От консультанта требуется ориентировка в системе осознаваемых допущений клиента по отношению к резюме

· Подбадривание. Признание личного мужества клиента, его духовных сил наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.

· Поощрение инсайта. Создание условий для инсайта (озарения) путем сочетания психологической поддержки и конфронтации, а также соответствующих интерпретаций с тем, чтобы высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни. В интерпретациях полезны намеки, подсказки и предположения, с помощью которых снижается уровень психологической защиты клиента.

· Помощь в переориентации. Эта заключительная стадия работы известна также под названием "Воплощение инсайта в действие". Существуют специальные приемы, способствующие изменению прежних целей и принятию новых решений.

Антисуггестия (парадоксальная интенция) – смысл техники состоит в многократном преувеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий.

Действие "Если бы...". Клиенту предлагается действовать так, словно пожелание "если бы" осуществилось. По сути, данная техника есть ролевая игра, в которой клиент изыскивает возможности компенсации неадекватных или неполноценных чувств, установок, действий, причем не только в ситуации общения с психологом с

глазу на глаз, но и на протяжении определенного временного периода, например в промежутке между двумя коррекционными встречами.

Постановка целей и принятие обязательств. Правила использования этой техникой просты: цель должна быть достижима, реалистична, а время – ограничено. "Делай только то, что приятно" – так сформулировал Адлер смысл этого приема. Если все же цель не осуществляется, ее можно пересмотреть. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желаемом для него направлении.

Поймай себя. Клиенту предлагается отслеживать свое деструктивное поведение, не впадая в самообвинение, скорее с юмором в отношении себя. Прием продуктивен, если клиент уже осознал свои цели и мотивирован к переориентации. В пользовании приема важна временная отсылка к прошлому: "Как прежде".

"Нажатие кнопки". Клиенту предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие – приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние "нажатием кнопки", т.е. принимая решение о том, на каких образах или мыслях стоит сосредоточиться.

"Избегание плакунчика". Смысл техники – не попасть в ловушку той психологической позиции, с которой приходит клиент, в частности привычной поведенческой позиции типа: "Меня никто не любит, никому я не нужен". Психолог ни в коем случае не должен подкреплять эту позицию, наоборот, его задача – непрестанно поощрять поведение, соответствующее психологической зрелости, когда выбор самой позиции зависит от человека, от его свободного решения.

Раннее воспоминание Полищук И.М.

Мне было около 4-5 лет. Была довольно теплая погода. Я находилась в огороде, чем-то там занималась. Как вдруг увидев, что на меня начинает бежать петух и довольно быстро, я начала убегать от него по огороду в доль забора. Бежав и оборачиваясь, он вот-вот меня догонит. В момент, когда я бежала увидела папу и какого-то дядю за забором я остановилась и вместе со мной петух. Я ожидала, что меня сразу же спасет папа от этого злого петуха, но нет. Стою плачу, а петух пристально на меня смотрел и вот-вот собирался напасть на меня, при этом еще и кукарекал. По итогу меня спустя некоторое время достали из-за забора, когда меня доставали петух так же начал нападать.

В данной ситуации мне было очень обидно за то, что меня не спасли от петуха сразу как увидели, а продолжали просто дальше разговаривать. В момент побега от него испытывала страх, тревогу и злость от непонимания почему петух так агрессивно настроен против меня. Так же испытывала беспомощность преодоления забора, ведь он выступал препятствием для спасения.

Качественный контент-анализ ранних воспоминаний

Присутствующие в воспоминании люди.

1.1. Мать.

Отец.

1.3. Братья и сестры.

1.4. Двоюродные братья и сестры.

1.5. Бабушки, дедушки и остальные родственники.

Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и др.

Тип события.

Опасности, несчастные случаи, телесные и другие наказания.

2.2. Болезни и смерть.

2.3. Проступки, кражи, сексуальный опыт и др.

2.4. Новые жизненные ситуации.

Способ восприятия ситуации субъектом.

Преобладающий вид чувствительности.

3.2. Ощущение принадлежности.

Негативные эмоции

Чувства и эмоции.

 В данной ситуации мне было очень обидно за то, что меня не спасли от петуха сразу как увидели, а продолжали просто дальше разговаривать. В момент побега от него испытывала страх, тревогу и злость от непонимания почему петух так агрессивно настроен против меня. Так же испытывала беспомощность преодоления забора, ведь он выступал препятствием для спасения.

 Думаю, что данный эпизод мог повлиять на меня тем, что иногда я нетерпелива и хочу получить все как можно быстрее. Особое внимание хотелось бы выделить чувству беспомощности, когда ты не в силах что-либо сделать при наличии того самого забора, но ведь все это основывается на чувстве страха. Вот оно – страх, именно то что мешает мне, по сей день, в преодолении каких-либо препятствий.

Гипотезы:

1) Несовпадение желания и действительности вызывают чувства обиды и непонимания в силу детского возраста.

2) Наличие препятствия и чувства беспомощности пред ним в дальнейшем может перерасти в несостоятельность решения проблем из-за чувства страха что-либо предпринимать.

3) Чувство беспомощности может послужить неким толчком для взятия все в свои руки и решения проблем несмотря ни на что.

Второй этап.

3 выдвинутые гипотезы подходят к данной ситуации.

Третий этап.

«Жизнь - не камень: на одном месте не лежит а вперёд бежит.»

Четвертый этап.

Данная жизненная формула является близкой для пациента (т.е. меня). Если жизнь – это не камень соответственно и трудности – это не преграда. Ведь жизнь не стоит на месте, она двигается дальше, так и преодоления камней лежащих на ее пути дают новую силу для достижения своих целей, не являясь при этом тяжким грузом для бегущего вперед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: