Поэтический синтаксис и интонационные фигуры (памятка)

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Повтор (рефрен) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений Разновидности повторов: Анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора)   Не верь, не верь поэту, дева! Мутно небо, ночь мутна
  Анафора- единоначатие   Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством  
Эпифора – единство концовок Струится нетихнущий дождь, Томительный дождь…
Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционално - смысловой значимости    Не жалею, не зову, не плачу…
Антитеза - противопоставление Черный вечер, белый снег.Ветер.Ветер.
Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма   Мы села – в пепел! Града – в прах! В мечи – серпы и плуги!
Сопоставление противоположностей Я царь, я раб, я червь, я Бог
  Бессоюзие – намеренный пропуск союзов   Мелькают мимо будки, бабы Мальчишки, лавки, фонари Дворцы, сады, монастыри…  
Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее   И волны теснятся, и мчатся назад И снова приходят, и о берег бьют…
Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений   Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы   И смертью чуждой сей земли не упокоенные гости… Где глаз людей обрывается куцый…

 

Художественное средство примеры Для чего использовано
     
     
     
     

 

Какие выводы в ходе исследований сделали? Запишите их.

- Перед нами действительно шедевр русской поэзии, в основе которого высокое чувство, глубокая мысль и высочайшее мастерство автора.

 

Домашнее задание: эссе «Читая стихотворение А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» (внести в сочинение элемент анализа).

 

Если Вы дошли до конца можно воспользоваться таблицами –подсказками.

 

Таблица исследования поэтической фонетики:

Художественное средство Примеры Для чего использовано
Анафора Повторяющееся начало с местоимением «я» (1 -ая, 2 - ая, 4 – ая, 5 –ая строфы) Придает речи певучесть, передается голос лирического героя через звуки природы: то ли ветер, то ли вода журчит – герой растворен в природе
Звукоподражание Я – где ваши машины Воздух рвут на шоссе Повтор шипящих звуков передает движение шин на дороге – мимо лирического героя проходит чья-то жизнь
Ассонанс В 4 – ой и 5 – ой строфах нагнетение гласных звуков Усиливает выразительность речи, придает плавность, певучесть, сказовость – говорит не живой

 

 

Таблица исследования поэтической лексики

Художественное средство примеры Для чего использовано
  Эпитеты Безымянное болото Грозное, горькое право Последняя пядь Клятва святая Вражья земля Залпы победные Придают речи изобразительность, выражают отношение автора к предмету или явлению
  Архаизмы Наши очи померкли Пламень сердца погас Эта кара страшна Да исполнится слово Клятвы святой Придают речи торжественность, пафосность, передают величие совершенного подвига
  Просторечия Там, куда на поминки даже мать не придет, Есть отрада одна Было все на кону И ни дна ни покрышки Народно – разговорные выражения придают речи вид и звучание живой устной разговорной речи
  Воинская лексика, термины На земле на поверке Задачи той не выполнил враг Подчеркивают профессиональную принадлежность солдата
  Антонимы Мертвые – живые Что живы – что пали (земля) своя – чужая Горевать - ликовать Помогают ярче изобразить противоположные предметы и явления
Синонимы Мертвые =павшие Братья = побратимы = товарищи верные Помогают точнее выразить мысль, избегая повтора
Сравнения Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец… Передает длительность и болезненность происходившего

 

Таблица исследования поэтического синтаксиса

Художественное средство примеры Для чего использовано
  Риторические вопросы   Наш ли Ржев, наконец? Удержались ли наши Там, на Среднем Дону? К Волге вырвался он? А иначе даже мертвому – как?   Стихотворение – монолог павшего воина, поэтому он задает вопросы, не ожидая получить ответ. Но вся его тревога, волнение – в этих вопросах.  
Риторические восклицания Нет, неправда. Задачи Той не выиграл враг! Нет же, нет! Выражают сильные эмоции: павший отказывается верить в отступление
  Рефрен   Я – где корни слепые Я – где с облачком пыли… Я – где крик петушиный Я – где ваши машины…     Усиливает эмоциональное воздействие, выразительность, значимость
Инверсия На дороге военной Товарищи верные Счастье безмерное Дело святое Нарушение общепринятой последовательности слов усиливает внимание к смыслу фразы, создает акцент на последнем слове

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: