Муругов Александр Павлович

    Вот что он нам рассказал.

- Мой отец, 1916 года рождения, не участвовал в боях и походах этой кровопролитной войны, у него была «бронь». Все эти долгих 4 года он работал на Автозаводе в г. Горьком, где так же бомбили, и среди людей были потери. В одной из бомбёжек папа был контужен, после чего стал инвалидом 3 –ей группы, но продолжал работать. По окончании войны, в 1945 году, он вернулся на родину в с. Никитино, где продолжал работать и прожил долгую жизнь (до 94 лет).

Моё рождение пришлось на 1946 год, спустя полтора года после войны. Пережитые ужасы тех трудных лет я знаю только по рассказам взрослых, по книгам и кинофильмам. Но в моей детской памяти сохранилась военная одежда, в которой ходили и работали. Гражданскую одежду приобрести было негде, да и не на что. Боевые награды лежали у вернувшихся с войны фронтовиков в коробочках. Мы, дети, даже не играли ими некоторое время. В то время их как-то не принято было носить, я бы даже сказал, что фронтовики стеснялись это делать. Мало кто из них говорил о пережитых ужасах войны. Помню, как однажды мы, пацаны, уговорили дядю Гришу Лобанова (он участник войны) рассказать нам о войне. В мирное время он работал мельником на ветряной мельнице. Мы с открытыми ртами слушали его, наверное, часов десять. Тётя Дуня, его жена, несколько раз подходила к нашему стихийно возникшему собранию, пытаясь позвать дядю Гришу домой. А он всё рассказывал нам и рассказывал о войне. Потом, учась в школе, я помню, несколько раз приглашали фронтовиков, но очень редко. На то, видимо, были причины – никто не хотел вспоминать о войне. Ведь праздновать 9 мая стали только в шестидесятых годах прошлого столетия при Л.И. Брежневе.

Недалеко от нас жила замечательная, общительная женщина Александра Петровна Деньжонкова. Свою семью она так и не завела. По прошествии многих лет, когда о войне стали вспоминать, она очень многое поведала нам о тех днях. Бывало, приезжая в отпуск из г. Дзержинска на родину, я часто вечерял с тётей Шурой на лавочке около её дома. Я любил беседовать с ней. Про себя я в хорошем смысле называл её «энциклопедия». Вот, что я помню из её рассказов.

Когда началась война, Шуре Денжонковой шёл четырнадцатый год. В тот воскресный летний день молодые мужики с жёнами, парни с девушками затеяли на широкой улице гулянье. Шура со сверстниками играла в лапту. В самый разгар веселья из Починок прискакали два всадника в военной форме на взмыленных конях и обрушили на всех страшную весть: «Война!». Повисла гробовая тишина вокруг, а потом бабы заголосили, запричитали. Мужики заспешили домой, понимая, что их ждёт.

Тётя Шура помнит, как незадолго до этого, на Троицу, из села проводили на военные курсы с сотню мужиков. Среди них был и её дядя Дмитрий Иванович Тылечкин. Ушли тогда с их улицы Григорий Константинович Лобанов, Александр Ефремович Лунёв. Последний принимал участие в Нюрнбергском процессе. Ещё один дядя Александры Петровны, Иван Дмитриевич Деньжонков, прошёл войну и вернулся с победой.

-Самые большие проводы были 12 августа, - вспоминала тётя Шура. - Тогда снарядили сразу несколько подвод. Стоял дикий плач. Бабы рыдали. Она рассказывала, как Мария Алексеевна Земченкова (от авт. это мама первой нашей собеседницы Тройцкой А.В.) голосила, вцепилась в мужа: «На кого же ты меня с такой оравой оставляешь?». А на возу сидели семеро ребятишек, восьмым она была беременна.

Отца тёти Шуры, Петра Андреевича, забрали15 февраля 1942 года. Через два месяца он погиб под г. Тулой. Александра Петровна рассказывала, что матери они долго не говорили о гибели отца, но постепенно она сама всё поняла. Тётя Шура говорила, что отец наказывал ей, уходя на фронт: «На тебя, Шурка, вся надежда. Если надо будет, школу брось, но сестёр и брата не оставляй. И корову держите – без коровы пропадёте». Тётя Шура выполнила обещание отцу, заправляла всеми домашними делами, пока её мама Анна Дмитриевна, несмотря на больное сердце, очень много работала в колхозе. В те годы даже сорняков было не найти, им не давали вырасти. Зелень ела не только скотина, но и люди. Толкли шишки клевера, лебеду собирали, просяную мякину замешивали и «хлебы» пекли.

Тётя Шура всегда была худенькая. С молодости ходила сгорбленная, с палочкой, потому что сорвала спину. Возили они зимой зерно в Ужовку на лошадях. На Ильинской горе лошади упрямились и не шли вверх. Молоденькие девчонки таскали 50-ти килограммовые мешки на себе. Она всегда говорила, что молодые они были, выспятся чуть, и силы возвращались. Вспоминала она, как хотелось бы одеться понаряднее, да не во что было. Перешивали платья матерей на себя, одежду берегли. Хуже было с обувкой. Плетёные лапти и зимой, и летом. По вечерам вязали варежки, носки для солдат. Варежки вязали особые, с двумя отдельными пальцами, чтобы удобнее было стрелять. Тётя Шура была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.»

Сосед наш, дядя Миша Кручинин, во время войны был санитаром в медсанбате. Из его рассказа помню, что в полк прибыли служить лица из Средней Азии. Чтобы не попасть на передовую, они наелись мыла и, конечно, отравились. Лекарства для лечения закончились. Медперсонал отковыривал со стен госпиталя штукатурку и таким образом их лечил. Вылечили, отправили всех на передовую, где все они почти и погибли.

Из повседневных будней осталось в памяти больше историй: синяки, шишки, набеги на чужие сады и огороды, самодельные коньки и лыжи. Попасть в клуб на кино было мечтой запредельной, особенно, если это был фильм про войну. Сначала мы атаковали киномеханика с просьбами пропустить нас в зал, потом билетёршу. Но удача не часто улыбалась нам. Иногда родители давали нам денег на фильм, но это было очень редко. Я находил лазейку: брал без разрешения в курятнике 1-2 яйца, сдавал их в магазин. Таким образом, становился обладателем денег на поход в кино. Но это было крайне рискованно, в случае обнаружения моего фокуса мне было несдобровать от родителей.

 Несбыточной мечтой мальчишек был велосипед. Вместо велосипеда мы из ржавого колеса или обруча от бочки (кадушки) мастерили транспортное устройство с ручкой. С ним и бегали по улице. Прокатиться на полуторке или тракторе (колеснике) удавалось не каждому, потому что этой техники на всю округу были считанные единицы.

Основным транспортом была в те годы лошадка. Мой папа много лет после войны трудился на конюшне. Чтобы заменить бычков (основную тяговую силу в годы войны), мой папа с группой мужчин в конце 40-х годов ездил в Литву и закупал там для колхоза лошадей разных мастей и пород. Я с малых лет пропадал у отца в конюшне, любил ухаживать за лошадьми, ездить в ночное. Неподалёку была конюшня, где выращивали тяжеловозов для Китая (КНР). Там конюхом был дядя Митя. Его сыновья не очень-то меня привечали. Чтобы посидеть на спине лошади, они просили принести яблок из сада. Садов в то время было мало. Часть из них вымерзла за войну, большую часть вырубили для топки печей. У моей бабушки в саду была одна единственная яблоня, с которой я иногда в тайне снимал урожай, и моя мечта осуществлялась.

Каждый год в Починках проводились выставки лошадей лучших пород. За несколько дней начиналась подготовка: лошадей чистили, мыли, подрубали им копыта, заплетали косички. Папа всегда брал меня на эти торжества, где ему присуждались премии. А я ждал, что он купит мне вкусную булку (сайку).

По мере взросления у нас, мальчишек, проявлялись определённые навыки к сельскому труду. Мы изо всех сил помогали взрослым. Начало моей самостоятельной работы в колхозе ознаменовалось тем, что я доставлял воду в бочке на лошадке для полива капусты и огурцов, которые выращивали по берегу речки Шукшова, около бывшего Барского сада. А когда я перешёл в 4-ый класс, вместе с одноклассниками участвовал в сенокосе. Мы подвозили сено к стогам, где его укладывали взрослые. Гордости нашей не было предела! Ведь мы работали наравне со взрослыми! Потом была заготовка соломы, рытьё картошки…. Вот так мы, ребятня, постепенно втягивались в работу, точнее к труду нас приучали взрослые.

Наше детство послевоенных детей было совсем другим, несравнимым с нынешним. Мы ничего не просили у своих родителей, сама обстановка тех лет подсказывала, что и как нам делать. В этом трудном, полуголодном, босоногом детстве было что-то своё привлекательное, чего нет в настоящее время. Я с удовольствием сейчас хоть ненадолго, но вернулся бы в него. Забыть то время невозможно.

 

P.S. Покопавшись в школьной библиотеке, мы нашли крайне интересное сочинение-воспоминание одного из участников войны села Никитино, Алясова Дмитрия Ивановича. Этот рассказ был написан им лично, а нами его рукопись была отсканирована. Читайте, Вам будет интересно.

 Мы, обучающиеся Никитинской школы, будем рады, если наш материал прочитают многие люди. Возможно, кто-то узнает в наших собеседниках своих знакомых или родных. Спасибо.

ГКОУ «Починковская - школа интернат»

 

 

Районный проект

«Детство, опаленное войной"

 «Детство, которое связано со словом война»

 

Авторы проекта:

Пашатская Елена Николаевна 07.10.2004 г. р. 8 класс

Илюшечкин Артём Максимович 21.04.2003 г. р. 9 класс

Кузнецов Кирилл Андреевич 24.02.2004 г.р. 9 класс

 

Руководитель проекта: Царёва Ирина Алексеевна

 

 

Починки, 2020

В нашей школе часто бывают гости. Мы приглашаем их на концерты, праздничные программы, которые готовят дети. Это пенсионеры, бывшие учителя нашей школы. Некоторые из них, вспоминая о своём детстве, говорят: «была война».

Белоусова Т.И. 1937 года рождения.

Белоусова Тамара Ивановна родилась в с. Починки 9 сентября 1937 года.

С Тамарой Ивановной нас познакомила поближе её дочь, Голубкова Елена Анатольевна. Она преподает в нашей школе чтение и письмо.

Белоусова Т.И. с дочерью Голубковой Е.А. 1989 г.

 Мы договорились о встрече, и пришли на улицу Луначарского в дом 39, квартиру 9. Тамара Ивановна пригласила нас в свою комнату и начала рассказ.

«Когда началась воина, мне было четыре с половиной года. Мой отец, Крашенинников Иван Матвеевич, работал на пенькозаводе охранником.

 

Фото 1939 г. Крашенинников И.М. справа.

 

            Мама, Крашенинникова Вера Григорьевна - в швейной артели.

         

 

Крашенинников И.В. 1910 г - 1943 гг.

Фото 1941 г. после лечения в госпитале г. Оренбург.

Летом, 1941 года отца призвали на фронт. Я вспоминаю, когда он уходил, мы с братом и сестрой спали на полу. Отец подошёл ко мне и поцеловал в правую щёку. Больше я никогда его не видела. Маму заставили работать за отца, охранять пенькозавод. Она очень боялась брать винтовку в руки, но пришлось учится стрелять.

Приходили письма от отца. Мама по нескольку раз их перечитывала и плакала, прижимая к груди.

 

 

 

Письмо с фронта из личного архива семьи.

 

 

 

Письмо с фронта лицевая сторона.

 

 

Письмо с фронта из личного архива семьи.

В 1943 году отец получил серьёзное ранение и был направлен в Ярославский госпиталь, проезжая станцию Ужовка, он писал в письме: «…еду мимо дома, но вряд ли я кому такой нужен…» Из госпиталя пришло ещё одно письмо, в котором были слова: «… как только кушать начну, приеду домой. Вера, береги детей…».

 

 

 

 

Копия извещения о смерти (похоронка) Крашенинникова И.В.

 

 25 августа 1943 года, мой отец Крашенинников Иван Матвеевич умер от смертельного ранения. Остались мы одни, мать и трое детей. Мама плакала долго, и Ленька плакал, и Алька. А я не плакала, я не понимала, что не вернется. Мама опять пошла работать в швейную артель. Хлеб выдавили по месту работы на количество человек в семье. Принесёт, бывало, половину буханки, вот на целый день и растягивали, делили кусочками между собой. Суп варили из листьев свёклы, если в доме была капуста, это было очень хорошо. Иногда мама пекла хлеб сама. Это был не такой хлеб, как сейчас, его готовили с лебедой и похож он был на пампушки.

Печь в доме топили торфом. Брали большую коляску и ехали на болото. Наложим, обратно едем, а сестра мне кричит: «Упирайся Тамара, упирайся…». А я упираюсь, а силёнок-то нет. Упираюсь и думаю, хоть бы мамка встретила. А мама встретит, возьмет меня на руки и на коляску посадит, поверх торфа. Когда торфа не получалось привезти, делали кизяки. Брали козий перегнивший навоз, поливали водой, сушили на огороде. Кизяки прогорали быстро, и тепла мало с них было.

На огороде табак растили, пока рос, пасынки ломали, сушили, потом в ступе толкли. Табак продавали, на это жили. Брали с мамкой мешок, ехали в Горький, она продавала, я смотрела. А однажды в мешке немного осталось, мама говорит: «Стой, может и продашь». Я маленькая была, худенькая, у меня быстро разобрали.

Мама на работу уходила, мы с сестрой и братом дома оставались. Каждому мать задание давала. Я с Алькой за травой ходили козе, за интернат. Мешок на спине больше себя тащила. К обеду что-то приготовить старались, мама на обед приходила. Спрашивали: «Мам, ты чего купила?» А купить не на что было. А иногда селёдку приносила. Каждый хотел, чтоб голова досталась, соли в ней больше было, подсолится всем хотелось. Мать жалели, помогали, как могли, любили, только о ней и думали, боялись, что обидится. Мама очень любила комнатные цветы. Однажды мы заигрались и забыли дверь в дом закрыть, зашла коза, все цветы съела. Мама плакала.

Война закончилась, но жизнь не изменилась. Она по-прежнему оставалась тяжёлой. У кого-то отцы вернулись, у нас нет. Всё тот же голод, сорок шестой год, сорок седьмой. Мать, не смотря на трудности, старалась нас выучить. Лёньку в армию забрали, но вернули, слышал плохо. Тогда он в Москву поступать поехал в институт на коневодство, мать последнюю козу продала, чтоб денег на дорогу хватило. Аля в учительский институт поступила.

Я ходила в детский сад на Березенки. Напротив стояла небольшая каменная церковь. В садике мне не нравилось, очень хотелось в школу. В первый класс пошла в 1944 году. Учительница старенькая, но хорошая, Александра Даниловна, брать меня в школу не хотела, потому что маленькая была, семи лет не было. А я прошусь, говорю, читать могу. Она мне лозунг прочитать велела, я и прочитала. Похвалила меня, и учится оставила. Школа была деревянная, большая. В классе училось двадцать пять человек, я читала лучше всех. Иногда учительница уходила из класса и оставляла меня читать для всего класса. Ребятишки в классе все были хорошие, никогда не обзывались, не дрались.

 

 Белоусова Т.И., 1948 г.

 

Жили мы на улице Луначарского, дом купил отец. Передняя была маленькая, задняя разваливалась. В ней была печка и столик. В передней только кровать, матрас из соломы и два стула. Мы спали на полу, и Лёнька, и Алька, и я.

 

Белоусова Т.И. с соседскими ребятишками около дома, 1952 г.

До войны на кровати мать с отцом спали, после войны студенты из пединститута койку снимали. А мы так и спали на полу.

                                           Улица Луначарского, 1958 г.

 

Новый дом строить задумали в 1958 году. Мама поехала в Михайловку сруб покупать, ей ссуду дали, семь тысяч. Сруб привезли. Мы верёвками брёвна связывали с братом и сестрой, и вместе с мамой от старого дома к новому месту их таскали. Строить помогал мамин двоюродный брат, Мишка Сторожев.

Годы были тяжёлые, но мы были детьми, и нам хотелось играть. Играть было не чем. Зимой мастерили игрушки на ёлку, кувыркались в снегу. А однажды летом кто-то из взрослых дал нам толстую и длинную верёвку. Мы крутили эту верёвку, бегали, забегали, прыгали. Дети собрались со всей улицы. Было весело. Ходили купаться, раз по пять за день. Волосы просыхать не успевали, полная голова вшей была. Мать ругалась, гребешком велела вычёсывать.

 

 

Белоусова Т.И. с мамой, бабушкой, братом Ленькой

и сестрой Алей, 1950 г.

У каждого из нас было день рождение, и каждый его ждал, ждал подарков, но никаких подарков никто не дарил, денег не было. Мать пекла хворост.

Однажды на пасху пошли мы в церковь. Церковь не работала, там был склад. Походили вокруг церкви, ночь, темнота, если бы не мама, страх-то какой был. Я за руку ее держала и на могилы смотрела. Во время войны мы про Бога не забывали. Мама молитвы записывала, читала. Дома были божественные книги, они после бабушки достались.

Когда закончила десять классов, встал вопрос, куда пойти учится… Денег не было, чтобы ехать куда-то. А тут при учительском институте образовались курсы по подготовке учителей начальных классов. Что бы поступить на курсы, нужно было написать диктант. Если диктант хорошо напишешь, то принимали на учёбу. Меня сестра, Аля уговаривать начала пойти диктант писать. Я боялась, что ошибок наделаю. Сестра со мной пошла, посадила меня на последнюю парту. Диктант я написала на четвёрку, запятую пропустила. На курсы приняли. Проучились мы там целый год, потом приехала преподавательница из Лукояновского педучилища и сказала, что обучение мы продолжим в городе Лукоянове. Нас зачислили на четвёртый курс. Получила диплом учителя начальных классов. Нужно было работать, маме помогать.

 

 

Белоусова Т.И., 1955 г.

Помню, как маме в детстве песню пела, про солдатскую вдову…»

Тамара Ивановна закончила рассказ, тяжело вздохнула и запела:

«Походка молодая, седая голова -
По улице проходит солдатская вдова.
Давно гроза промчалась, утихла,
Давно прошла война,
Но столько лет ночами забыться
Не может лишь она.
Шинели не носила, под пулями не шла.
Она лишь только мужа Отчизне отдала…»

 

Белоусова Т.И. с мамой, 1960 г.

Мы молча слушали рассказ, разглядывая глаза этой женщины. Иногда они наполнялись слезами, а иногда сверкали, как у ребёнка, детство которого связано со словом «война».

 

 

  

 

МБОУ Наруксовская СШ

 

«Детство, опалённое войной»

 

Авторы работы: Бочкарева Алина Александровна,

13 лет, 8 класс, ДОО «Забота».

             Лисина Вера Николаевна,

13 лет, 8 класс, ДОО «Забота»

 

Руководитель: Попкова Нина Витальевна

             

 

 

с. Наруксово, 2020

Комиссарова (Гаврикова) Раиса Павловна

 Родилась 28.08.1933 в селе Тагаево, проживает в селе Наруксово, опрос был проведён 10 февраля 2020 года на дому.

 

Белое платьице в горох.

   Мой жизненный путь начался в селе Тагаево. Когда началась Великая Отечественная война, мне было 7 лет. В сентябре 1941 года я пошла учиться в 1 класс Тагаевской школы. Условий для обучения практически не было. В школе было холодно, ученических принадлежностей не хватало. Чернила приходилось делать из сажи или красной свёклы, писали в основном на старых газетах. Тем не менее, учиться мне очень нравилось и хотелось многое узнать. За мою невероятную тягу к учению, мои старания и успехи в учении в конце учебного года мне подарили ситцевое белое платье в горох. Для меня это была великая награда. Потом, став взрослой, получив профессию учителя, я получила немало грамот, благодарностей и наград, но это платьице забыть до сих пор не могу.

 Во время каникул я вместе с другими ребятами трудилась в колхозе: мы наравне со взрослыми работали в полеводческой бригаде, обрабатывали участок, который находился около деревни Кармалей. Ухаживали за грядками, пололи и рыхлили их, поливали, а выращенные овощи потом отправлялись на фронт нашим бойцам. Также я участвовала в уборке урожая. Комбайнов не было. Всё убиралось в ручную, а чтобы не одно зёрнышко не пропало, мы собирали колоски. После уборки зерно очищали в сортировках. Днём работали женщины, а вечером мы их заменяли. Деревянными лопатами запускали зерно в сортировку, было тяжело, работали до темна, но никто не жаловался, все понимали, что хлеб нужен был солдатам, которые защищали нашу родную землю и нас от фашистских захватчиков. Дома же хлеб пекли в основном из лебеды. Зимой собирали на фронт посылки с тёплыми вещами, которые изготавливали самостоятельно или с помощью родителей. А в четвёртом классе даже был введён предмет «военное дело», где 11-12-летние девчонки и мальчишки учились разбирать и собирать автомат.

Во время войны нашу семилетнюю школу закрыли, оставив только начальные классы. В четвёртом классе учительница Крючкова Варвара Алексеевна назвала фамилии трёх самых старательных девочек, которые будут посещать Починковскую школу. В их числе оказалась и я. Теперь мне каждый день приходилось ходить за знаниями за 7 километров.

9 мая 1945 года мы пришли в школу, нам объявили, что война закончилась, и отпустили домой. Всю дорогу от Починок до Тагаева мы не шли, а бежали, радовались, смеялись. Я никогда не забуду этот день Победы и радости.

Всё меньше и меньше остаётся «мальчиков и девочек войны», всё дальше и дальше те суровые годы, что сделали нас «особенными» детьми с нелёгкой судьбой. Потому мы так и ценим сегодняшнюю жизнь.

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ужовская средняя школа

 

 

Участие в районном проекте

«Детство, опаленное войной. Починковский район»

                                                                                          

Выполнили участники

ДОО «Республика мальчишек и девчонок»

Активные участники:

Гаврикова Софья, Новикова Надежда,

 Куйзова Алина (6 класс, 12 лет)

 

Руководитель: Сидорцова Т.В.

                                                         

607900 Нижегородская область,

Починковский район, п. Ужовка,

ул. Пушкинская д. 52-А

 

п. Ужовка, 2020









Актуальность проекта

    В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

    Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Великая Отечественная война… Война!!! Сколько жизней унесло, и принесло горя это страшное слово. Наш мир меняется, и меняются люди. Но память о тех, кто сражался, и стал героем, кто не вернулся с кровавых полей сражений, кто не покладая рук работал в тылу, о тех, чьё детство было украдено – память о них живёт, и будет жить вечно у нас в сердцах. И эта наша память никогда не изменится, и будет продолжаться в наших детях и внуках.

    Ужасы войны испытали на себе не только взрослые, но и дети. Дети встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере и в глубоком тылу.

     Эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне с взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах.

    Многие уже ушли из жизни, но память о них останется в наших сердцах. А ведь в те годы они были детьми. И, их внуки и правнуки, не имеют  права забывать о них и о том, через какие испытания им пришлось пройти в своей жизни, ведь следующее поколение тоже должно об этом знать, чтобы гордиться тем, что родились в России. По прошествии стольких лет после победы, увидев на улице сгорбленного немощного старика, трудно представить, что 60-70 лет назад это был молодой парень или девушка со своими мечтами, фантазиями, планами на будущую жизнь, многие из которых жесткой рукой корректировала война.

   Еще живы ветераны, труженики тыла, прошедшие через огонь войны и сумевшие поднять страну из послевоенной разрухи. Героями этих лет являются ветераны нашего поселка Ужовка.

   Многих подкосили болезни, годы берут свое, но они могут рассказать многое о тех днях, которые невозможно забыть, нам, нынешнему поколению, наследникам Великой Победы.

    Цель –  узнать о жизни детей в годы Великой Отечественной войны и их деятельности в тылу.

    Задачи:

1. Изучить архивные материалы школьного музея и библиотеки.

 

2. Собрать воспоминания о военном детстве бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек учащихся нашей школы;

 

3. Познакомиться и побеседовать с людьми, чье детство выпало на годы Великой Отечественной войны.

Участники проекта: ДОО «Республика мальчишек и девчонок», совет старшеклассников «Ровесник».

Активные участники: Гаврикова Софья, Новикова Надежда, Куйзова Алина.

Сроки реализации: 1-14 февраля 2020 года.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап    Выбор активистов

2 этап К кому обратились за помощью

Ужовская сельская библиотека, школьная библиотека (Предоставили необходимую информацию о детях войны.)

3 этап Реализация проекта

1.Знакомство участников дворовой команды с теоретическими материалами. (Поход в библиотеку, составление рассказа о своих родственниках, посещение участников войны)

2. Оформление проекта

ИТОГИ ПРОЕКТА

Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне. Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ. Расширилось представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны, но и о тех, кто в годы войны был ребенком; Сформировалось внимательное и уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: