Опишите образные средства текста

В произведении отсутствуют пейзажные зарисовки. Только в воспоминания Варьки есть светлый берёзовый лес и ясное утро. Мир потемнел, когда отец её умер. Девочка вспоминает мрачную дорогу и тёмный лес по её обочинам, что символизирует тяжкие обстоятельства её жизни, вынуждающие её идти в город.

В описании комнаты, в которой находится Варька, автор использует художественную деталь – верёвка, тени от панталон, зелёный огонёк лампады. Деталь повторяется несколько раз, подчёркивая узость и ограниченность мира девочки. Верёвка, протянутая через комнату, – символ перечёркнутой жизни Варьки. А зелёное пятно всё время присутствует в помраченном сознании девочки как наиболее яркий отзвук окружающей обстановки. Автор использует приём усиления – подбор однородных деталей.

    Калоша, в которую хочется спрятаться Варьке, – ещё одна художественная деталь, подчёркивающая сужение мира девочки. В её замутнённом сознании она вырастает до огромных размеров.

В рассказе нет речи героини, она бессловесна. Варька только мурлычет (не поёт, на это уже нет сил) колыбельную. Чехов на протяжении всего рассказа делает упор на этот глагол, намекая читателю на приближенность героини к животному состоянию. Речь хозяев состоит из приказаний и грубости в отношении девочки.

Проанализируйте языковые средства, выражающие образ автора: автора-судьи, автора-врача, автора-гуманиста. Сформулируйте основную идею текста. Осуждает ли читатель героиню?

Автор-судья. Автор сочувствует Варьке и склоняет к сочувствию читателей – это передается с помощью глаголов в настоящем времени (акцент на положение девочки в данный момент, проблема в героини в настоящем). Также автор показывает причины поступка девочки: описывает жестоких хозяев, которые сами высыпались, а Варьке сделать этого не давали: постоянно что-то требовали, приказывали. Критик А. А. Измайлов считал, что психологию невысыпающегося ребёнка Чехов почерпнул из гимназического детства и работы в семейной лавке, поэтому автор как никто другой проникается ситуацией героини и сопереживает.

Автор-врач. Как утверждают медики, хроническое недосыпание ведет к психическим расстройствам, имеющим необратимый характер. Доктор         А. П. Чехов хорошо знал об этом. При принудительном лишении сна у человека ослабевает воля и теряется чувство реальности, появляются галлюцинации – парасомния. При описании физического состояния девочки автор повторяет всё время: спать хочется, глаза её слипаются, шея болит, голову тянет вниз, …она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо её высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка. Автор подчёркивает, что физически, телом, девочка измождена, ей тяжело и нужна помощь. Также автор, как врач, раскрывается в эпизоде, когда речь идёт об отце девочки. Писатель пишет о диагнозе (грыжа) мужчины, который так плох, что со временем даже не мог нормально говорить из-за боли: он не может выговорить ни одного слова и только втягивает в себя воздух и отбивает зубами барабанную дробь: Бу-бу-бу-бу..., его прооперировали, но поздно захватили, надо бы раньше...

Автор-гуманист в рассказе ярко противопоставляет хозяев героине, указывая на причину преступления Варьки. Хозяева не видели границ своей власти, не думали о здоровье и состоянии 13-летней девочки, которую заставляли выполнять всякие поручения. В итоге девочка убивает ребёнка, и, хотя автор не согласен с её поступком, он сочувствует Варьке, он понимает, что у нее были причины совершения поступка. Автор осуждает не несчастную Варьку, а именно хозяев героини, которые и подвели ее к совершению убийства, сами того не заметив.

Основная идея рассказа – показать физическое и психическое насилие над ребёнком, убивающее в нём душу; жизнь в бездуховной среде лишает ребёнка духовности, подводит к преступлению. Постоянное истязание девочки бессонницей, работой без отдыха привело её к отупению, почти животному состоянию. Ничему не наученная, не имеющая базовых жизненных и этических понятий, она становится одержимой идеей убить ребёнка, мешающего ей жить. В рассказе четко прослеживается проблематика: незащищённость детей законом, их бесправное положение «в людях»; безответственность хозяев перед законом за жестокое обращение с детьми, находящимися у них в услужении; формальность православия в народной среде: в доме постоянно горит лампада, а несчастный ребёнок доведён до отчаяния нещадной эксплуатацией.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: