План - задание лингво-смыслового анализа текста

1. Выделите предложения, которые организуют структур­ные композиционные части рассказа: экспозицию, завязку, раз­витие действия, кульминацию, развязку.

2. Определите предложение, которое ведет повествование, и все его трансформации. Какую функцию оно выполняет? Поясните свое мнение.

3. Выпишите предложения, которые составляют центральные оппозиции текста (см. таблицу! Необходимо дополнить её!). Опишите центральные оппозиции текста (ведущего спо­соба организации его смысла) и их динамику.

Ребенок плачет Эта музыка вгоняет в дремоту   Варьке хочется спать А спать нельзя

В каком месте текста эта оппозиция устраняется? Выпишите эту часть текста и прокомментируйте.

Выявите функции заключительного сравнения. Прокомментируйте их.

4. Определите функции морфологического и синтаксическо­го времени текста путем экспериментальной замены формы на­стоящего времени формами прошедшего времени (на примере двух абзацев).

5. Установите время суток, в которое происходит дейст­вие в рассказе. Аргументируйте свой ответ.

6. Выпишите языковые средства, образно передающие ощущения героини (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные). Проанализируйте их. Как психическое и физическое состояние Варьки передается через мир ее ощуще­ний? Как синтезируются все ассоциации в кульми­нации?

Раскройте прямой и переносный смысл отмеченных пред­ложений. Как данное образное представление связано с идеей текста?

7. Опишите образные средства текста.

8. Проанализируйте языковые средства, выражающие образ автора: автора-судьи, автора-врача, автора-гуманиста. Сформулируйте основную идею текста. Осуждает ли читатель героиню?

 


 


Лингво-смысловой анализ рассказа А. П. Чехова «Спасть хочется»

1. Выделите предложения, которые организуют структур­ные композиционные части рассказа: экспозицию, завязку, раз­витие действия, кульминацию, развязку.

Экспозиция: Ночь.Теперь же эта музыка только раздражает и гнетет, потому что она вгоняет в дремоту, а спать нельзя; если Варька, не дай бог, уснет, то хозяева прибьют ее.

Завязка: Лампадка мигает … И они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребенок, и стараются разбудить их.

Развитие действия: — Баю-баюшки-баю, а я песенку спою... — мурлычет Варька и уже видит себя в темной, душной избе. … Наконец, измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить.

Кульминация: Этот враг — ребенок.

Развязка: Она смеется.Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: