Подборку и расстановку действующих лиц

Почему выбраны обитатель ночлежки? Деклассированные, выброшенные на дно жизни люди? Какие слои населения России они представляют, и зачем нужна автору такая широта представительства? Как понять слова Бубнова «Все слиняло, один голый человек остался»? Каковы взаимоотношения персонажей, и связано ли изображение этих отношений с философским подтекстом пьесы?

Развитие конфликта

Как начинается действие и есть ли здесь действие в привычном понимании слова? Что делают и о чем говорят герои? «Правда», «доброта», «совесть» - естественны ли эти понятия в изображаемой среде и почему именно таковы темы разговоров героев пьесы? В какой момент появляется Лука? Что нового он вносит в спор, в саму жизнь ночлежников? Объясните концовку каждого акта. Подробно проанализируйте четвертый акт. Обстановка та же, но что изменилось по сравнению с первым? Почему именно о Луке спорят герои, и только ли о нем? Успокоил ли людей Лука? Кто из героев активнее всего действует? Можно ли спасти человека, если он не свободен? Какую позицию в споре занимают Сатин, Лука, Бубнов и другие персонажи? Можно ли сказать, что прав кто-то один? Для чего автору нужен был именно спор о правде, о человеке? Есть ли в пьесе однозначные ответы на поставленные проблемы?

Характеристику героев

У кого из персонажей есть собственная позиция и в чем она заключается? Почему многие из них говорят афоризмами? Как относятся герои друг к другу? Символика имен: Лука – «апостол новой веры» или «лукавый»? Связана ли фамилия Сатин со словом «сатана»? Кто из героев активнее и в чем эта активность? Есть ли в пьесе противопоставление позиций Луки и Сатина?

Авторские ремарки

Какие детали в описании ночлежки подчеркнуты автором, какое настроение задает это описание, как ремарки помогают характеристике героев, раскрытию философского подтекста пьесы?

Введение стихов, песен, слов-лейтмотивов

Выбор заглавия произведения

сопоставьте варианты названий: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», «На дне». Объясните выбор автора. На дне чего – жизни? души? Как связано название с основными проблемами произведения.

Выберите одну из тем для детального исследования, укажите в таблице тему и сроки защиты

тема сроки выполнения и защиты
   

Темы исследований

1. Особенности выявления авторской позиции в драме «На дне»

2. «На дне» как социально-философская драма

3. Образы «хозяев жизни» в драме М. Горького «На дне» и А. Чехова «Вишневый сад»

4. Народные представления о совести в изображении Н. Некрасова («Кому на Руси жить хорошо») и М. Горького («На дне»)

5. Художественные способы выявления взглядов Луки в драме «На дне»

6. «Сказки» Луки и их влияние на героев драмы «На дне»

7. Споры о правде в драме «На дне»

8. Представления о будущем героев драмы «На дне»

9. Тема женской судьбы в драмах А.Н. Островского «Гроза» и М. Горького «На дне»

10. Художественные особенности создания образов главных героев в драме «На дне»

11. Сатин как герой-резонер в драме «На дне»

12.  Споры о предназначении человека в драме «На дне»

13. Мечты и действительность героев драмы «На дне»

 


 

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) Выдающийся прозаик и поэт XX века, человек необычайной честности и принципиальности, преданности литературному делу; ему присуще понимание ответственности писателя, одержимости в своём творчестве, влюблённости в книгу. В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер». «Я хочу, чтобы смерть застала меня за книгой, с пером в руке», - писал он.

       И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

I. Прочитать рассказ «Господин Сан-Франциско».

II. Познакомиться с творчеством И.А. Бунина.

III. Ответить на вопросы:

1. В каком году был написан рассказ?

2. Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

3. Какой приём использует И.А. Бунин для изображения разделения общества?

4. Почему главный герой лишён имени?

5. Как описывает «господина» автор?

6. Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?

7. Как показано общество в рассказе?

8. Как решается конфликт между человеком и природой?

9. Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы?

10. Какое значение имеет основное место действия рассказа?


 

Александр Иванович Куприн (1870 - 1938) Удивительная и трагическая судьба: раннее сиротство, непрерывное восемнадцатилетнее затворничество во всякого рода закрытых казённых заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище); затем, после нескольких лет унылой военной службы в провинции, выход в отставку, полуголодное существование человека без профессии; первые литературный успех.Стремительный взлёт: слава, деньги, кутежи, безудержная трата сил и – в эмиграции, в далёком Париже, - быстрое физическое угасание, нужда; наконец – осуществившаяся мечта вернуться, чтобы умереть на родине.

Ответьте на вопросы к  рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

1. В какое время года происходит действие рассказа?_________________________________

2. Где происходят события произведения?___________________________________________

3. Как зовут главную героиню?_____________________________________________________

4.  Фамилия княгини Шеиной до замужества?_________________________________________

5.  Кто был предок Веры Шеиной?___________________________________________________

6. Как зовут сестру Веры?__________________________________________________________

7.  Как зовут мужа княгини Веры?Его должность?______________________________________

8.  Какого числа были именины княгини Веры Шеиной?_________________________________

9.  Что подарил ей муж?_____________________________________________________________

10.  Что подарила Вере сестра?________________________________________________________

11.  Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры?_____________________________________

12.  Кто подарил браслет с гранатами?___________________________________________________

13.  С чем Вера сравнивает густо-красные гранаты?________________________________________

14.  Кто такой Желтков?_______________________________________________________________

15. Как зовёт Желткова его хозяйка?____________________________________________________

16.  Настоящее имя Желткова?________________________________________________________

17.  О ком Куприн писал: «…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…»

____________________________________________________________________________

18.  Как звали мужа Анны, сестры Веры?___________________________________________

19.  Чей это портрет: «Она была на полголовы ниже, несколько широка в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами…пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…»

___________________________________________________________________________

20.  О ком пишет Куприн: «…очень бледный с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»?

______________________________________________________________________________

21.  Какая музыка звучит в произведении?_____________________________________________

22.  Чей это портрет: «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки.. У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах..., какое свойственно мужественным и простым людям..»

_______________________________________________________________________________

23.  О ком автор пишет: «…обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала...»?

______________________________________________________________________________

24.  Кому принадлежат следующие слова: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»?...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение- вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты компромиссы не должны её касаться»

______________________________________________________________________________




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: