Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа | Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! |
Повтор (рефрен) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений Разновидности повторов: Анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора) | Не верь, не верь поэту, дева! Мутно небо, ночь мутна |
Анафора- единоначатие | Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством |
Эпифора – единство концовок | Струится нетихнущий дождь, Томительный дождь… |
Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционално - смысловой значимости | Не жалею, не зову, не плачу… |
Антитеза - противопоставление | Черный вечер, белый снег.Ветер.Ветер. |
Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма | Мы села – в пепел! Града – в прах! В мечи – серпы и плуги! |
Сопоставление противоположностей | Я царь, я раб, я червь, я Бог |
Бессоюзие – намеренный пропуск союзов | Мелькают мимо будки, бабы Мальчишки, лавки, фонари Дворцы, сады, монастыри… |
Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее | И волны теснятся, и мчатся назад И снова приходят, и о берег бьют… |
Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений | Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы |
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы | И смертью чуждой сей земли не упокоенные гости… Где глаз людей обрывается куцый… |
|
|
Художественное средство | примеры | Для чего использовано |
Какие выводы в ходе исследований сделали? Запишите их.
- Перед нами действительно шедевр русской поэзии, в основе которого высокое чувство, глубокая мысль и высочайшее мастерство автора.
Домашнее задание: эссе «Читая стихотворение А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» (внести в сочинение элемент анализа).
Если Вы дошли до конца можно воспользоваться таблицами –подсказками.
Таблица исследования поэтической фонетики:
Художественное средство | Примеры | Для чего использовано |
Анафора | Повторяющееся начало с местоимением «я» (1 -ая, 2 - ая, 4 – ая, 5 –ая строфы) | Придает речи певучесть, передается голос лирического героя через звуки природы: то ли ветер, то ли вода журчит – герой растворен в природе |
Звукоподражание | Я – где ваши машины Воздух рвут на шоссе | Повтор шипящих звуков передает движение шин на дороге – мимо лирического героя проходит чья-то жизнь |
Ассонанс | В 4 – ой и 5 – ой строфах нагнетение гласных звуков | Усиливает выразительность речи, придает плавность, певучесть, сказовость – говорит не живой |
|
|
Таблица исследования поэтической лексики
Художественное средство | примеры | Для чего использовано |
Эпитеты | Безымянное болото Грозное, горькое право Последняя пядь Клятва святая Вражья земля Залпы победные | Придают речи изобразительность, выражают отношение автора к предмету или явлению |
Архаизмы | Наши очи померкли Пламень сердца погас Эта кара страшна Да исполнится слово Клятвы святой | Придают речи торжественность, пафосность, передают величие совершенного подвига |
Просторечия | Там, куда на поминки даже мать не придет, Есть отрада одна Было все на кону И ни дна ни покрышки | Народно – разговорные выражения придают речи вид и звучание живой устной разговорной речи |
Воинская лексика, термины | На земле на поверке Задачи той не выполнил враг | Подчеркивают профессиональную принадлежность солдата |
Антонимы | Мертвые – живые Что живы – что пали (земля) своя – чужая Горевать - ликовать | Помогают ярче изобразить противоположные предметы и явления |
Синонимы | Мертвые =павшие Братья = побратимы = товарищи верные | Помогают точнее выразить мысль, избегая повтора |
Сравнения | Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец… | Передает длительность и болезненность происходившего |
Таблица исследования поэтического синтаксиса
Художественное средство | примеры | Для чего использовано |
Риторические вопросы | Наш ли Ржев, наконец? Удержались ли наши Там, на Среднем Дону? К Волге вырвался он? А иначе даже мертвому – как? | Стихотворение – монолог павшего воина, поэтому он задает вопросы, не ожидая получить ответ. Но вся его тревога, волнение – в этих вопросах. |
Риторические восклицания | Нет, неправда. Задачи Той не выиграл враг! Нет же, нет! | Выражают сильные эмоции: павший отказывается верить в отступление |
Рефрен | Я – где корни слепые Я – где с облачком пыли… Я – где крик петушиный Я – где ваши машины… | Усиливает эмоциональное воздействие, выразительность, значимость |
Инверсия | На дороге военной Товарищи верные Счастье безмерное Дело святое | Нарушение общепринятой последовательности слов усиливает внимание к смыслу фразы, создает акцент на последнем слове |