Национальная безопасность России в современном мире

Ю.П. ПОДОЛЯН

 

Рабочая тетрадь

По ОБЖ

 

к учебнику М.П. Фролова, М.В. Юрьевой и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс» под редакцией Ю.Л. Воробьёва

 

 

9

Класс

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

Астрель

Москва


 

1


УДК 373:614.8

ББК 68.9я721

П44

 



Подолян, Ю.П.

 

П44         Рабочая тетрадь по ОБЖ: 9й кл.: к учебнику М.П. Фролова, М.В. Юрьевой и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс» под ред. Ю.Л. Воробьёва / Ю.П. Подолян. М.: Астрель, 2012. — 62 [2] с.: ил.

ISBN 978712752                              (ООО «Издательство Астрель»)

 

Рабочая тетрадь к учебнику М.П. Фролова, М.В. Юрьевой и др. «Основы безопас ности жизнедеятельности. 9 класс» под редакцией Ю.Л. Воробьёва, рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включённому в Феде ральный перечень учебников, вместе с учебником и методическим пособием составля ет учебноетодический комплект.

 

Рабочая тетрадь включает различные типы заданий и построена в соответствии с логикой изложения материала в учебнике.

 

Основная группа заданий предназначена для первичного закрепления знаний, те матического контроля и самостоятельной работы с учебником.

 

Для развития поисковой и творческой деятельности предлагаются практические задания и ситуационные задачи.

Рабочая тетрадь предназначена для работы на уроках и дома.

УДК 373:614.8

ББК 68.9я721

 

Подписано в печать 26.03.2012. Формат 70              90 1/16

Усл. печ. л. 4,68. Тираж 5000 экз. Заказ


 

ISBN 97851752


 

 

(ООО «Издательство Астрель»)

 

© Подолян Ю.П.

© ООО «Издательство Астрель»

 


2






СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Национальная безопасность России в современном мире........ 4  
§1—3.......................................................... 4  
§4—5.......................................................... 8  
Организация защиты населения и территорий

13

 
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера...  
§6............................................................. 13  
§7............................................................. 15  
§8—9.......................................................... 17  
§10—11........................................................ 18  
§12............................................................ 25  
§13............................................................ 28  
§14............................................................ 31  
Терроризм как угроза национальной безопасности

33

 
Российской Федерации.........................................  
§15—16........................................................ 33  
II. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ    
§17............................................................ 37  
Факторы, разрушающие здоровье.............................. 39  
§18............................................................ 39  
§19............................................................ 42  
§20............................................................ 43  
Факторы, формирующие здоровье человека..................... 43  
§21............................................................ 43  
§22—23........................................................ 45  
§24............................................................ 47  
§25............................................................ 49  
§26............................................................ 52  
Итоговый тест.................................................. 56  

 


 

 

3


I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

 

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

§ 1–3       Задание 1. Ответьте на вопросы.

Используя знания из курса обществознания, ответьте на вопросы:

1. При каких социальноеских условиях возникает государство?

2. Какова функция государства?

3. Дайте определение понятиям «нация» и «народ».

 

Задание 2. Проведите анализ.

 

Найдите первоисточники документов: «Стратегия национальной безо пасности Российской Федерации до 2020 года» (раздел III «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные прио ритеты» пункты 21, 24) и «Военная доктрина Российской Федерации» (пункты 8 и 9). Прочитайте текст документов и определите, каким нацио нальным интересам России угрожают основные военные опасности, как внутренние, так и внешние. Заполните таблицу «Национальные интересы Российской Федерации, внешние и внутренние военные опасности».


 

4


Национальные интересы Внешние Внутренние
Российской Федерации военные опасности военные опасности

 

В развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурен тоспособности нацио нальной экономики

 

В обеспечении незыбле мости конституционного строя, территориальной целостности и суверени тета

 

В превращении Российс кой Федерации в миро вую державу, деятель ность которой направле на на поддержание стратегической стабиль ности и взаимовыгодных партнёрских отношений в условиях многополяр ного мира

 

Задание 3. Дайте определение и заполните таблицу.

1. Глобализация — это

 

 

2. Используя знания из курса обществознания, выделите угрозы нацио нальной безопасности России, которые исходят из процесса глобали зации. При заполнении таблицы выполните следующие действия:

1. Определите типы угроз, которые исходят из процесса глобализа ции: экономические, военные и т.д.

 

2. Выделите отдельные события, являющиеся, по вашему мнению, источником угроз.


 

5


3. Определите те негативные последствия, к которым может привести эта угроза.

 

Типы угроз

События, являющиеся

Возможные результаты угроз

 

источником угрозы

 
     

 

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

4.

 

 

Задание 4. Проведите анализ.

 

Обратитесь к первоисточнику — документу: «Стратегия националь ной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (раздел II. Совре менный мир и Россия: состояние и тенденции развития, пункты 8—20). Ответьте на вопросы (устно):

 

1. Как характеризуется в данном документе ситуация в современном мире?

 

2. Какую внешнюю политику планирует проводить Россия в совре менном мире? На каких принципах будет основываться её внешняя по литика?

 

3. Перечислите внешнеполитические приоритеты Российской Феде рации в современном мире.

 

4. Что является фундаментом предотвращения угроз национальной безопасности Российской Федерации.


 

6


Задание 5. Творческое задание.

А. На политической карте мира покажите страны «Большой восьмёрки».

 

 

Б. На политической карте мира найдите страны НАТО (Организации Се вероАтлантического Договора) и перечислите их.

 

 

Задание 6. Работа с учебником.

 

1. Используя учебник, заполните таблицу «Продовольственная безопас ность»:

 

Понятие продовольственной безопасности

Составляющие  

продовольственной безопасности

 
   
     
     
     
     
     

 


 

7


2. Основываясь на материале учебника, заполните пропущенные стро ки таблицы

 

Основные угрозы безопасности

Примеры

 

Российской Федерации

 
   
     
Наличие и возможная эскалация воо    
руженных конфликтов вблизи её госу    
дарственной границы    
     
Незавершённость международново Отсутствие мирного договора с Японией  
вого оформления государственной гра и незавершённость правового оформле  
ницы Российской Федерации с отде ния принадлежности ЮжноКуриль  
льными сопредельными государствами ских островов Российской Федерации  
     
Деятельность международных терро    
ристических и экстремистских орга    
низаций по переброске на территорию    
России своих групп, средств террора с    
целью организации диверсий    
     
Активизация преступных групп по не    
законному перемещению через госу    
дарственную границу Российской Фе    
дерации наркотических средств, това    
ров и грузов, культурных ценностей,    
организации каналов незаконной миг    
рации    
     

 

§ 4–5        Задание 7.

 

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, отно сятся к понятию «оборона Российской Федерации». Найдите термин, «выпадающий» из общего ряда.

 

Вооружённые силы, стратегическое сдерживание, ответный удар, предотвращение глобальной и региональных войн, уровень государс твенного внутреннего и внешнего долга, преобладающее превосходство в ядерном оружии.

Ответ: _________________________

 

Задание 8. Установите соответствие между понятиямии их примерами.

 

ПОНЯТИЯ:

А. Основные направления организации обороны Российской Федера

ции.

Б. Основные полномочия Президента Российской Федерации.


 

8


ПРИМЕРЫ:

 

1. Утверждение программы ядерных и других специальных испыта ний и санкционирование проведения указанных испытаний.

2. Прогнозирование и оценка военной опасности и военной угрозы.

3. Планирование перевода органов государственной власти Российс кой Федерации и её субъектов, органов местного самоуправления и эко номики страны на работу в условиях военного времени.

4. Утверждение структуры, состава Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск.

 

А Б
   
   

 

Задание 9. Работа с учебником.

 

1. Пользуясь текстом Федерального Закона Российской Федерации «О во инской обязанности и военной службе», а также используя текст учеб ника (§ 5), занесите в таблицу основные понятия этого закона.

 











Понятия ФЗ РФ

«О воинской обязанности Их значение и военной службе»

 

Призыв на военную службу

 

 

Защита Отечества

 

 

Мобилизация

 

Военное положение

 

 

Военное время

 

 

Альтернативная граждан

ская служба


 

 

9


2. В нашей стране установлено два почётных звания для городов, про явившие себя доблестно в боях с немецкоистскими захватчика ми в годы Великой Отечественной войны — город город воин ской славы.

А. Дайте определения понятий. При ответе используйте материалы учебника и дополнительные источники — интернетурсы:

Городгерой —

 

 

Город воинской славы —

 

 

Б. Найдите их на карте России, Украины и Белоруссии.

 

В. Заполните таблицу. В графе «Города воинской славы» перечислите города, которые в годы Великой Отечественной войны являлись крупны ми военнокими базами ВМФ СССР, обеспечившими выполнение значимых военноорских и десантных операций советских войск и сил флота.

 

Городагерои России Города воинской славы
   
   
   
   
   
   

 

Задание 10. Заполните таблицу.

 

Используя текст ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», заполните таблицу.

 

Составляющие воинской службы

Толкование их законом

 

граждан Российской Федерации

 
   

1. Воинский учёт

 

 

2.


 

 

10


Окончание табл.

Составляющие воинской службы

Толкование их законом

 

граждан Российской Федерации

 
   

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

Задание 11. Ситуационные задачи.

 

1. Николай родился в Казахстане, в г. Уральске в семье специалиста, по лучившего направление на один из местных заводов после окончания Ленинградского Военномеханического института. Вскоре Николай лишился матери, погибшей в автокатастрофе, и его воспитывал один отец. Николай закончил школу и был призван в ряды Вооружённых Сил Республики Казахстан, где успешно прошёл военную службу. Во время пребывания Николая в армии его отец переехал на постоянное место жительство в Россию. Николай после увольнения в запас пере ехал к отцу. Вскоре отец и сын получили российское гражданство по уп рощённой процедуре. Николай встал на воинский учёт, а через три ме сяца ему пришла повестка о призыве на военную службу.

1. Законен ли призыв Николая Смирнова на военную службу?

2. На основании каких статей ФЗ РФ было принято такое решение?

 

3. Имеет ли Николай право на освобождение от призыва на военную службу? Если имеет, то на основании какой статьи закона «О воинской обязанности и военной службе?


 

11


2. Студент НИУ «Высшей школы экономики» был отчислен из универ ситета за академическую задолженность и неоднократные пропуски занятий. Попытки восстановиться в университете успехом не увенча лись.15 октября работник военного комиссариата вручил ему повес тку о явке в военкомат для призыва в ряды Вооружённых Сил РФ.

1. Законны ли действия работников военного комиссариата?

 

2. На основании каких статей ФЗ РФ ими было принято решение о призыве бывшего студента на военную службу?

 

3. При прохождении медицинского освидетельствования при постанов ке на воинский учёт учащийся 11го класса М. получил заключение о годности к военной службе по категории Г.

1. Что означает данная категория годности к военной службе?

2. На какой срок она даётся?

 

3. Какие последствия наступают после её присвоения для М.?

 

4. На основании какой статьи ФЗ РФ «О воинской обязанности и во енной службе» она присваивается?

 

Задание 12. Творческое задание.

 

Разработайте и оформите графически схему содержания медицинс кого освидетельствования гражданина при постановке на воинский учёт и при призыве на военную службу.


 

12


 

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: