Умственная отсталость.
Особые образовательные потребности:
1. Использование игровых приемов, стимулирующих усвояемость предложенного материала;
2. Постоянный контроль и помощь со стороны взрослого в целом и в процессе учебной деятельности;
3. Потребность в обеспечении доступности учебного материала;
4. Развитие мотивации к учению и познавательных интересов;
5. Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.
6. Развитие мелкой и крупной моторики;
7. Наглядно-образный характер содержания образования;
8. Частое изменение вида деятельности (физминутки, пальчиковые гимнастики, дыхательные упражнения);
9. Необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
10. Развитие самостоятельности;
11. Развитие пространственно-временных представлений, целостного восприятие объекта;
12. Развитие речи ребенка;
Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся:
Задачи, выполняемые всеми специалистами психолого-педагогического сопровождения:
1. обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
2. коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
3. формирование пространственно-временных ориентировок;
4. развитие слухоголосовых координаций;
5. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
6. обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
7. исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации с помощью блоков с помощью блоков Дьенеша, и т.д.
1. Педагог-психолог:
- проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально - волевой сферы;
- оказывает методическую помощь воспитателям (занятия на снятие напряжения и т.д.);
- фиксирует динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ребенком программы;
- ведет карты сопровождения ребенка;
- развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.
2. Воспитатель:
- проработка тем «профессии», «транспорт», «головные уборы», «насекомые», «птицы», «животные»;
- частая смена вида деятельности;
- подготовка ребенка к двухсоставным инструкциям (Упражнение «Проверка предложений», "Кто спрятался в волшебном мешочке");
Дефектолог
- Максимальная наглядность и конкретность методических приемов.
- Использование при развитии фонематического слуха натуры, макетов, картинок, разрезной азбуки и т.п.
- Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес
- Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме.
- Использование игр.
Формы взаимодействия с семьей.
Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ два раза в год, в начале, в конце учебного года.
Задачи:
- информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже четырех раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о содержании и формах работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов.
Тематические занятия. Работа планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия проводятся специалистами детского сада один раз в месяц.
Формы проведения:
- тематические доклады; мастер-классы, семинары; тренинги; круглые столы и т. д.
Проведение детских праздников и досугов, спортивных развлечений.
Подготовкой и проведением праздников занимаются педагоги учреждения с привлечением родителей. Задача: поддержание благоприятного микроклимата в группах, включения в этот процесс семьи.
Индивидуальные формы работы с семьёй.
Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребёнке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;
- выявление мнения родителей о работе детского сада.
Беседы и консультации специалистов.
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
«Родительский час». Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних заданий».
Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.
Задачи:
- информирование родителей об организации и содержании коррекционно – образовательной работы в учреждении;
- пропаганда психолого – педагогических знаний.
Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка.
Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учётом доступности информации для родителей. Проводятся два раза в год.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- обучение родителей элементам коррекционно – развивающей работы с детьми в домашних условиях.
ЗПР
Особые образовательные потребности:
1. Снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы;
2. Частая смена деятельности и увеличение времени на выполнение заданий;
3. Использование игровых приемов, стимулирующих усвояемость предложенного материала;
4. Развитие произвольного внимания;
5. Большое количество наглядного материала;
6. Развитие словаря;
7. Постоянный присмотр и помощь взрослого;
8. Дополнительное время на объяснение (инструкция перед выполнением задания);
Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся:
Задачи, выполняемые всеми специалистами психолого-педагогического сопровождения:
1. Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.
2. Обучать детей речевому отчету о проделанных действиях.
3. Переходить к следующей теме только после того, как будет усвоен предыдущий материал.
4. Задействовать как можно больше различных анализаторов ребенка.
5. Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого - к сложному.
1. Педагог - психолог:
- релаксационные упражнения ("назови себя ласково", "Представь...");
- развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.
- развивать навыки эмоциональной саморегуляции.
- снижать эмоциональную потребность в одобрении взрослого.
2. Воспитатель:
- сенсорное развитие в соответствие с возрастом;
- освоение предметно-практической деятельности, понимание отношений между предметами;
- освоение продуктивных видов деятельности, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию;
- формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
- формирование игровой и элементов учебной деятельности
- обратить внимание на плоскостные и объемные фигуры;
3. Дефектолог:
- учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.
- развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.
- работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.
- совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).






