1. Выделите предложения, которые организуют структурные композиционные части рассказа: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
2. Определите предложение, которое ведет повествование, и все его трансформации. Какую функцию оно выполняет? Поясните свое мнение.
3. Выпишите предложения, которые составляют центральные оппозиции текста (см. таблицу! Необходимо дополнить её!). Опишите центральные оппозиции текста (ведущего способа организации его смысла) и их динамику.
Ребенок плачет Эта музыка вгоняет в дремоту | Варьке хочется спать А спать нельзя |
В каком месте текста эта оппозиция устраняется? Выпишите эту часть текста и прокомментируйте.
Выявите функции заключительного сравнения. Прокомментируйте их.
4. Определите функции морфологического и синтаксического времени текста путем экспериментальной замены формы настоящего времени формами прошедшего времени (на примере двух абзацев).
5. Установите время суток, в которое происходит действие в рассказе. Аргументируйте свой ответ.
6. Выпишите языковые средства, образно передающие ощущения героини (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные). Проанализируйте их. Как психическое и физическое состояние Варьки передается через мир ее ощущений? Как синтезируются все ассоциации в кульминации?
Раскройте прямой и переносный смысл отмеченных предложений. Как данное образное представление связано с идеей текста?
7. Опишите образные средства текста.
8. Проанализируйте языковые средства, выражающие образ автора: автора-судьи, автора-врача, автора-гуманиста. Сформулируйте основную идею текста. Осуждает ли читатель героиню?
Лингво-смысловой анализ рассказа А. П. Чехова «Спасть хочется»
1. Выделите предложения, которые организуют структурные композиционные части рассказа: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Экспозиция: Ночь. … Теперь же эта музыка только раздражает и гнетет, потому что она вгоняет в дремоту, а спать нельзя; если Варька, не дай бог, уснет, то хозяева прибьют ее.
Завязка: Лампадка мигает … И они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребенок, и стараются разбудить их.
Развитие действия: — Баю-баюшки-баю, а я песенку спою... — мурлычет Варька и уже видит себя в темной, душной избе. … Наконец, измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить.
Кульминация: Этот враг — ребенок.
Развязка: Она смеется. … Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая...