ДО дня наступления следующего урока

I.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

 1. СТР  162- 164 ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ТАГАНОК» 2. ПЕРЕВОД

Литературный перевод

СЛАВА-ЭТО НЕ ОТЦОВСКАЯ ШАПКА
Айдар остался на улице, а Габдулла забежал к себе домой. Схватив горбушку хлеба и бабушкин нож, которым она пользовалась только для резки лапши, он уже вышел на крыльцо, как вдруг появилась бабушка Нагима. Габдулла мгновенно спрятал нож за спину. Кажется, бабушка и не заметила этого, зато она сразу заметила медаль на груди внука. Сердце ее больно сжалось, морщинки на лице будто стали глубже, и глаза стали очень грустными. Но бабушка не закричала и не упрекнула мальчика. Нежно погладив его по плечу, она тихо сказала:
- Пойдем-ка, внучек, со мной в дом.
- Мы, бабушка, с Айдаром собрались на озеро.
- Ну что же, пойдете. Айдар немного подождет. Когда вошли в дом, бабушка Нагима еще раз погладила внука по плечу.
- Медаль-то как идет тебе.
- Правда, бабушка? - обрадовался Габдулла.
- Твоя бабушка не станет говорить пустое. А вот ты, который проучился пять зим, объясни бабушке; медаль за что дается?
- За отвагу, геройство! Здесь так и написано, бабушка, по-русски! живо пояснил Габдулла.
Бабушка ласково кивнула головой.
- Ладно, спасибо, что ты сумел это прочитать и объяснить. А кому их дают, эти медали-то?
- Как - кому? Героям, батырам, смелым людям!
Бабушка Нагима легким движением подбородка указала на грудь мальчика. (В наших краях на то, что почитается священным, не указывают пальцем.)
- А эту медаль кому дали?
- Ты же знаешь, бабушка, - отцу! - удивился ее вопросу внук.
- А раз так, то кто же должен носить ее?
- Отец, конечно... но ведь отец не вернулся... А я-то буду носить ее, бабушка, как память об отце.
Бабушка Нагима долго молчала. Габдулла, не решаясь уйти, робко присел на нары. Бабушка, тяжело вздыхая, думала о чем-то своем. Быть может, она вспоминала своего сына, вот так же сидевшего когда-то, свесив ноги с нар. Габдулла был похож на отца. Его повадки, его сдержанная улыбка и голос напоминали ей сына Мухаммеда, который рос в этом же доме. И часто, глядя на внука, бабушка Нагима то радуется, то предается глубокой грусти. Габдулла понимает это. В таких случаях он старается быть поласковей с бабушкой. Он понимал это и сейчас.
Но вот бабушка Нагима еще раз глубоко вздохнула и не спеша возобновила прерванный разговор:
- Раз так, слушай меня, внук... Когда погибает батыр, сыну остается меч; когда погибает меткий стрелок, сыну остаются его лук и стрелы... Когда было нужно, оружие отцов брали их сыновья. Плугом, оставленным отцом, сыновья пашут поле, его лопатой копают землю, его молотом куют железо... Шапку, оставленную отцом, могут носить его дети... Вот и на твоей голове шапка отца. Но оставшаяся после отца слава - это не шапка! Ее не могут посить по очереди его дети. Как дым, выходящий из трубы, не греет воздух, так и слава отца не переходит к сыновьям. Вот если бы твои собственные дела были достойны твоего отца, если б делами этими восхищались люди, тогда было бы по-иному...
- Мы совершим, бабушка, такие дела. Вот увидишь сама и удивишься! горячо заговорил Габдулла.
- Пусть будет так! - сказала бабушка Нагима и тихо добавила: - Если самому тебе нравится, носи на здоровье... Я говорю о медали. Я не запрещаю...
Но Габдулла молча снял со своей груди медаль и повесил ее на прежнее место под портретом.
На улице пронзительно засвистел Айдар. Видно, даже и у него иссякло терпение.
- Иди уж... - сказала бабушка Габдулле. - Только не потеряй нож.
В другое время она ни за что не разрешила бы внуку вынести из дома ее нож, но сегодня она больше ничего не сказала ему, наверное, не хотелось ей за один день выговаривать ему дважды.
- Ладно, бабушка! - крикнул Габдулла, соскакивая с крыльца.
Когда внук ушел, бабушка Нагима взяла в руки медаль и долго-долго глядела на нее. Потом вытерла краешком рукава и повесила на прежнее место.

3.ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ-СТР 164, ВОПРОС 5

-Ғабдулла кем ул?Уға ниндәй сифаттар хас?

 




























II.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

 ПРОЧИТАТЬ М.Гафури. Кто съел овцу?       стр 257-258

ПЕРЕВОД  басни

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРЕВОД

Охотник потерял в лесу свою Овцу…

Терпеть такой урон — ему уж не к лицу:

Проведав стороной, что Волк бедняжку съел,

Надумал отомстить он Волку-наглецу…

 

И сразу объявил зверям свой приговор:

«К вам снисходителен я был до этих пор,

Но стану истреблять отныне всех зверей,

Пока не будет мной наказан дерзкий вор…

 

К спасению у вас, однако, есть пути:

Того, кто съел Овцу, вам следует найти

И, чтобы вас не ждал мой беспощадный гнев.

Виновника самим на суд мой привести!..»

 

Струхнуло все зверье — опасность велика:

Ну, можно ли гневить отличного стрелка?

Скорее надо бы закончить этот спор,

Иначе вмиг ружье возьмет его рука!..

 

И спешно звери все сошлись в лесу густом:

Волк — председателем, Лиса — секретарем…

«Кто вздумал съесть Овцу, — раздался волчий вой, —

Пускай покается пред нашим он судом!

 

Возьмет пусть, наконец, преступник этот в толк,

Что совесть так велит, приказывает долг:

Виновного скорей нам надо отыскать —

И мы его найдем!..» Тут Волк, вздохнув, умолк…

 

Медведь сказал: «Не я… Малиной я живу…»

Лисица говорит, что кушает траву…

Все звери поклялись: виновного здесь нет!

Но Волк опять рычит: «Его я назову!

 

Кто это там, в углу, от страха побелел?

Кто там глаза косит? Кто говорить не смел?

И почему дрожит: чего боится он?

Эй, Заяц, отвечай: Овцу не ты ли съел»?

 

Напрасно Заяц наш оправдываться стал:

Он что-то возражал, он что-то лепетал,

И стало ясно всем, кто растерзал Овцу,

Все вспомнили — косой в тот день в лесу плутал…

 

(Что мяса он не ест — у них и речи нет…)

И Зайцу Волк сказал: «Теперь держи ответ,

Конечно, искупить обязан ты вину,

Хотя погибнешь ты, но нас спасешь, сосед!..»

 

Веревку принесли, и связан был злодей…

Законы таковы у хищных всех зверей…

И тотчас головой «преступник» выдан был.

Чтоб поедать Овец не мог он у людей!..

 

Привычно для Волков свою добычу рвать,

И Зайца им легко виновником назвать…

Хотя и никому не причинил ты зла —

Перед судом зверей тебе не сдобровать!..

III.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

НАПИСАТЬ В ТВОРЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ  ПЕРЕВОД ТЕКСТА

примечание -

 ДОМАШНЮЮ РАБОТУ - СФОТОГРАФИРОВАТЬ И ФАЙЛ прикрепить к журналу Эльскул  или ОТПРАВИТЬ ПО ВАТЦАПУ 89174941439

ДО дня наступления следующего урока

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: