Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

Задание 1.Дайте определения и заполните таблицу. § 6

 

1. Используя свои знания, сформулируйте понятия «задачи» и «функ ции».

Задачи

Функции


 

 

13


2. Выполняя задание, пользуйтесь учебником и дополнительными источ никами информации, например, официальным сайтом МЧС России.

 

Задачи МЧС Функции МЧС
   
1. Выработка и реализация государ 1. Выработка и реализация государс
ственной политики в области граждан твенной политики в области гражданс
ской обороны, защиты населения и кой обороны, защиты населения и тер
территорий от ЧС, обеспечения пожар риторий от ЧС, обеспечения пожарной
ной безопасности, а также безопасно безопасности, а также безопасности
сти людей на водных объектах в преде людей на водных объектах в пределах
лах компетенции МЧС России компетенции МЧС России
   
2. Организация подготовки и утверж 2.
дения в установленном порядке проек  
тов нормативных правовых актов в об  
ласти гражданской обороны, защиты  
населения и территорий от ЧС, обеспе  
чения пожарной безопасности и безо  
пасности людей на водных объектах  
   
3. 3. Осуществление управления в облас
  ти гражданской обороны, защиты на
  селения и территорий от ЧС, обеспече
  ния пожарной безопасности, безопас
  ности людей на водных объектах,
  управление деятельностью федераль
  ных органов исполнительной власти в
  рамках единой государственной систе
  мы предупреждения и ликвидации ЧС
   
  4. Осуществление нормативного регу
  лирования в целях предупреждения,
  прогнозирования и смягчения пос
  ледствий ЧС и пожаров, осуществле
  ние специальных, разрешительных,
  надзорных и контрольных функций по
  вопросам, отнесённым к компетенции
  МЧС России
   
5. Осуществление деятельности по ор  
ганизации и ведению гражданской  
обороны, экстренному реагированию  
при ЧС, защите населения и террито  
рий от ЧС и пожаров, обеспечению бе  
зопасности людей на водных объектах,  
а также осуществление мер по чрезвы  
чайному гуманитарному реагирова  
нию, в том числе за пределами РФ  
   

 


 

14


Задание 2.Проведите анализ. § 7

 

В приведённом фрагменте документа перечислены основные задачи РСЧС. Впишите пропущенные задачи в тетрадь.

 

Основные задачи РСЧС:

 

1) разработка и реализация правовых и экономических норм, связан ных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;

 

2) осуществление целевых и научнотехнических программ, направ ленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функциони рования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их ор ганизационноправовых форм;

 

3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

4) подготовка населения к действиям при ЧС;

5)

 

 

6) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты на селения и территорий от ЧС;

 

7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для лик видации ЧС;

 

8)

 

 

9) ликвидация ЧС;

 

10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

 

11)

 

 

12)


 

 

15


Задание 3. Заполните схему «Структура РСЧС».

 

Уровни РС ЧС

      Структура органов, средств  
      и систем каждого уровня РСЧС  
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           


 

16


Задание 4. Ситуационная задача.

 

На химическом комбинате в городе Nе возникла угроза выброса в атмосферу чрезвычайно ядовитого химического вещества. Несмотря на принимаемые руководством и персоналом комбината меры угроза вы броса этого вещества сохраняется. Директор комбината доложил о сло жившейся ситуации руководству региональной службы МЧС.

 

1. Какой режим деятельности устанавливается для сил и средств местного подразделения РСЧС?

 

2. Какие мероприятия должны быть проведены в соответствии с пе реходом на новый режим службы регионального подразделения МЧС?

 

Задание 5.Ответьте на вопросы. § 8–9

 

1. Почему вопросы безопасности жизнедеятельности закреплены зако нодательно?

2. Какие нормативноправовые акты регламентируют деятельность госу дарства по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и тех ногенного характера? Ответ на этот вопрос оформите в виде таблицы.

 

НПО, регламентирующие

НПО, регламентирующие

НПО, регламентирующие  

профилактику эпидемий

 

общие вопросы безопасности

вопросы профилактики

 

и других ЧС природного

 

(вид документа)*

техногенных ЧС

 

характера

 
     
       
       
       
       

 

* Под видом документа обычно понимают то, каким органом власти издан документ, какой юридической силой он обладает (например, Конституционный закон, Федеральный закон, постановление Кабинета Министров (Правительства РФ) и т.д.).


 

17


3. Какие мероприятия проводятся министерствами, ведомствами, пред приятиями по вопросам обеспечения безопасности, предупреждения ЧС различных видов? Ответ оформите в виде таблицы. В скобках в конце ответа укажите ведомство, проводящее эти мероприятия.

 

Профилактика Профилактика Профилактика эпидемий
проблем радиационной возникновения ЧС и подобных ЧС природного
безопасности техногенного характера характера
     
     
     
     
     

 

Задание 6. Проведите анализ.

 

Ниже дан перечень задач ГО РФ. Помимо реальных задач ГО РФ в пе речень попала одна неправильная. Найдите её.

 

1. Повышение устойчивости работы объектов народного хозяйства в опасных и чрезвычайных ситуациях.

 

2. Организация и проведение спасательных и необходимых работ.

 

3. Проведение вакцинации населения в случае угрозы возникновения эпидемий и других подобных ЧС природного характера.

 

4. Защита продуктов питания и воды от химического и радиоактив ного заражения.

 

5. Создание запасов средств индивидуальной противохимической за щиты.

 

6. Обеспечение светомаскировки в военное время.

 

§ 10–11    Задание 7. Ситуационная задача.

 

В ходе вооружённого конфликта между государствами NN и MM одна из сторон нанесла массированный удар по промышленному центру XX. Однако авиационный удар был нанесён не по предприятиям ВПК, а по жилым кварталам города XX. Журналисты, прибывшие на место нане


 

18


сения удара, в своих репортажах рассказывали об обширных разрушени ях и жертвах. Укрытия и бомбоубежища были иссечены пластиковыми

 

и металлическими поражающими элементами, провалившимися «внутрь себя» под воздействием «странной» ударной волны. Международная об щественность была шокирована результатами этого варварского пре ступления против мирных жителей.

 

1. Основываясь на характерных признаках поражения зданий, соору жений и населения, определите, какой тип оружия был применён напа давшей стороной во время налёта?

 

2. Какие конкретно виды боеприпасов были применены во время на

 

лёта?

 

 

Задание 8. Творческое задание.

 

Используя дополнительные источники информации, подготовьте со общения на темы:

1. «Обычные боеприпасы с готовыми поражающими элементами»;

 

2. «Боеприпасы объёмного взрыва».

 

В сообщениях обязательно приведите пример войны (военных конф ликтов), в которых стороны применяли подобные боеприпасы.

Ответьте на вопросы:

 

1. В какое время появились подобные боеприпасы (с точностью до де сятилетия)?

 

2. Вооружённые силы какой страны их применили первыми?

 

3. В войне против какого государства были впервые применены ша риковые бомбы и боеприпасы объёмного взрыва.

 

Задание 9. Творческое задание.

 

Подготовьте краткое сообщение по истории создания ядерного ору жия. В нём обязательно отразите следующие моменты:

 

1. Имена учёных, которые занимались исследованиями в области ядерного оружия и их вклад в разработку этой темы.

 

2. Наименования и содержание ядерных проектов СССР и США по разработке ядерного и термоядерного оружия.


 

 

19


3. Даты и события, включая географические пункты испытания и применения ядерного оружия.

 

Составьте подробный план сообщения и запишите его в тетрадь.

 

Задание 10. Заполните таблицу «Поражающие факторы

ядерного взрыва», используя учебник и дополнительную литературу.

 

Поражающий   Характер  
фактор ядерного Действие фактора воздействия Способы защиты
взрыва   на человека  
       
       
       
       
       
       

 

Задание 11. Ситуационная задача.

 

По городу Nску был применён ядерный боеприпас. Во время эвакуа ции часть жителей подверглась воздействию ядерного оружия, оказав шись после прохода радиоактивного облака в зоне умеренного пораже ния. Ось зоны располагалась в направлении северовосток — югозапад.

Ты оказался старшим группы. Тебе поставлена задача — за минимальное


 

20


время группе покинуть зону поражения. Время после взрыва — 7 часов. До этого группа находилась в противорадиационном укрытии, оборудо ванном всеми необходимыми устройствами, кроме запасов пищи. В мо мент ядерного удара дул сильный ветер, скорость его составляла в сред нем 18 м/с.

 

1. Какую форму приобретёт зона радиоактивного заражения под воз действием ветра?

 

2. В каком направлении необходимо вести группу, чтобы покинуть зону радиоактивного поражения?

 

 

3. От каких факторов зависит уровень радиации в зоне радиоактив ного заражения местности?

 

 

Задание 12. Дайте определение и заполните таблицу.

1. Химическое оружие — это

2. Заполните таблицу «Химическое оружие и способы защиты».

 

Тип ОВ Признаки поражения Способы защиты
     
     
     
     
     
     
     

 


 

21


Задание 13. Творческое задание.

 

Составьте краткое сообщение по истории разработки и применения химического оружия, отвечая на следующие вопросы:

 

1. В какой стране были разработаны и первые образцы химического оружия?

 

2. В какой войне и в каком сражении были впервые применены образ цы боевых отравляющих веществ?

 

3. Какой это был газ и почему он получил такое название?

 

4. При помощи каких систем оружия и приборов применялось хими ческое оружие на первом этапе его существования?

 

5. Почему отравляющие вещества массированно не применялись в го ды Второй мировой войны?

 

6. Приведите примеры локального применения химического оружия фашистами в годы Второй мировой войны.

 

7. Какие средства защиты применялись воюющими сторонами для защиты своих военнослужащих в годы Первой мировой войны?

 

8. Кто изобрёл фильтрующий противогаз, и на вооружение какой ар мии он был принят первым?

 

При подготовке сообщения используйте дополнительные источники информации.

 

Задание 14. Ситуационная задача.

 

Ты остался во главе большой группы школьников подросткового и дет ского возраста в детском лагере. Помещения пригодны для проживания, имеются: пресная вода в герметично закрытых канистрах, продовольствие

 

в виде порционных сухих пайков, медицинские препараты, в том числе и перевязочные, большое количество разнообразного спортивного и турист ского оборудования. Лагерь расположен на холме, обычно обдувается се верозападным и юговосточным ветрами. Однако взрослых в лагере нет.

 

В районе произошла техногенная ЧС. По телевизору ты узнаёшь о ЧС. Об лако ядовитого химического вещества движется в сторону лагеря, оно до стигнет его через 4 часа. Транспорта в лагере нет, ученики начальной шко лы, которых в лагере около 30%, длительную дорогу не выдержат. Остаёт ся одно — подготовить защиту ребят своими силами из имеющихся подручных материалов. В лагере в достаточном количестве имеются клей кая лента (скотч), нитки, есть 3 швейные машинки в рабочем состоянии.

 

1. Что можно использовать в качестве защитных средств и каким образом? А) для защиты кожи


 

 

22


Б) для защиты глаз

 

 

В) для защиты органов дыхания

 

2. Какие приспособления и защитные средства можно изготовить свои ми руками?

 

А) для защиты кожи

 

Б) для защиты глаз

 

В) для защиты органов дыхания

 

Задание 15. Заполните таблицу «Поражающие средствабиологического оружия». При ответе используй дополнительные источники информации.

 

Поражающие средства

Способы применения

 

биологического оружия

 
   
     
     
     
     

 


 

23


Задание 16. Заполните таблицу «Признаки применениябиологического оружия и основные способы защиты».

 
























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: