Рабочая программа внеурочной деятельности
«Звездная азбука» 1-4 класс
Составитель: учитель физики первой категории
Куклова Мария Евгеньевна
2017-2018 уч. год
Оглавление
1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Звёздная азбука». 4
2. Содержание программы.. 6
3. Календарно-тематическое планирование. 9
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Звёздная азбука»
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю освоения космического пространства народом России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и народов;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
11. Метапредметные результаты освоения программыдолжны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебногокурса;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями небесных тел и летательных аппаратов).
Предметные результаты освоения программы совмещают в себе предметные результаты курса «Окружающий мир» и «Технология» ФГОС НОО и должны отражать:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание программы
Цель программы «Звездная азбука»: пропедевтика астрономических знаний. Выделенная цель программы «Звездная азбука» не противоречит Положению о программе курса внеурочной деятельности педагога, реализующего федеральные государственные стандарты в МКОУ «СОШ №3», в котором заявляется, что цель программы курса внеурочной деятельности – создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности.
Задачи программы «Звездная азбука»:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование навыков коллективной работы:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Программа «Звездная азбука» рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы). Количество часов – по 34 в год в 1-4 классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Материал, предлагаемый для изучения в каждом классе, разбит на 4 модуля:
Вселенная в прошлом, настоящем и будущем.
Планета Земля.
Звездное небо.
Солнечная Система.
С каждым годом обучения содержание модулей усложняется и расширяется, углубляется и конкретизируется, что соответствует концентрическому принципу построения учебной программы.
Содержание предлагаемой программы внеурочной деятельности тесно связано с курсом начальной школы «Окружающий мир», разработанным на основе ведущих идей уважения к миру, его целостности и многообразия, что обеспечивает единство учебной и внеурочной деятельности. Курс астрономии расширяет следующие темы «Окружающего мира»: «Что у нас над головой?», «На что похожа наша планета?», «Когда наступит лето?», «Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?», «Почему Луна бывает разной?», «Зачем люди осваивают космос?».