Принятие нормативного правового акта и особенности его действия

В общих чертах процесс появление закона выглядит следующим образом. Вначале российскому парламенту – Федеральному Собранию – предлагают рассмотреть какой-то законопроект. Это называется «внесением законопроекта». Право внести законопроект имеют сами депутаты, президент, правительство и ряд других субъектов. После этого законопроект должен пройти три чтения – то есть три голосования, на разных этапах которого в текст ещё можно внести поправки. Если Государственная Дума (нижняя палата Федерального Собрания) в трёх чтениях большинством голосов принимает документ, очередь переходит к Совету Федерации (верхней палате Федерального Собрания).

В некоторых случаях Совет Федерации обязан проголосовать по поводу принимаемого закона, но в большинстве случаев он может выбирать – голосовать за него или нет. Если Совет Федерации проголосовал за законопроект или проигнорировал его, тот переходит на подпись президенту. Если президент подписал его, всё окей – законопроект становится законом.

Если Совет Федерации проголосовал против законопроекта или президент не подписал его (наложил вето), Госдума может повторно проголосовать и принять его двумя третями голосов. Но за последние пятнадцать лет такого не происходило – либо президент подписывал то, что принимала Госдума, либо Госдума не решалась снова голосовать за закон, отвергнутый президентом.

Итак, если президент подписал закон или Госдума преодолела президентское вето, то текст закона публикуют в официальной правительственной газете – «Российской газете», и с ним могут ознакомиться все желающие. Закон начинает действовать либо через десять дней после публикации (ст. 6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания»), либо с того момента, который указан в нём самом (например, «настоящий закон вступает в силу с 1 января 2099 года»).

У подзаконных актов менее открытая процедура принятия. Обычно их готовят сотрудники министерств и ведомств, после чего передают на подпись своему руководителю. Тот подписывает документ. После этого подзаконные акт нужно передать в Министерство юстиции РФ для регистрации. После регистрации подзаконный акт нужно опубликовать в «Российской газете» и в течение десяти дней он вступит в силу.

Изменения в законы и подзаконные акты вносят по той же процедуре. Каждый раз текст закона полностью не меняют, а просто принимают закон об изменении другого закона. Например, Госдума принимает Федеральный Закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», где прописано, что в Налоговом кодексе в такой-то статье нужно убрать два лишних слова, ещё одно слово заменить на другое, а какую-то статью изложить по-новому. Аналогичным образом государственные органы издают подзаконные акты о внесении поправок в действующие подзаконные акты.

Иногда изменений в законе или подзаконном акте накапливается слишком много или они очень сильно устаревают. Тогда решают, что проще принять новый документ, чем переписывать старый. Скажем, с 1 января 1997 г. в Росси начал действовать новый Уголовный кодекс. По этому поводу в 1996 г. был принят ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса РФ», где было, в частности, сказано: «Признать утратившими силу с 1 января 1997 года Уголовный кодекс РСФСР…».

Прекращает своё действие нормативный правовой акт несколькими способами. Бывает, как в случае с УК РСФСР, прямая отмена – это когда принимают специальный НПА по этому поводу. Бывает, что просто принимается нормативный правовой акт по тому же вопросу – и в нём упоминается, что предыдущий перестаёт действовать. Иногда истекает срок, на который был издан нормативный правовой акт: например, каждый год у нас принимают новый федеральный закон о бюджете и одновременно с этим прекращает действовать предыдущий.

А иногда просто изменяется обстановка, на которую были рассчитаны нормативные правовые акты. В частности, многие законы и подзаконные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны, прекратили действовать после войны без прямого указания.

Нормативные правовые акты действуют на всей территории государства. Сюда включена суша, территориальные воды, воздушное пространство, морские суда, которые ходят под флагом государства, территории посольств и консульств за рубежом и даже российские космические корабли. По поводу всего, что произошло во всех этих местах, российский суд может вынести решение, основанное на российских законах и подзаконных актах.

Но есть и так называемое экстерриториальное действие закона. Суть его в том, что к действиям, совершенным за рубежом, можно применять российское законодательство. По этому поводу, например, есть норма в Уголовном кодексе РФ (ч. 1 ст. 12): «Граждане РФ… совершившие вне пределов РФ преступление… подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства». То есть если российский гражданин совершил преступление в другой стране и там его по каким-то причинам не наказали, то теоретически его могут наказать в России, хотя, казалось бы, наше государство не имеет к этому никакого отношение.

По умолчанию нормативные правовые акты касаются всех лиц, находящихся на территории государства, в том числе иностранцев и лица без гражданства. Однако есть нормы, которые распространяются только на отдельные категории людей или организаций: скажем, нужно иметь гражданство или представлять определенную группу населения – военные, женщины, несовершеннолетние, пенсионеры.

Ещё один интересный момент по поводу соотношения закона и подзаконного акта. Иногда Госдума и правительство (или какое-то ведомство) действуют не очень согласованно. Скажем, депутаты принимают закон, где гражданам строжайше предписывают что-то сделать до какого-то числа. При этом процедуру, по которой это всё нужно сделать, в законе подробно не прописывают, а оставляют на усмотрение какого-то ведомства. А это ведомство работает не очень быстро.

Один из самых известных случаев такого рода произошёл в 2014 г. 4 июня депутаты Госдумы приняли изменения в закон «О гражданстве РФ», где обязали российских граждан, приобретающих второе гражданство, уведомить об этом федеральную миграционную службу в течение шестидесяти дней и установили, что «форма и порядок подачи уведомлений... устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции». Закон вступил в силу 1 августа 2014 года, но к этому времени никакой формы и порядка подачи уведомления ФМС не разработала.

Из-за этого возник странный парадокс: вроде бы граждане обязаны уведомлять ФМС о втором гражданстве, но как это делать – нигде не сказано. Ситуация для многих была весьма нервная. Но, к счастью, ФМС выпустило соответствующий приказ до конца сентября, и теоретически все, кто хотел уведомить государство о наличии второго гражданства, смогли это сделать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: