Оформление крупных материалов, «подвалов», «чердаков», разворотов
Особый элемент планирования полосы — крупные материалы. Им требуется акцентированное оформление, и дизайнеры применяют широкую колонку, подбирают интересные иллюстрации, используют максимальное количество элементов заголовочного комплекса, фоновые подложки, разделительные средства...
Нередко крупные материалы заверстываются газетным «подвалом» (объемный текст разверстывается либо на все колонки, либо на большую часть колонок полосы) пли газетным «чердаком» (перевернутый «подвал»). Меньшие по размеру, но важные по теме или проблеме материалы могут подаваться «окном» (материал заверстывается в углу или на центральных колонках) — читатель обращает внимание на эти участки полосы.
Возможности применения разных форматов в одной газете. Оформление крупных материалов, «подвалов», «чердаков», разворотов Специфические термины, связанные с размещением материалов на полосе:
- на открытие (левый верхний угол полосы),
- на отлет (правый верхний угол полосы),
- стояк (две-три колонки сверху донизу),
- чердак (верхняя часть полосы),
- подвал (нижняя часть полосы),
- подвал на разворот (или «нараспашку»),
- внакрут (разверстка всего блока – подборки материалов на одну тему – на две и бо-лее колонок, внутри же блока заметки идут одна за другой),
- мельница или вертушка (размещение двух крупных материалов, которые уравновешивают друг друга по диагонали).
|
|
Газетный «подвал» – крупный материал, разверстанный внизу полосы либо на все колонки, либо на большую часть колонок полосы.
Газетный «чердак» – перевернутый «подвал».
«Окно» – материал, заверстанный в углу или на центральных колонках.
Газетный разворот – две смежные полосы газеты, на которых размещены материалы одной подборки.
Для изготовления спусков полос существует ряд специализированных программ, например, PrePS или SignaStation. Однако интересует вопрос, а в каких ещё программах можно эффективно изготавливать спуски? Оказывается для изготовления спусков полос вполне подходят обычные программы вёрстки, такие как QuarkXpress или Indesign. Следует лишь освоить несколько специальных приёмов и эта работа превратится в простую и быструю. Более того, освоив эти приёмы можно даже изготавливать спуски полос в таких программах как Illustrator и, не побоюсь этого слова, CorelDraw. Однако это уже из области экзотики и прибегать к ней следует только при полной невозможности обойтись программами вёрстки.
В чём отличие PrePS от Indesign?
Рассмотрим отличия этих программ с точки зрения изготовления спусков, не затрагивая иных возможностей. Понятно, что у Indesign таких возможностей " выше крыши ", а PrePS кроме изготовления спусков полос вообще ничего делать не умеет.
"+" PrePS. PrePS понимает тип скрепления издания (ВШРА, КБС, пружина) и отслеживает правильность раскладки. Один верно сделанный монтаж можно размножить на любое количество тетрадей с гарантией правильной раскладки. Есть возможность автоматической сдвижки полос для компенсации эффекта ВШРА, но в версии 5.3 эта функция глючит. PrePS гораздо проще Indesign, а потому намного легче в изучении.
"-" PrePS. Очень сложно разместить объекты по точным координатам. Нет направляющих, нельзя перетаскивать объекты мышью. Нестандартная вёрстка спусков, например, требуется подверстать что-либо на свободное место, выливается в нетривиальную задачу. В самом PrePS нет никаких стандартных объектов (круг, квадрат, треугольник и т.д.), нельзя, например, накрыть полосу макета белым прямоугольником и т.п. Нельзя создавать никаких объектов, например, кропы и/или метки приводки, необходимо предварительно нарисовать в других программах. Даже подписи на монтажных спусках это целое искусство. Нет возможности использовать растровые изображения, прозрачности и слои – это запретная тема.
|
|
Несмотря на преимущества PrePS по созданию раскладки при изготовлении спусков полос, в реальной работе это не так уж и важно. Почему? А потому, что Заказчики и заказы у типографии однотипные и изменения в этой области весьма неспешны. Поэтому единожды созданный шаблон спуска полос может работать многократно.
Рис. 1. Рабочее место спусковика.
Мы полагаем, что для изготовления спусков полос, PrePS разумно использовать в крупной типографии, заточенной под поток заказов. Тем более, если Indesign ей вообще не нужен.
Мелкая и/или средняя типография вполне может обойтись Indesign, особенно если за PrePS нужно платить.
Вашему вниманию представляется курс практических занятий, посвящённый изготовлению спусков полос в Indesign CS6 для листовой офсетной печатной машины Heidelberg SM 74. Однако приёмы, описанные в этом курсе, подойдут и к иным программам вёрстки.