Индивидуальные формы работы с семьёй

Умственная отсталость.

Особые образовательные потребности:

1. Использование игровых приемов, стимулирующих усвояемость предложенного материала;

2. Постоянный контроль и помощь со стороны взрослого в целом и в процессе учебной деятельности;

3. Потребность в обеспечении доступности учебного материала;

4. Развитие мотивации к учению и познавательных интересов;

5. Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.

6. Развитие мелкой и крупной моторики;

7. Наглядно-образный характер содержания образования;

8. Частое изменение вида деятельности (физминутки, пальчиковые гимнастики, дыхательные упражнения);

9. Необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

10. Развитие самостоятельности;

11. Развитие пространственно-временных представлений, целостного восприятие объекта;

12. Развитие речи ребенка;

Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся:

Задачи, выполняемые всеми специалистами психолого-педагогического сопровождения:

1. обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;

2. коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

3. формирование пространственно-временных ориентировок;

4. развитие слухоголосовых координаций;

5. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

6. обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

7. исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации с помощью блоков с помощью блоков Дьенеша, и т.д.

 

1. Педагог-психолог:

- проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально - волевой сферы;

- оказывает методическую помощь воспитателям (занятия на снятие напряжения и т.д.);

- фиксирует динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ребенком программы;

- ведет карты сопровождения ребенка;

- развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

2. Воспитатель:

- проработка тем «профессии», «транспорт», «головные уборы», «насекомые», «птицы», «животные»;

- частая смена вида деятельности;

- подготовка ребенка к двухсоставным инструкциям (Упражнение «Проверка предложений», "Кто спрятался в волшебном мешочке");

Дефектолог

- Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.

- Использование при развитии фонематического слуха натуры, макетов, картинок, разрезной азбуки и т.п.

- Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес

- Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме.

- Использование игр.

Формы взаимодействия с семьей.

Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ два раза в год, в начале, в конце учебного года.

Задачи:

- информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже четырех раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о содержании и формах работы с детьми в семье;

- решение текущих организационных вопросов.

Тематические занятия. Работа планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия проводятся специалистами детского сада один раз в месяц.

Формы проведения:

- тематические доклады; мастер-классы, семинары; тренинги; круглые столы и т. д.

Проведение детских праздников и досугов, спортивных развлечений.

Подготовкой и проведением праздников занимаются педагоги учреждения с привлечением родителей. Задача: поддержание благоприятного микроклимата в группах, включения в этот процесс семьи.

Индивидуальные формы работы с семьёй.

Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребёнке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

- выявление мнения родителей о работе детского сада.

Беседы и консультации специалистов.

Задачи:

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

«Родительский час». Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня.

Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних заданий».

Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

Задачи:

- информирование родителей об организации и содержании коррекционно – образовательной работы в учреждении;

- пропаганда психолого – педагогических знаний.

Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы.

Задачи:

- ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка.

Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учётом доступности информации для родителей. Проводятся два раза в год.

Задачи:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- обучение родителей элементам коррекционно – развивающей работы с детьми в домашних условиях.


 


ЗПР

Особые образовательные потребности:

1. Снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы;

2. Частая смена деятельности и увеличение времени на выполнение заданий;

3. Использование игровых приемов, стимулирующих усвояемость предложенного материала;

4. Развитие произвольного внимания;

5. Большое количество наглядного материала;

6. Развитие словаря;

7. Постоянный присмотр и помощь взрослого;

8. Дополнительное время на объяснение (инструкция перед выполнением задания);

 

Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся:

Задачи, выполняемые всеми специалистами психолого-педагогического сопровождения:

1. Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.

2. Обучать детей речевому отчету о проделанных действиях.

3. Переходить к следующей теме только после того, как будет усвоен предыдущий материал.

4. Задействовать как можно больше различных анализаторов ребенка.

5. Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого - к сложному.

 

1. Педагог - психолог:

- релаксационные упражнения ("назови себя ласково", "Представь...");

- развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

- развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

- снижать эмоциональную потребность в одобрении взрослого.

 

2. Воспитатель:

- сенсорное развитие в соответствие с возрастом;

- освоение предметно-практической деятельности, понимание отношений между предметами;

- освоение продуктивных видов деятельности, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию;

- формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

- формирование игровой и элементов учебной деятельности

- обратить внимание на плоскостные и объемные фигуры;

3. Дефектолог:

- учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

- развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

- работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.

- совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

 




double arrow
Сейчас читают про: