Ремонт приспособлений

Ремонт станочных приспособлений является квалифицированной работой, требующей от исполнителя достаточных знаний и большого опыта, так как технология ремонта никем заранее не разрабатывается, а устанавливается на рабочем месте в зависимости от обнаруженных дефектов.

Характер ремонта может быть различным. Обнаруженные дефекты могут устраняться механической или слесарной обработкой. Часто это делается за счет отступления от второстепенных чертежных размеров деталей приспособления.

Так, например, валики, оси, пальцы восстанавливают перешлифовкой их на меньшие диаметры. После этого следует подгонка сопрягаемых деталей, замена их новыми или постановка в прежние отверстия тонкостенных втулок, внутренний диаметр которых соответствует новому диаметру валика, оси или пальца, а наружный подгоняется под плотную или прессовую посадку втулки в прежнее отверстие спариваемой детали.

Изношенные отверстия в деталях растачивают на больший диаметр. В этом случае ставят втулку или изготовляют новую спариваемую деталь (ось, палец, валик и т. п.).

Могут быть изготовлены заново обе изношенные спариваемые детали и поставлены на прежнее место.

Когда изношена плоскость, ее строгают и шлифуют или шабрят, а для компенсации образовавшегося зазора ставят прокладку.

В приспособлениях для сверления наиболее быстро изнашиваются кондукторные втулки. Кондукторные втулки, потерявшие свой номинальный размер, заменяют новыми или перешлифовывают их направляющее отверстие на другой ближайший размер. Наружный диаметр втулки при этом оставляют прежним.

Для концентричности наружного диаметра с внутренним втулки шлифуют в оправе (в «рубашке»), установленной в патрон внутришлифовального станка и прошлифованной без перестановки под. плотную посадку втулки.

Для восстановления сильно изношенных, но дорогостоящих деталей часто применяют электронаплавку изношенных мест. Если изношена значительная поверхность, но на небольшую глубину, применяют металлизацию. Иногда хорошие результаты дает наращивание слоя хрома методом гальванического осаждения. В редких случаях для восстановления поломанных деталей применяют электродуговую сварку.

От большинства станочных приспособлений требуется высокая точность, поэтому основным методом ремонта их является полная замена изношенных или поломанных деталей.

Приемы выполнения слесарных, сборочных и контрольных работ при ремонте приспособлений ничем не отличаются от приемов, применяемых при изготовлении новых приспособлений.

Дополнительными видами работ являются лишь удаление коррозии с бывших в употреблении деталей и отжиг закаленных деталей перед их слесарной или механической обработкой (в том случае, если деталь не может быть восстановлена в закаленном виде).

Подвергшиеся коррозии детали отмывают в керосине, ржавчину удаляют стальными щетками, абразивами или шабрением. Иногда для снятия следов коррозии деталь подвергают дробеструйной обработке или травлению в гальванических ваннах.

Ремонт приспособлений

В приспособлениях возможны следующие поломки и повреждения:

- износ или поломка зажимных элементов;

-  износ отверстий кондукторных втулок,

-  износ или повреждение установочных элементов;

- поломка или взаимное смещение отдельных частей корпуса.

Ремонт приспособления может быть сведен к простому его регулированию и смене деталей либо к замене деталей с их пригонкой и доводкой базовых размеров. По объему и сложности работ различают текущий и капитальный ремонты приспособлений.

Текущий ремонт сводится к замене или исправлению одной-двух изношенных или сломанных деталей без разборки и регулирования всего приспособления и занимает 15—30 мин.

При капитальном ремонте осуществляют частичную или полную разборку приспособления и его узлов, замену изношенных деталей, сборку, пригонку и регулирование приспособления. Перед капитальным ремонтом составляют дефекто- вочную ведомость.

Ремонт начинают с разборки приспособления, но узлы, не подвергаемые ремонту, не разбирают. Особенно тщательно разбирают детали, соединенные контрольными штифтами. Сначала удаляют крепежные винты, затем выбивают штифты осторожными ударами молотка по медному или латунному стержню.

Кондукторные втулки выпрессовывают под прессом, а в труднодоступных местах — винтовым съемником.

Ремонт установочных элементов обычно сводится к замене изношенных или поврежденных штырей и пластин при сохранении точных базовых размеров, что достигается их шлифованием. Направляющие пазы строгают с изношенной стороны; к ним привинчивают или приваривают планку, которую обрабатывают до восстановления первоначального размера.

Зажимные детали типа винтов при повреждении на них резьбы обычно заменяют; при изгибе их иногда удается выправить. При повреждении резьбы в корпусе отверстие рассверливают на больший диаметр и нарезают новую резьбу.

Изношенные эксцентрики зачастую удается исправить наваркой или наплавкой с последующей обработкой наваренного участка до первоначальных размеров.

Поломанные корпуса восстанавливают сваркой, после чего их подвергают отжигу, чтобы устранить вредные напряжения в металле.

Сборочные работы при ремонте заключаются в пригонке частей приспособления спиливанием или шабрением и установке втулок.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Расскажите о специальных сборочных приспособлениях.
  • 2. Для чего применяют универсальные станочные приспособления?
  • 3. Как работает универсальный трехкулачковый патрон?
  • 4. С какой целью применяют скальчатые кондукторы?
  • 5. Для чего применяют токарные, сверлильные и фрезерные приспособления?
  • 6. Как работает винтовой мембранный патрон?
  • 7. Приведите пример использования установочных деталей.
  • 8. Как изготовляют корпуса и плиты?
  • 9. Опишите схему сборки приспособлений.
  • 10. Расскажите о порядке ремонта приспособлений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: