Характерные особенности института Президентства в РФ до внесения изменений в Конституцию РФ в 2020 году

Введение

 

В президентском послании 15 января 2020 года президент Российской Федерации В. В. Путин обратился к народу с инициативой о внесении изменений в Основной закон Российской Федерации - Конституцию Российской Федерации. Часть предложенных поправок касалась полномочий Президента Российской Федерации[9].

Действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году[1] в совершенно иных рыночных и политических реалиях. По мнению Президента, Основной закон до сих пор справляется со своими функциями и не подлежит кардинальным изменениям, но некоторые положения необходимо привести в соответствие с текущими потребностями и целями развития страны.

С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме.

Исходя из этого, автор данной работы считает важным проанализировать полномочия Президента РФ до внесения изменений в Конституцию Российской Федерации и после внесения изменений в Основной закон.

 

 

Характерные особенности института Президентства в РФ до внесения изменений в Конституцию РФ в 2020 году

 

Институт президентства — это совокупность государственно-правовых норм, которые регулируют формирование и функционирование президентской власти. Идея президентства последовательно внедрялась в российскую государственность не только «сверху», но и признается и утверждается «снизу», исходя из воли народа как единственного суверенного источника власти. Институт президентства в России имеет свои специфические формы организации и осуществления власти в политической системе российского общества, основываясь на его национально-исторических особенностях и традициях.

Для определения черт данного института в России необходимо обратиться к ее Основному закону и рассмотреть основные нормативные положения, применимые к главе государства. Согласно Конституции РФ, Президент является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд [4, с. 75].

 При выделении черт института президентства в России, можно полностью согласиться с В. Т. Третьяковым, отмечающим, что при формировании института президентства в России большой отпечаток накладывает генетическая особенность российской системы власти, не похожей ни на восточную деспотию, ни на западную демократию. Это русская система власти, так называемая русская демократия, где личность всегда превалирует над институтом. И от того, какая личность, какой человек займет руководящий пост, будет зависеть процветание или крах той или иной организации [8]. Необходимо отметить, что власть в России всегда была персонифицирована, поэтому в сложных для страны политических и социально-экономических ситуациях многое решал именно личностный фактор. Поэтому власть больше воспринимается российским обществом не как политический институт, а как конкретная личность, принимающая важные государственные решения, определяющие жизнь многих людей. Причем, личным качествам политического лидера придается большее значение, чем устройству и функционированию государственного аппарата.

Ученые М. А. Краснов и И. Г. Шаблинский объясняют это так: «Россия столь долго жила в условиях абсолютной власти, что в политическом сознании народа доминирующее значение стало иметь не то обстоятельство, как управляется страна, а то, кем она управляется» [5, с. 4]. То есть, несмотря на универсальность конституционной формулы, а во многом как раз «благодаря» ее несовершенству, данный демократический институт пока еще не окончательно сложился, а страна продолжает находиться в режиме «ручного управления», когда не лидер встраивается в систему, а система подстраивается под лидера.

 Другую особенность русского менталитета, Е. Б. Григорьева определяет, как «стремление общества к сильному государству и авторитаризму» [3, с. 46]. Виден запрос на патернализм. Обществу важно, чтобы государство могло обеспечивать безопасность, защиту прав и законных интересов своих граждан, оберегать их и во всем помогать. И чтобы его деятельность была направлена на реализацию принципов социального государства и социальной справедливости. Третьей чертой можно выделить большую широту полномочий Президента РФ, их можно показать с помощью исполняемых функций. Президент РФ, осуществляя руководство внешней политикой России, подписывает международные договоры. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение, а при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование. Четвертая черта — доминирующее положение президента в его взаимоотношении с другими ветвями власти. В Российской Федерации законодательно прописано разделение властей. Однако президент в своих взаимоотношениях с различными ветвями власти имеет особое, доминирующее положение[7].

Как справедливо отмечает отечественный политолог В. Никонов, российский президент «обладает и исполнительными правами, поскольку формирует правительство и фактически руководит им. И законодательными, поскольку издает указы. И судебными правами, поскольку может выступать арбитром в спорах между центральной и региональной властью» [7, с. 196]. Все это дает основание оппозиции утверждать, что Конституция Российской Федерации предоставила Президенту слишком много прав и обязанностей. Но, несмотря на широкие полномочия главы государства, Россия является полупрезидентсткой республикой. Это прописано и определяется тем, что президент может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы. И все же, процедура отрешения чрезвычайно сложна. Поэтому можно сказать, что особенностью института президентства является противоречивое замечание, что Россия — полупрезиденсткая республика с расширенными президентскими полномочиями[6].

Таким образом, характерной особенностью института президентства в России можно считать: персонификацию института президентства. Для россиян особо важна личность главы государства, а не сам институт; стремление общества к сильному, порой авторитарному правителю; стремление к патернализму; большая широта полномочий Президента РФ, но не абсолютная власть; доминирующее положение Президента в его взаимоотношении с другими ветвями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: