№ п/п | Тема | Краткое содержание урока | Оборудование | Количество часов | |||||
Теория | Практика | ||||||||
1 модуль. Вселенная в будущем (8 ч) | |||||||||
1/1 | Земля в иллюминаторе | Краткая история космонавтики | Презентация 4.1 | 1 | |||||
2/2 | Искусственные спутники Земли на службе у человека | Для чего нужны искусственные спутники, создание поделки «Искусственный спутник» | Презентация 4.2, фольга, клей, ножницы, цветная бумага, пластиковые трубочки |
| 1 | ||||
3/3 | Проблемы загрязнения космического пространства | Что такое космический мусор? Может ли он упасть на Землю? Как очистить околоземное космическое пространство? Диалог на тему «Способы сбора космического мусора», | Презентация 4.3, | 1 | |||||
4/4 | Космическая уборка | Рисование агитационных плакатов, «Очистим орбиту!» | альбомный лист, ватман фломастеры или карандаши |
| 1 | ||||
5/5 | В пути за знаниями | Другие системы, похожие на Солнечную. Поиск внеземных цивилизаций и попытки связи с ними. Знакомство с космическими аппаратами, находящимися в пути к телам Солнечной Системы. Создание рисунка «Мой инопланетянин» | Презентация 4.5, альбомный лист, краски, кисти, фломастеры | 1
| |||||
6,7/6,7 | Создание лэпбука «Привет с Земли» | Создание лэпбука «Привет с Земли» - что бы я положил в космический корабль, который отправляется искать другие цивилизации | Образец лэпбука. Материал для поделки |
| 2 | ||||
8/8 | Обобщающее игровое занятие «Хочу быть космонавтом» | Презентация 4.7, методический материал к занятию | 1 | ||||||
2 модуль. Планета Земля (7 ч) | |||||||||
1/9 | Белые ночи и темные дни | Где бывают белые ночи и темные дни, объяснение с помощью глобуса и лампы, виды сумерек, терминатор, часовые пояса | Глобус, лампа | 1 | |||||
2/10 | Загадка полярного Солнца | Объяснение явления «длинная полярная ночь». | Глобус, лампа | 1 | |||||
3/11 | Система Земля-Луна | Лунно-земные связи, влияние Луны на Землю, приливы и отливы, лунный ландшафт, почему на Луне есть кратеры, а на Земле – нет. | Лунный глобус или атлас | 1 | |||||
4/12 | Лунные затмения | Демонстрация модели Луна – Земля, моделирование лунного затмения, календарь лунных затмений для нашей местности | Глобус и пластилиновая модель Луны, лампа или фонарик | 1 | |||||
5/13 | Ультрафиолет | Ультрафиолетовое излучение Солнца, полезен ли загар, почему за стеклом кожа не загорает | Презентация 4.13 | 1 | |||||
6/14 | Чем полезно для человека вращение Земли | Занятие, основанное на беседе, рассуждении | 1 | ||||||
7/15 | Обобщающее игровое занятие «Планета Земля» | Закрепление знаний по модулю | Презентация 4.15, методический материал к уроку | 1 | |||||
3 модуль. Звездное небо (10 ч) | |||||||||
1/16 | Путешествие по карте | Актуализация знаний о звездах и созвездиях в игровой форме, объяснение явления посезонной смены небесной картины | Карты звездного неба, методический материал к занятию | 1
| |||||
2/17 | Кто на небе зимой | Изучение зимних созвездий | Карта зимнего неба, презентация 4.17 | 1 | |||||
3/18 | Кто на небе весной | Изучение весенних созвездий | Карта весеннего неба, презентация 4.18 | 1 | |||||
4/19 | Кто на небе летом | Изучение летних созвездий | Карта летнего неба, презентация 4.19 | 1 | |||||
5/20 | Кто на небе осенью | Изучение осенних созвездий | Карта осеннего неба, презентация 4.20 | 1 | |||||
6/21 | В прятки с небесными жителями | Работа с немой картой звездного неба | Немая карта звездного неба, атлас звездного неба |
| 1 | ||||
7/22 | Зодиакальный круг и знаки зодиака | Что такое эклиптика, созвездия, находящиеся на эклиптике, 13 знаков зодиака. Почему каждый человек имеет знак зодиака. Демонстрация знаков зодиака народа Майя, индусов, североамериканских индейцев, народов Азии Кто я по знакам зодиака других народов? | Презентация 4.22 | 1 | |||||
8/23 | Зодиакальные созвездия | История возникновения зодиакальных созвездий, ярчайшие звезды, условия видимости, зарисовка своего созвездия | Презентация 4.23, альбом, карандаши или краски | 1 | |||||
9/24 | Зодиакальные созвездия | Создание поделки «Зодиакальные созвездия» | Примеры поделок, компакт-диски, пластилин, стекер, доска или клеенка |
| 1 | ||||
10/25 | Обобщающее игровое занятие «Знаки зодиака» | Закрепление знаний по модулю | Презентация 4.25, методический материал к занятию | 1 | |||||
4 модуль. Солнечная Система (7 ч) | |||||||||
1/26 | Солнечная Система в нашей Галактике | Актуализация знаний по теме Млечный Путь и Солнечная Система. Создание коллажа «Млечный путь» с обозначением в нем Солнца | Презентация 4.26, темный картон, клей, манка, темный фломастер |
| 1 | ||||
2/27 | Солнечные затмения | Объяснение явления солнечного затмения с помощью моделей Земли и Солнца | Презентация 4.27, модели Земли и Солнца, лампа | 1 | |||||
3/28 | И на Солнце бывают пятна! | Солнечная активность, её виды и влияние на живые организмы | Презентация 4.28, методический материал к уроку | 1 | |||||
4/29 | Полярные сияния | Как образуются полярные сияния. Где можно их наблюдать? Зарисовка полярного сияния на северном и южном полюсах | Презентация 4.29, альбом, краски, кисти | 1 | |||||
5,6/30, 31 | Кто бы мог выжить на других планетах? | Выяснение особенностей климата и ландшафта планет Солнечной Системы. Зарисовка вымышленных жителей планет Солнечной Системы с учетом особенностей места их обитания | Заготовки с рисунками, альбом, карандаши или фломастеры | 1 | |||||
7/32 | Обобщающий урок-игра «Солнечная система» | Закрепление знаний по модулю | Презентация 4.32, методический материал к занятию | 1 | |||||
33 | Защита проекта. Темы: «Искусственные спутники Земли», «Космический мусор», «Привет с Земли», «Мой знак зодиака», «Тринадцатый знак зодиака», «Галактика «Млечный Путь» | ||||||||
34 | Резерв | ||||||||
Литература
1) Аксенова М.Н., Володин В.И., Элиович А.Л., Цветков В.П. Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+. – Астрель. - 2007. – 688 с.
2) Засов А.В., Постнов К.А. Курс общей астрофизики. – М.: Наука. – 2011. – 290 с.
3) Левитан Е.П. Серия книг «Астрономия для умненьких детей». – М.: Белый город. – 2007.
4) Николов Н.Н., Харалампиев В.С. Звездочеты древности. – М.: Мир. - 1991. – 286с.
5) Перельман Я.И. Занимательная астрономия. – М.: АСТ: Астрель. - 2008. – 284 с.
6) Порцевский К.А. Моя первая книга о Космосе. – М.: Росмен, - 2005. – 96 с.
7) Решетников В.П. Почему небо тёмное. Как устроена Вселенная. – М.: Наука. – 2012. – 201 с.