Тема: РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 ГГ. В РОССИИ
Цели урока: Подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905-1907 гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её значение для дальнейшего развития страны.
Задачи урока
Образовательная: Сформировать представление о том, что причины первой русской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического развития России в начале ХХ века; углубить знания о развитии революционного движения в России; показать какие изменения произошли в стране в ходе революции в политической и социально-экономической сферах.
Развивающая:
· Развитие умений сравнивать два потока в революции – либеральный и радикально-революционный; графически изображать ход революции; анализировать и оценивать исторические документы.
· Развивать логическое мышление, речь учащихся, память.
· Уметь обосновывать свою точку зрения;
Воспитательная: Формировать неравнодушное уважительное отношение к определённым этапам отечественной истории, патриотизма и гражданственности; воспитывать чувство товарищества, умение работать в малой группе, выслушивать мнение других. Повысить интерес к общественным наукам.
|
|
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы:
· репродуктивный
· частично-поисковый
· объяснительно-иллюстрационный
Приёмы работы:
· словесные (беседа, рассказ, объяснение);
· наглядные (работа с дидактическим материалом);
· практические (самостоятельная работа)
Формы организации учебной деятельности:
· фронтальная
· парная
· индивидуальная
Основные понятия: «полицейский (зубатовский) социализм»; стачка; Совет; революция; движущие силы революции; два пути революции; ход революции; «думская монархия».
Ход урока
1. Объявление темы урока «Революция 1905-1907 гг. в России»
2. Цель учебного занятия: сегодня нам предстоит изучить и проанализировать события 1905 – 1907 годов в России; раскрыть характер и итоги революции, определить ее значение для дальнейшего развития страны.
3. Словарная работа: революция, абсолютная монархия, конституционная монархия
Изучение нового материала
План:
1. Причины и начало первой русской революции.
2. Два пути революции.
3. Основные события
4. Два Манифеста
5. Итоги революции 1905-1907 гг.
1. Причины первой русской революции вытекают из особенностей социально-экономического и политического развития России в начале ХХ века.
· недовольство политикой самодержавия;
· последствия мирового экономического кризиса 1900-1903гг.;
· поражение в войне с Японией 1904-1905 гг.;
|
|
· деятельность революционных организаций.
Два пути революции.
Кроме сил рабочих и крестьян революционную силу составляли и представители мелкой буржуазии, страдающей от бесправия в своей предпринимательской деятельности, но в отличие от крестьян и рабочих они придерживались либеральных взглядов (?)
Таким образом, в первой российской революции можно выделить два потока:
Первый поток – либерально-земское движение, которое было ориентировано на путь мирных эволюционных реформ в сторону конституционного реформирования страны.
Второй поток – радикально революционный, включавший в себя разнообразные формы социального протеста от крестьян до рабочих, которые были представлены различными политическими организациями (эсерами, социал-демократами, анархистами и др.).
Учащиеся составляют в тетради таблицу №1
Два пути революции Таблица № 1
Либеральный (мелкая буржуазия) | Радикально-революционный (крестьяне, рабочие) | |
Основные программные требования | Конституционная монархия | Республика |
Введение политических свобод | Сохранение помещичьего землевладения | Ликвидация помещичьего землевладения |
Наделение нуждающихся крестьян землёй | За плату | Безвозмездно |
3.Ход революции.
Рисунок 1
Объясните, почему именно эти события вы рассматриваете как важные.