Получение и анализ сообщений граждан

Компрометация «друзей»

Запирательство и лживость лица нередко объясняется «корпоративной солидарностью». В целях компрометации применяют способы: вызов одного из друзей в правоохранительные органы с информированием задержанного об этом факте и формировании у него представлений о возможной даче признательных показаний; конспиративным подкидыванием информации об этом «друзьям», находящимся на свободе; случайная конспиративная встреча сотрудника с «другом» на глазах у подельника; приведение примеров из практики о предательстве «друзей»; помещение в

одну камеру ИВС подельников и одновременно сотрудника под видом «матерого преступника». При этом одного из подельников чаще, чем другого вызывают на допрос и не возвращают в камеру. Менее опытному задержанному предоставляется возможность самому домысливать этот факт и выслушивать разоблачающие откровения «матерого».

Суть психологического приема состоит в нагнетании напряженности в психическом состоянии правонарушителя посредством напоминания ему об отвратительности совершенного преступления и его последствий, в сочетании с показом роли в нем "друзей" преступника. Важно показать ложность "товарищества" внутри группы правонарушителей, их эгоизм, беспринципность, готовность предать и т.д. Важно при этом добиться не "чувства мести", злобы к своим "друзьям", а сознательной переориентации партнера по общению в сложившейся ситуации, переоценки нравственного и личностного смысла взаимоотношений. В практике оперативных работников в целях компрометации "друзей" наиболее эффективно используются следующие способы:

· вызов одного из "друзей" к определенному оперативному работнику с конспиративным информированием о данном факте разрабатываемого, находящегося "на воле";

· "случайная", "тайная" встреча оперативного сотрудника (иногда в форменной одежде) с "другом" на глазах разрабатываемого;

· предоставление разрабатываемому информации из различных, достоверных источников об истинном лице "друзей", о порочащих их поступках;

· прямое предъявление оперативным сотрудником достоверных фактов, которые показывают, что запирающееся лицо не высоко ценится "друзьями", "Да они тебя за шестерку держат... даже пить с тобой брезгуют... используют в своих целях... и т.п.";

· доведение информации до разрабатываемого о взаимоотношениях "друзей", их "волчьих" обычаях, нравах, последствиях "дружбы".

В ряде случаев, в условиях ИВС применяют следующую "психологическую хитрость". "Подельников" помещают в одну камеру ИВС и одного, матерого преступника, неоднократно вызывают на допрос и подолгу не возвращают в камеру. Менее опытному преступнику предоставляется возможность самому домыслить, не обманывает ли его "друг", почему так долго задерживают его на допросе и какие последствия за этим последуют для него. Зачастую менее опытные преступники не

выдерживали психологического напряжения и, заподозрив "друга" в предательстве, сами вызывались дать полную информацию.

Уличение во лжи.

Сильное воздействие, которое порой приводит к капитуляции конфронтирующего в разговоре противника, оказывает уличение его во лжи (по внешним признакам, выявлением противоречий, путем сообщения лицу информации, полученной от других лиц, противоречащей словам задержанного, ведущего себя неискренне). Контрастность и эффект возрастают, если предварительно юрист задает ряд опережающих вопросов, не мешающих опрашиваемому лгать.

Сильное воздействие, приводящее зачастую к достаточному парциальному оперативному контакту и к полному признанию правонарушителями своей вины, оказывает уличение их во лжи. Опытные оперативные сотрудники, используя научно разработанные критерии истинности и ложности высказываний, не стремились, как правило, прервать ложь сразу. Они пытались максимально развить даже заведомо инсценированный профессиональный раппорт, оперативный контакт для того, чтобы выяснить оборонительную тактику правонарушителя, получить возможно большую информацию, а лишь затем методично опровергали пункты лживых утверждений, показаний. Состояния фрустрации, растерянности, подавленности, в которых, после уличения во лжи, оказывались их собеседники, позволяли зачастую достичь требуемого вида оперативного контакта быстрее, нежели чем при внешне спокойном, размеренном общении. При реализации приёма «пресечение лжи» оперативникам важно знать критерии оценки искренности и неискренности партнёра по профессиональному общению, изначально разработанные доктором психологических наук, профессором Ратиновым А.Р.

Получение и анализ сообщений граждан

Информация, получаемая от граждан-заявителей, очевидцев, свидетелей, потерпевших, правонарушителей и др. должна обрабатываться юристом с комплексным

учетом психологических факторов, характеризующих различия в психологии граждан, их мотивов и целей в обвинении, особенностей формирования общений и др.

Значительную долю информации, необходимой юристу для работы, он получает от граждан — заявителей, очевидцев, свидетелей, потерпевших, правонарушителей и др. Без этой информации невозможно решение профессионально-юридических задач. Получение ее сопряжено с психологическими сложностями и требует от юриста соответствующей подготовленности.

Значительная часть не раскрытых и не расследованных до конца уголовных дел; приговоров, отмененных вышестоящими судами, неверных профессиональных решений обусловлены неумением работника оценивать, использовать, добывать информацию от граждан. Одним из условий совершенствования работы с получаемой информацией и умения пользоваться ею выступает комплексный учет психологических факторов, характеризующих различия в психологии граждан, их мотивов и целей в общении, особенностей формирования сообщений и др.

Очень важна и психологически сложна задача установления истинности сообщений, отделения неточной, неполной, искаженной, ошибочной и ложной информации. Искажения могут быть продуктом заведомой лжи или результатом добросовестного заблуждения. Сплошная ложь, как и сплошная ошибочность сообщений, — явление относительно редкое. Чаще в сообщении содержатся как элементы истины, так и факты ошибочности или лживости.

Правдивые сообщения могут содержать элементы добросовестного заблуждения и ошибки в виде, например, разбиения целостного события на не связанные между собой части или, наоборот, объединения не связанных между собой фактов; преувеличения или, напротив, преуменьшения реальных размеров, длительности, интенсивности проявления чего-то настораживающего; наделения объектов мнимыми, не свойственными им признаками, чертами, особенностями; перестановки, замещения реальных объектов, признаков, свойств, событий другими; смещения их по времени или переносе в другое место; ошибочного отождествления и усмотрения сходства различных объектов и лиц, искажения формы, структуры, последовательности событий, объектов и др.

Всякое сообщение требует тщательного анализа тех факторов, которые могли повлиять на его содержание.

2. Проранжируйте способы по силе их воздействия, обосновав свою позицию.

1. Уличение во лжи (как один из наиболее результативных методов оказания психологического давления).

2. Информационный выпад или «психологический укол» (так как данный метод можно применять, не располагая должным объемом информации и используя «психологические рычаги»).

 3. Получение и анализ сообщений граждан (требует повышенного внимания следователя, наличия у него способности логически мыслить и сопоставлять факты).

 4. Компрометация «друзей» (так как данный метод эффективен лишь в определенных условиях, если установлено, что преступление совершено группой или компанией).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: