1. История создания произведения.
2. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная- только одна, основная).
3. Жанр произведения.
4. Проблематика произведения. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.
5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж. Понять его функцию и роль.
6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).
7. Художественные особенности
а) композиция;
б) художественные приёмы (портрет, интерьер, психологизм, роль художественных деталей).
8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.
План анализа драматического произведения
1. Время создания и публикации пьесы.
2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.
3. Тема пьесы и отражение в ней определённого жизненного материала.
4. Действующие лица и их группировка.
5. Конфликт драматического произведения. Его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.
6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция. Завязка, перипетии, кульминация, развязка.
7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.
8. Драматические характеры и их связь с действием.
9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова
10. Роль диалогов и монологов в пьесе. Слово и действие.
11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.
12. Жанровое и видовое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.
13. Комедийные средства (если это комедия).
14. Трагический колорит (в случае анализа трагедии).
15. Соотнесённость пьесы с эстетическими позициями автора и его взглядами на театр. Предназначенность пьесы для определённой сцены.
16. Театральная интерпретация драмы в пору её создания и в последующее время. Лучшие актёрские ансамбли, выдающиеся режиссерские решения, памятные воплощения отдельных ролей.
17. Пьеса и её драматургические традиции.
План анализа стихотворения
1. Дата написания и публикации.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Творческая история.
3. Основная тема, смысл названия.
4. Лирический сюжет и его движение.
5. Композиция. Основные настроения, тональность стихотворения.
6. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.
7. Лирический герой, лирические персонажи: их переживания и судьбы.
8. Позиция автора (восторг, негодование, грусть и т.д.) и способы передачи его переживаний.
9. Музыка стихотворения: ритм, размер, рифмовка, характер рифм.
10. Лексика. Языковые выразительные средства.
11. Поэтический синтаксис.
12. Звукопись. Фонетическая окраска.
13. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
14. Отзывы критиков о стихотворении.
Приложение 3
Рекомендации кнаписанию рецензии
1. Если рецензия пишется по кинофильму или спектаклю, в основе которых лежит художественное произведение, необходимо указать, кто автор сценария, кто поставил фильм или спектакль, сравнить режиссёрский замысел с литературным произведением, отметить игру актёров, декорации, музыкальное оформление.
2. Вы должны ясно представлять, с какой целью пишите рецензию, поэтому помните, что рецензия является жанром литературной критики.
3. Условно выделяют следующие виды рецензий:
- небольшая критическая статья, в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем.
- эссе; это в большей степени лирическое размышление, навеянное чтением произведения.
- развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и оценка.
План анализа кинофильма
1. Специфика игрового художественного кинематографа и его отличие от театрального искусства:
а) технические возможности6 монтаж, панорамирование, комбинированные съёмки и т.д.
б) особенности моделирования реального мира средствами кино: мгновенные переносы во времени и пространстве, возможности символики., портрета и пейзажа
2. Литературная основа фильма и характер работы режиссёра: тема и идея; развитие сюжета и конфликта.
3. Роли и актёры.
4. Время и пространство в фильме.
5. Особенности операторской работы.
6. Музыка в кинематографе.
7. Моё восприятие фильма.