План анализа прозаического произведения

1. История создания произведения.

2. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная- только одна, основная).

3. Жанр произведения.

4. Проблематика произведения. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.

5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж. Понять его функцию и роль.

6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).

7. Художественные особенности

а) композиция;

б) художественные приёмы (портрет, интерьер, психологизм, роль  художественных деталей).

        8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.


 


План анализа драматического произведения

1. Время создания и публикации пьесы.

2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.

3. Тема пьесы и отражение в ней определённого жизненного материала.

4. Действующие лица и их группировка.

5. Конфликт драматического произведения. Его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.

6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция. Завязка, перипетии, кульминация, развязка.

7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.

8. Драматические характеры и их связь с действием.

9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова

10. Роль диалогов и монологов в пьесе. Слово и действие.

11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.

12. Жанровое и видовое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.

13. Комедийные средства (если это комедия).

14. Трагический колорит (в случае анализа трагедии).

15. Соотнесённость пьесы с эстетическими позициями автора и его взглядами на театр. Предназначенность пьесы для определённой сцены.

16. Театральная интерпретация драмы в пору её создания и в последующее время. Лучшие актёрские ансамбли, выдающиеся режиссерские решения, памятные воплощения отдельных ролей.

17. Пьеса и её драматургические традиции.

План анализа стихотворения

 

1. Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Творческая история.

3. Основная тема, смысл названия.

4. Лирический сюжет и его движение.

5. Композиция. Основные настроения, тональность стихотворения.

6. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

7. Лирический герой, лирические персонажи: их переживания и  судьбы.

8. Позиция автора (восторг, негодование, грусть и т.д.) и способы передачи его переживаний.

9. Музыка стихотворения: ритм, размер, рифмовка, характер рифм.

10. Лексика. Языковые выразительные средства.

11. Поэтический синтаксис.

12. Звукопись. Фонетическая окраска.

13. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

14. Отзывы критиков о стихотворении.

 


Приложение 3


Рекомендации кнаписанию  рецензии

 

1. Если рецензия пишется по кинофильму или спектаклю, в основе которых лежит художественное произведение, необходимо указать, кто автор сценария, кто поставил фильм или спектакль, сравнить режиссёрский замысел с литературным произведением, отметить игру актёров, декорации, музыкальное оформление.

 

2. Вы должны ясно представлять, с какой целью пишите рецензию, поэтому помните, что рецензия является жанром литературной критики.

 

3. Условно выделяют следующие виды рецензий:

- небольшая критическая статья, в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем.

- эссе; это в большей степени лирическое размышление, навеянное чтением произведения.

- развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и оценка.

План анализа кинофильма

1. Специфика игрового художественного кинематографа и его отличие от театрального искусства:

а) технические возможности6 монтаж, панорамирование, комбинированные съёмки и т.д.

б) особенности моделирования реального мира средствами кино: мгновенные переносы во времени и пространстве, возможности символики., портрета и пейзажа

2. Литературная основа фильма и характер работы режиссёра: тема и идея; развитие сюжета и конфликта.

3. Роли и актёры.

4. Время и пространство в фильме.

5. Особенности операторской работы.

6. Музыка в кинематографе.

7. Моё восприятие фильма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: