Краткое описание Смольного собора и несозданная колокольня

История Смольного собора в Санкт-Петербурге

 

Сегодня пятиглавый храм возвышается на левом берегу Невы, в районе Смоляного двора. Свои названия эти сооружения получили благодаря тому, что раньше на этой земле варили смолу для нужд морской флотилии.

Первая мысль о столь грандиозном проекте зародилась у Императрицы Елизаветы Петровны в 1740 году. За реализацию столь амбициозной задумки взялся итальянский зодчий Растрелли. Архитектор планировал увидеть свое завершенное творение через десять лет, но его планам не суждено было сбыться. Уже в 1748 году было начато строительство соборного комплекса, а спустя 87 лет — закончено уже под началом другого зодчего, В.П. Стасова.

История монастыря, как и многих других известных достопримечательностей, имеет свои мистические элементы. Например, число 87, которое «преследует» Божий храм. Именно столько лет потребовалось на создание святыни, 87 лет в нем проводились регулярные службы, столько же лет он стоял в запустении, будучи разорен в 1922 году.


Краткое описание Смольного собора и несозданная колокольня

 

 

В своем первоначальном проекте Смольный собор планировался одноглавым, высотой около 140-ка метров. Однако, из-за пожеланий Елизаветы и урезанного финансирования храм так и не получил звания самого высокого сооружения Европы 18-ого века. Собор получил форму греческого креста и еще четыре колокольни, а высота центральной составила «всего лишь» 93 метра. Согласно городским легендам, иногда, в утреннем тумане, можно увидеть смутные очертания высокой колокольни, которая не нашла своего места в проекте.

Храм побил все рекорды долгостроя, поэтому неудивительно, что в процессе его создания вкусы, пристрастия в высшем свете менялись. В момент начала строительства в моде была пышность и красочность барокко, а под конец — сдержанность и строгость классицизма. Смешение стилей придало храму уникальные и присущие только ему черты:

· Несмотря на пятиглавость, центральная колокольня доминирует над остальными. Это дань европейскому стилю, которого придерживался первый архитектор храма.

· Благодаря мастерству строителей была воплощена необычная оптическая иллюзия. Чем ближе наблюдатель подходит к храму, тем меньше он кажется!

· Собор оформлен в ярком и броском стиле барокко, однако приверженцы классицизма не могут не отметить плавность и необычайную правильность линий сооружения.
Творцы и архитекторы Божьего храма

Рождение Смольного собора — заслуга многих. 87 лет над ним работали, его меняли, забрасывали, реставрировали и строили вновь.

· Бартоломео Растрелли, обер-архитектор Елизаветы Петровны, был первым, кому выпала честь положить начало строительства великой святыни. Архитектор желал сделать храм поистине роскошным и равным по своему убранству некоторым дворцам. Однако, после смерти императрицы, вкусы знати резко поменялись. Курс был взят на строгость и простоту классицизма, а Растрелли был отстранен от проекта 10 августа 1762 года. Окончательно звезда великого зодчего угасла спустя три года.

· Ю.М. Фельтен. Под его кураторством были закончены штукатурные работы над фасадом здания, установлены скульптуры. Но все же, из-за недостаточного финансирования, строительство шло медленно, храм ветшал и покрывался трещинами.

·
В.П. Стасов. Архитектор возродил храм: были восстановлены разрушенные участки, добавлено печное отопление (Растрелли планировал собор «холодным»), завершена внешняя и внутренняя отделка. Таким образом, Смольный собор принял свой окончательный вид в 1835 году.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: