Роль органов власти, уполномоченных организовывать проведение выборов, в регулировании политической рекламы

Составной частью  системы государственно-общественного регулирования политической рекламы в нашей стране на современном этапе выступает деятельность органов государственной и муниципальной власти, уполномоченных организовывать проведение выборов. К ним относятся, во-первых, административные и правоохранительные органы и их должностные лица, во-вторых, Центральная избирательная комиссия РФ и региональные избирательные комиссии, в-третьих, государственные и муниципальные организации, осуществляющей выпуск СМИ, в качестве которых выступают все организации, которым оказывается государственная и муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций за счет бюджетных средств.

Административные органы государственной и муниципальной власти, их должностные лица в нашей стране в соответствии с избирательным законодательством призваны обеспечить гарантии соблюдения основополагающих принципов проведения предвыборной агитации. Они обязаны, во-первых, содействовать зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов, митингов, демонстраций, во-вторых, безвозмездно предоставлять для этих целей помещения, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

Государственные и муниципальные СМИ обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равные условия проведения предвыборной агитации как бесплатно, так и на платной основе.

В целях распределения бесплатного эфирного времени, предоставленного для проведения совместных агитационных мероприятий и для размещения агитационных материалов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации по завершении регистрации списков кандидатов в определенный законом период времени до дня голосования проводят жеребьевку, результаты которой оформляются протоколом.

На основании протокола государственными и муниципальными организациями СМИ составляется график распределения бесплатного эфирного времени, который публикуется в официальных изданиях. При этом они руководствуются положениями Закона об основных гарантиях избирательных прав, в соответствии с которым предоставляемое для проведения предвыборной агитации бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.[7] Речь в данном случае идет о том времени в эфире, которое именуется «прайм-тайм» (в международной практике принято считать, что это период времени примерно с 19.00 до 23.00). Данные положения призваны, с одной стороны, гарантировать право граждан на доступ к агитационной информации кандидатов, избирательных объединений, с другой – усилить интерес избирателей к проводимым выборам, к участникам этих выборов и к их предвыборным программам.

Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных или муниципальных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, то не менее одной четверти общего времени вещания. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения совместных дискуссий, «круглых столов» и иных совместных агитационных мероприятий.

В Законе об основных гарантиях избирательных прав закреплены требования к СМИ в случае необходимости обнародования (опубликования) опровержения со стороны того или иного кандидата, избирательного объединения. Такая возможность должна представляться им СМИ до окончания агитационного периода бесплатно. Для обнародования опровержения эфирное время должно быть предоставлено в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, представленного для изложения первоначальной информации.[8]

Правоохранительные органы, участвуя в регулировании политической рекламы в нашей стране, в соответствии с законом обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления незаконных и подложных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей таких материалов и источник их оплаты.

При осуществлении контроля за соблюдением правил предвыборной агитации кандидатами и политическими партиями правоохранительные органы сотрудничают с избирательными комиссиями. В случае нарушений порядка и правил проведения предвыборной агитации избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной деятельности и привлечении соответствующих лиц к ответственности. Правоохранительные органы обязаны принять меры по пресечению противоправной агитационной деятельности и незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.[9]

Органы государственной и муниципальной власти, уполномоченные организовывать проведение выборов вправе участвовать в избирательном процессе строго в рамках предоставленных им полномочий и не могут выходить за их пределы, какими бы соображениями ни мотивировалась необходимость и целесообразность подобного рода действий.

В Законе об основных гарантиях избирательных прав дан исчерпывающий перечень лиц и организаций, которым запрещено проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы. К указанным субъектам относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления; лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, лица, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.

Закон особо подчеркивает, что лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица, зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности. [10]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: