Психотерапевтические приемы в индивидуальной психологии А.Адлера

Тема «Психодинамическая терапия»

Занятие 9. Техника раннего воспоминания в индивидуальной психологии.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

Отличия в подходах к толкованию сновидения у З.Фрейда, К.Г. Юнга и А.Адлера

   Сновидения поставляют материал, который помогает восстановить детские воспоминания, понять невроз и личность невротика либо здорового человека. Фрейд трактовал сновидения как душевные явления, которые выполняют защитные функции. Сновидения - это «неврозы нормального человека», символические исполнение вытеснение желаний. Фрейд различал явное и скрытое содержание сновидений. Явное - это то, что фактически видится во сне, скрытое - это то, что обнаруживается за образами сновидения, за его сюжетом. Сгущение - совмещение различных элементов в один (например, элементов из прошлого и настоящего); 2.смещение - выдвижение незначительных деталей на первый план; 3.символизация - замена каких либо элементов бессознательного символическими эквивалентами; 4.вторичная обработка - приведение хаотичного материала в связанный сюжет. Скрытое содержание сновидения обнаруживается в процессе его анализа. Задача терапевта в том, чтобы с помощью анализа символики открытого материала выявить скрытое значение.

Сновидение - послание человека самому себе. Юнг рассматривал сновидение как прямой канал связи с бессознательным, когда оно говорит на единственно возможном языке - языке символов. Сновидение не является защитным занавесом (как у Фрейда), за которым скрываются реальные фигуры из прошлого, а само по себе выполняет важную функцию передачи экзистенциального послания бессознательного. Сновидение выполняет компенсаторную функцию. Сновидение является противоположностью бодрствующего состояния и в отношении его выполняет компенсаторную функцию. Оно дает возможность заявить о себе и развиться тому, что вытесняется и не находит развития в сознании. Юнг видел в сновидении в сновидении попытку справиться с проблемой, которую не может решить, не замечает или отвергает Эго. Преимущество проспективного анализа сновидений перед ретроспективным. Ретроспективный анализ направлен на понимание значения сновидения в контексте событий и ситуаций прошлого, на выяснение причиной связи между прошлым и настоящим (Фрейд). Проспективный аспект открывает в символах сновидений будущее человека, зреющие в бессознательном душевные движения, цели и перспективы личности (Адлер). Сны отражают насущные потребности человека и дают ему шанс сделать новый шаг на пути изменений.2.Объективные и субъективный уровни интерпретации сновидений. Сначала образы сновидений рассматриваются на объективном уровне - уровне ситуации, связанном с событиями и отношениями во внешнем мире. Затем образы сновидений рассматриваются на субъективном уровне - как проекции (персонификации) личностных структур. На этом уровне анализируется деятельность психики в целом и отдельных ее компонентов.3. Индивидуальность и многозначность символики сновидения. Образы сновидения Юнг трактовал не как стандартные символы, имеющие фиксированные значения. Трактовка любого образа может иметь множество вариантов. 6. Архетипичный характер символики сновидения. Юнг считал, что есть сны, в которых по преимуществу представлены универсальные (архетипичные) образы. Смысл всегда индивидуален. 7. Расширение содержания сновидения. В психоанализе предоставляются дополнительные возможности для расширения материала сновидения. Клиенту можно предложить нарисовать сновидение, пластически выразить его, разыграть продолжение сна, поговорить с образом.

Для того, чтобы описать принципы толкования снов по Адлеру, необходимо вспомнить, хотя бы вкратце, главные положения индивидуальной психологии. В отличие от Фрейда, основными стремлениями человека А.Адлер считал стремление к превосходству и стремление к власти. Источником развития и личностного роста является испытываемое маленьким и слабым ребенком естественное чувство неполноценности. Ребенок стремится стать большим и сильным, чтобы компенсировать это чувство. Еще одно важное стремление — это стремление к достижению цели, формирующее жизненный стиль индивида. Последний есть способ самоутверждения, составляющий самость личности, ее индивидуальность как интегрированное целое. Разум, поддерживаемый общественными чувствами (ощущением принадлежности к семье, обществу, верой в других людей, мужеством быть неполноценным, оптимизмом, человечностью), обеспечивает продуктивное социальное поведение и достижение жизненной цели.

А сновидение есть особым образом хитро организованная деятельность сновидца, которая позволяет ему во сне достичь всего того, чего он не имеет в реальной жизни. Поскольку основная цель психотерапевтической помощи в адлерианстве состоит в снижении чувства неполноценности, усилении и развитии социального интереса и помощи в осознании целей и мотивов жизни и коррекции средств их достижения, то и толкование сновидений направлено на распознание действий по гиперкомпенсации, развенчивание маниакальных тенденций и т.п.

"Цель толкования сновидений, — пишет Адлер, — состоит в том, чтобы показать больному его подготовительную работу и упражнения, которые обычно разоблачают его как аранжировщика своего недуга, продемонстрировать ему, как он, опираясь на иносказательные символы и тенденциозно подобранные эпизоды, пытается подойти к имеющимся у него проблемам с той стороны, которая позволяет ему осуществить свое индивидуальное желание, заранее уже предопределенное его целью фиктивного превосходства"

 

Психотерапевтические приемы в индивидуальной психологии А.Адлера

Техники

1. Установление правильных отношений. Основа – формирование соответствующие установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание.

2. Анализ личностной динамики. Главное – понимания, осознания специфики жизни клиента, важное место уделяется опросу о целях жизни.

Опросник семейного созвездия содержит вопросы типа: "Как ваш отец относится к детям?"; "Кто был любимым ребенком в семье?"; "В каких отношениях вы были с отцом и матерью?"; "Каким ребенком вы были?" Смысл подобных вопросов – получить картину восприятия и раннего эмоционального опыта клиента, повлиявших на дальнейшее личностное развитие.

Набор вопросов "Раннее воспоминание". Спрашивается примерно следующее: "Я бы хотел услышать о ваших самых первых детских воспоминаниях"; "Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых ваших впечатлений" либо "Хотелось бы услышать ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым шести годам жизни". Как правило, число таких просьб ограничивают четырьмя. В ответах клиента фиксируют: доминирующую тему; повторяющуюся реакцию; позицию (участник или наблюдатель); одиночество или включенность в группу; центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.

Анализ сновидения. Отсутствует фиксированная символика. Большое значение уделяется детским снам. Кроме того, сновидения рассматриваются как репетиция будущих действий.

Приоритеты. Выделяют четыре приоритетные ценности, важные для осмысления жизни: 1) превосходство; 2) контроль; 3) комфорт и 4) желание быть приятным. С целью установления свойственных клиенту приоритетов его просят рассказать о своем обычном дне: что он делает, как себя чувствует, что думает, чего избегает под любым предлогом и какие чувства вызывает у других.

Подведение итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает текст резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных ошибок в суждении о мире: гиперобобщения типа: "Нет в жизни счастья"; неверие и неосуществимые цели, например: "Я хочу нравиться всем"; ошибочное восприятие жизненных требований, например: "Все несправедливы ко мне"; отрицание собственной основополагающей ценности типа: "Я – конченый человек"; мнимые ценности, например: "Главное – добиться своего, неважно, какой ценой".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: