем агитокон был сражающийся советский воин, как в работе «В горах, на равнинах, на каждом шагу-смерть врагу!». Другой плакат призывал: «Боец Красной Армии! Не дай в обиду семью, Родину, советский народ! Бей немецкого гада насмерть!». Образы с плакатных листов доходили до глубины души каждого советского человека, помогали ему в борьбе, будили ненависть к врагу.

Еще один герой «Окон ТАСС» - это труженик тыла. Плакаты были обращены призывами к нему: «Шахтер, металлург! Своим стахановским трудом куешь победу над врагом!», «Экономия-закон военного времени».

Значительный интерес представляет многофигурный, колоритный, наполненный любимыми Михаилом Щегловым еще с юности сибирскими мотивами и орнаментами, плакат «Все силы Сибири на помощь фронту!». По своей выразительности он напоминает знаменитые открытки художника о нарымских остяках.

Часть сюжетов «Окон» посвящена укреплению единства фронта и тыла советской страны: «Тыл - фронту», «Сын на фронте, на поле отец. Каждый из них достойный боец: один бьет винтовкой, другой - урожаем: с фронта и тыла врага поражаем!».

С наступлением перелома в войне в пользу Советского Союза трагические сюжеты сменились образами, вселяющими надежду, уверенность в победе. Эта уверенность окрыляла советских солдат, удесятеряла их силы. Именно о силе русского духа говорит плакат «О них и книги напишут. О них и песни споют».

Понятны исторические аналогии, использованные при выпуске «Окна» «Били, бьем и будем бить!». Напоминая о победоносных боях русской армии, плакат воспитывал патриотизм, окрылял бойцов, поднимал настроение.

Главный ключ к образным решениям «Окон ТАСС» - сатира и юмор. Плакаты, в карикатурной манере изображавшие фашистов в работах «Посылки немецких солдат» и «Ой, не ходи, Фрицю!», вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.

В жанре политической сатиры, которая будет особенно популярна в советской графике в годы «холодной войны», выполнены плакаты «Любовь» по расчету» и «Лоскутная армия».

Уверенные победы Красной Армии подтолкнули страны мира объединиться в борьбе против фашисткой агрессии, показав готовность к коллективным действиям. Об этом плакат «С миру по нитке - Гитлеру веревка!».

В целом серия плакатов М. М. Щеглова объединена общей темой - советский народ и его героическое сопротивление фашистской агрессии.

Политические плакаты времен войны «Окна ТАСС» с их общедоступным языком и острой злободневностью содержания стали новой формой в искусстве и одним из ярких и значительных явлений в истории города Томска.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: