Орошение сельскохозяйственных культур может быть поверхностное, дождеванием и подпочвенное.
Поверхностный полив по характеру увлажнения почвы и условиям механизации проводится напуском по полосам, площадкам или чекам с затоплением всей поверхности участка (травы, зерновые) или с подачей воды по бороздам (пропашные культуры).
Дождевание с увлажнением поверхности почвы проводится дождевальными агрегатами (аппаратами, крыльями с насадками или шлейфами) с разбрызгиванием воды в движении или позиционно, с подачей воды по трубам или с забором ее из открытых оросителей.
При подпочвенном орошении увлажняется корнеобитаемый слой (в основном вследствие капиллярного подъема веды) из подземных труб с отверстиями, пористых труб или кротовин, а также с помощью регулирования уровня стояния грунтовых вод. Подпочвенное орошение можно применять и при двойном регулировании водного режима (орошение и осушение).
Техника полива должна обеспечивать получение максимального урожая сельскохозяйственных культур. При этом растения должны использовать влагу и питательные вещества из всей толщи корнеобитаемого слоя. Ни один из способов полива не универсален.
|
|
При выборе техники полива следует учитывать требуемые напоры. Для дождевания они самые большие (порядка 2—10 МПа); значительно меньше напоры требуются при подпочвенном орошении (до 1 м) и незначительные < 0,5-0,6 м - при самотечном.
Полив по бороздам позволяет наилучшим образом увлажнить почву на всю глубину развития корневой системы основных культур, возделываемых при орошении в засушливой зоне. Его экономические показатели зависят от типа ирригационной сети, наличия сооружений, длины поливной борозды, используемого инвентаря, а также от рельефа. Правильный выбор техники полива позволяет в оптимальных природных условиях достичь высокой производительности труда, небольшой стоимости и хорошего качества полива.
Дождевание сельскохозяйственных культур позволяет более точно регулировать увлажнение верхнего слоя почвы при малых поливных нормах. Степень увлажнения почвы при дождевании в значительной мере зависит от типа используемых машин или установок и применяемых разбрызгивателей.
Наиболее производительные самоходные машины характеризуются высокой интенсивностью дождя, что способствует довольно быстрому поверхностному стоку воды и вызывает образование корки, особенно на сероземных почвах. Высокая интенсивность дождя ограничивает глубину увлажнения почвы до 30—40 см и соответственно уменьшает поливную норму. Стоимость полива дождеванием значительно выше, чем по бороздам.
|
|
Дождевание перспективно в первую очередь в районах недостаточного увлажнения для орошения сельскохозяйственных культур при малых поливных и оросительных нормах, а также в районах с резко выраженной недостаточной водообеспеченностью. В хлопковой зоне, на системах с нормальной водообеспеченностью, дождевание может получить развитие там, где проведение полива по бороздам связано с излишними потерями воды или эрозией почвы.
Дождевание имеет следующие преимущества по сравнению с поверхностным орошением: позволяет проводить полив земель с повышенной водопроницаемостью, а также в предгорных районах, которые недоступны для других способов орошения и где можно использовать естественный напор воды; требует меньших затрат на подготовку и выравнивание поверхности; не вызывает эрозии и засоления почвы; дает экономию воды по сравнению с поверхностным поливом, а также экономию в затратах труда; вместе с водой можно распылять ядохимикаты для борьбы с вредителями и болезнями растений; может быть применено для защиты растений от заморозков.
Дождевание оказывает благоприятное физиологическое воздействие на растения и обеспечивает более раннее созревание их при меньших затратах оросительной воды. Дождевание легко поддается автоматическому регулированию и дистанционному управлению.
Применение дождевания в первую очередь зависит от правильного соотношения между поливной нормой, интенсивностью дождя и продолжительностью полива.
Интенсивность дождя, как основной фактор нормального ув- лажнения поля, должна соответствовать водопроницаемости почвы, уклону поливного участка и потребности культуры в воде.
К недостаткам дождевания можно отнести высокую стоимость оборудования, большую удельную металлоемкость (100—300 кг/га) и значительные затраты энергии на водоподачу для создания больших напоров. Ветер нарушает равномерность полива. Эффективность полива в ветреную и жаркую погоду снижается.
Различают стационарные, полустационарные и передвижные дождевальные системы.
Преимущества подпочвенного орошения: непрерывно поддерживается необходимая влажность корнеобитаемого слоя, при этом не образуется корка и сохраняется структура почвы; отсутствие оросительной сети на поле создает условия для работы механизмом по уходу, обработке и уборке; создаются лучшие условия для водного, воздушного, температурного и питательного режима почвы; достигается в значительной степени экономия оросительной воды и повышение урожайности при сокращении затрат труда; уменьшаются объемы планировочных работ.
Двухконсольный дождевальный агрегат ДДА-100МА является самоходной короткоструйной дождевальной машиной, производящей полив в движении. Рекомендуется применять на крупных массивах (более 50 га) с минеральными почвами, при спокойном рельефе местности и отсутствии различных препятствий (линий передач, построек). Нельзя применять на мощных торфяниках, песках и на почвах с низкой водопроницаемостью.
Дождеватель «Волжанка» является самоходной среднеструйной машиной позиционного действия. При каждом переходе машины с позиции на позицию ее колесами повреждается до 1,5% растений, в связи с чем «Волжанку» целесообразнее использовать в районах с малым числом поливов.
Дождевальная машина «Фрегат» является автоматизированной самоходной многоопорной среднеструйной дождевальной машиной кругового действия. Обеспечивает равномерный полив (коэффициент полива 0,74—0,85). В сочетании с дальнеструйными дождевальными аппаратами типа ДД-30, расположенными на площади, не охваченной «Фрегатом» (по углам), эти машины можно использовать для полива, особенно на юге и юго-востоке.
|
|
Дальнеструйные дождеватели ДДН-70 и ДДН-100 являются самоходными дальнеструйными дождевальными машинами позиционного действия. Полив производится по кругу или по сектору (при ветре). Качество дождя и равномерность полива невысокие и подвержены сильному влиянию ветра.
Эти машины целесообразно использовать только там, где применение других машин затруднено на пересеченном рельефе, при наличии препятствий, на неудобных участках, прилегающих к массивам, поливаемых широкозахватными машинами.
Оросительные комплекты КИ-50 «Радуга» являются среднеструйными переносными дождевальными установками, которые состоят из передвижных насосных станций, магистрального, распределительного трубопроводов и четырех дождевальных крыльев из тонкостенных алюминиевых разборных труб, среднеструйных дождевальных аппаратов, соединительной арматуры и гидроподкормщика для полива с подкормкой растворимыми минеральными удобрениями. С помощью этих комплектов можно на прилегающих к водоисточнику землях орошать небольшие участки (до 50 га) овощей.
Для транспортирования воды от передвижных насосных станций в оросительную сеть к дождевальным машинам промышленность выпускает разборные трубопроводы разного диаметра. Так, для транспортировки и подачи воды в машину «Волжанка» выпускается алюминиевый быстроразборный трубопровод РТЯ-220. Длина одной трубы 9 м, диаметр 220 мм, толщина стенки 2,5 мм, рабочее давление до 98—588 кПа. Длина комплекта до 1000 м. Трубопровод комплектуется трубой проходной, трубой с гидрантом, переходом и заглушкой. Для комплектования быстроразборных трубопроводов, идущих от насосных станций в оросительную сеть, к дождевальным машинам и установкам выпускается водораспределительная арматура, состоящая из гидрантов-задвижек, заглушек, колонок и присоединительных устройств.
Для комплектации дождевальных машин и установок выпускаются короткоструйные дефлекторные насадки (для ДДА-100МА); среднеструйные (для «Волжанки», ДФ-120, ДМУ, КИ-50), дальнеструйные дождевальные аппараты для работы от гидрантов стационарных и разборных напорных трубопроводов.
|
|
Дождевальные аппараты в сочетании с разборными трубопроводами и передвижными насосными станциями применяются аналогично КИ-50 для организации орошения на участках площадью от 25 до 100—150 га, расположенных близ реки, канала или поло хранилища.
Подготовка ДДН-70 к работе. Проверяют комплектность и исправность машины в целом и дополнительного оборудования к ней, инструмента. Затем устанавливают навеску трактора по трехточечной схеме и навешивают дождеватель.
Подготовка навески трактора ДТ-75М для работ с дождевальными машинами типа ДДН. Снимают хомут и отсоединяют цепь от левой продольной тяги. Затем вынимают стопорный болт, расшплинтовывают и выбивают палец, отсоединяют левую продольную тягу от центрального шарнира. Совмещая вилку продольной тяги с серьгой левого шарнира, устанавливают и закрепляют болт и палец. После этого вращением регулировочных муфт увеличивают до предела длину раскосов и устанавливают их на свободный ход, для чего вынимают палец из отверстия в раскосе и закрепляют его в ушках штырем.
Закрепляют ограничительные цепи на серьге левого и правого шарниров пальцем вертикальных раскосов, а на продольных тягах — хомутами. Ставят центральную тягу по оси симметрии, для чего освобождают болты стопорных колец, передвигают левое стопорное кольцо на одно отверстие влево и закрепляют его болтом, передвинув шарнир центральной тяги влево до упора с левым стопорным кольцом, а правое стопорное кольцо до упора с шарниром и закрепляют его болтом.
Присоединяют серьги раскосов к головкам подъемных рычагов слева по ходу трактора. Завершают переоборудование проверкой работы гидроподъемника.
Подготовка навески трактора Т-4 для работы с дождевальной машиной ДДН-100.
Устанавливают правую и левую нижние тяги соответственно на правую и левую боковые головки. Потом увеличивают и регулируют длину растяжек, удлиняя их цепи за счет использования дополнительных звеньев, которые при двухточечной схеме навески свободно висят на стремянке.
После этого устанавливают и закрепляют раскосы нижних (с левой стороны) задних головок подъемных рычагов. Затем устанавливают раскосы на свободный ход, для чего вынимают палец из отверстия в раскосе и закрепляют его в ушках штырем. Ставят центральную тягу по оси симметрии, для чего освобождают болты стопорных колец, передвигают левое стопорное кольцо на одно отверстие влево и закрепляют его болтом, передвинув шарнир центральной тяги влево до упора с левым стопорным кольцом, а правое стопорное кольцо до упора с шарниром, и закрепляют его болтом. После, этого присоединяют серьги раскосов к головкам подъемных рычагов слева по ходу трактора. Проверяют правильность работы гидроподъемника.
Подготовка навески трактора Т-150К для работы с дождевальной машиной ДДН-100.
Если на тракторе установлено прицепное устройство, то его снимают. Нижние тяги устанавливают в крайнее положение на оси и закрепляют упорами. Верхнюю (центральную) тягу размещаю! по оси трактора, а раскосы — с левой стороны относительно подъемных рычагов. Затем ставят раскосы на свободный ход, для чего вынимают палец из отверстия в раскосе и закрепляют его в ушках штырем. После этого центральную тягу располагают по оси симметрии, для чего освобождают болты стопорных колец, передвигают левое стопорное кольцо на одно отверстие влево и закрепляю! его болтом, переместив шарнир центральной тяги влево до упора с левым стопорным кольцом, а правое стопорное кольцо — до упора с шарниром. Закрепляют его правым болтом. После этого присоединяют серьги раскосов к головкам подъемных рычагов слева по ходу трактора и проверяют работу гидроподъемника.
Присоединение навесной дождевальной машины типа ДДН. Сначала ставят защитные козырьки кожуха карданной передачи: один на тракторе (к ДТ-75М при помощи фланца), второй на крышке насоса- редуктора. Затем ствол вручную направляют вперед (в сторону насоса-редуктора), всасывающий трубопровод опускают до земли и направляют влево по ходу трактора. На валу насоса — редуктора устанавливают шарнир карданного вала и закрепляют вилку болтом с корончатой гайкой. У правильно установленного карданного вала внутренние вилки шарниров должны находиться в одной плоскости.
Нижние тяги механизма навески опускают, и трактор задним ходом подают к дождевателю так, чтобы между шарнирами нижних тяг и присоединительными пальцами дождевальной машины расстояние было не более 60 мм. Изменяя длину механизма, добиваются совпадения шарниров нижних тяг и присоединительных пальцев рамы дождевателя по высоте. Надевают тяги на присоединительные пальцы рамы и фиксируют их чекой.
Трактор подают назад до полного «выбора» расстояния перемещения обеих нижних тяг и поднимают дождеватель, устанавливают пальцы этих тяг в отверстиях. Ставят шарнир карданной передачи на ВОМ трактора, закрепляют его болтом с корончатой гайкой и зашплинтовывают.
При помощи основного цилиндра, растяжек и регулируемой верхней тяги механизма навески размещают в одной плоскости вал отбора мощности трактора и вал насоса-редуктора. Несоосность не должна превышать 35 мм. Нижнюю плоскость рамы дождевателя устанавливают в горизонтальное положение и фиксируют разгрузочными цепями, натяжение которых регулируют специальной гайкой.
Прикрепляют среднюю часть защитного кожуха карданной передачи. Вакуум-аппарат крепят на выпускной трубе трактора и соединяют его со штуцером насоса дождевателя специальным вакуум-проводом.
У машины ДДН-100 соединяют рукавами высокого давления гидроцилиндр механизма подъема всасывающей линии с гидрораспределителем трактора. Проверяют работу насосного оборудования, сделав несколько кратковременных, не более 1—2 мин, включений водяного насоса.
Подготовка ДДА-100А к работе. Подготовка сети. Дорога для движения агрегата во время полива должна проходить параллельно оросителю с левой стороны (по течению) от него. Трассы временных оросителей и прилегающих к ним дорог до нарезки каналов в начале каждого поливного сезона должны быть выровнены, спланированы и прикатаны. Ширина полосы планирования 5 м. Глубина канала по отношению к дороге должна быть не менее 0,5 м.
Уровень воды в канале в зоне расположения клапана всасывающей системы агрегата должен быть не менее 40 см. Уровень поддерживают временными перемычками, которые делят канал на отдельные участки, равные длине гона.
Подготовка агрегата к поливу. В начале проверяют укомплектованность дождевальной машины. Перед пуском агрегата трактор заправляют топливом, маслом и водой, а масляный бак гидросистемы — дизельным маслом.
После прогрева двигателя и определения по показаниям приборов правильности режима его работы закрывают боковины капота и выводят агрегат на исходную для начала работы позицию у временного оросителя. При помощи рычага гидросистемы опускают во временный ороситель всасывающий клапан поплавок, включают газоструйный эжектор, установленный на выпускной трубе двигателя трактора, и всасывающая линия и рабочая полость центробежного насоса заполняются водой. Продолжительность отсасывания воздуха должна быть не более 3 мин.
После заполнения всасывающей линии и насоса водой, о чем можно узнать по выбросу водяной пыли из эжектора, отключают эжектор и включают муфту для передачи вращения на вал насоса. Если заполнение насоса длится более 3 мин, проверяют герметичность соединений всасывающей линии. Для этого наблюдают в течение 5—10 мин за наполненной всасывающей системой и неработающим насосом. Появившиеся подтеки воды свидетельствуют об отсутствии герметичности. При работающем насосе герметичность контролируют по разрежению (показания вакуумметра 200-300 мм).
Для придания поплавку всасывающего клапана плавучести и предупреждения подсасывания воздуха через предохранительную сетку противовес на всасывающей линии заполняют водой.
Перед первым поливом опробуют агрегат с водой и промывают центральное поворотное кольцо и трубы нижнего пояса при снятых концевых аппаратах. После 2—3 мин промывки останавливают аппараты и проверяют правильность расстановки насадок по длине водопроводящих труб-консолей: диаметр сопл насадок должен увеличиваться от середины фермы к ее концам. При работающем агрегате следят за распределением воды через насадки. Нарушения можно обнаружить при внимательном наблюдении за работой агрегат;) с расстояния в несколько метров.
Для проверки работы гидросистемы поднимают и опускают коп соли и всасывающую линию сначала без воды, затем с водой по время позиционного полива. Делают это осторожно и кратковременно, следя за положением консолей; все операции подъема и опускания консолей фермы должны протекать плавно, без заеданий.
Подготовка к работе КИ-50. Установка насосной станции. Выбирают горизонтальную площадку на берегу реки, пруда или канала. Опускают на землю и закрепляют три подвижные опоры для частичной разгрузки колес и предупреждения возможного опрокидывания. Для этого вращением регулировочного винта передней оно ры устанавливают раму насосной станции в горизонтальное положение и задние регулируемые опоры в рабочее положение. Башмаки опор доводят до соприкосновения с землей. Регулировочные вин ты всех трех опор поворачивают дополнительно на три-четыре оборота. Станцию располагают перпендикулярно берегу или каналу на расстоянии не ближе 1,5 м.
Опускают заборник всасывающего трубопровода в воду на глубину до 0,5 м. При помощи механизма подъема заборник удерживают на требуемой глубине.
При монтаже всасывающего трубопровода обращают внимание на плотность фланцевых соединений. Подсоса воздуха не должно быть, т. к. это приводит к срыву струи и остановке насоса. Высота расположения насоса над уровнем воды не должна превышать 3,5 м.
При сильно засоренном водоеме устанавливают соответствующие местным условиям заградители, защищающие заборник. После подсоединения всасывающего и напорного трубопроводов готовят к пуску насос и двигатель.
Подготовка насоса к пуску. Проверяют центровку валов двигателя и насоса, которая могла быть нарушена при транспортировке станции. Смещение осей валов допускается 0,3 мм, разность торцевых зазоров между полумуфтами двигателя и насоса, замеренных в диаметрально противоположных точках, не должна превышать 1 мм, расстояние между полумуфтами должно быть в пределах 2—6 мм. Центровку валов проверяют на насосной станции, установленной н рабочем положении. Величину смещения осей валов двигателя и насоса определяют следующим образом: на одну из полумуфт жестко закрепляют индикатор, измерительный наконечник которого должен касаться поверхности другой полумуфты. Проворачиванием полумуфты с индикатором определяют величину смещения осей валов. Величины торцовых зазоров определяют щупом.
Проверяют смазку в подшипниках и шарнирной муфте всасывающего трубопровода. При необходимости смазывают. Проверяют набивку сальников. Закрывают задвижку на напорном трубопроводе. Устанавливают золотник на требуемый режим работы насоса.
Отключают автоматическую защиту. Устанавливают необходимый режим работы насоса — последовательный или параллельный. Двигатель к пуску готовят в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.
Пуск насосной станции. Включают сцепление двигателя переводом рычага механизма сцепления до отказа «на себя». Пускают и прогревают двигатель в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. Время работы двигателя с выключенным сцеплением не должно превышать 10 мин.
Включают газоструйный вакуум-аппарат вытягиванием тяги эжектора «на себя» до отказа. Открывают пробковый кран на линии заполнения насоса. Постепенно повышают частоту вращения двигателя до номинальной при помощи рычага управления. После заполнения всасывающего трубопровода и насоса водой над диффузором появятся водяная пыль и вода.
Закрывают кран системы заполнения, частоту вращения двигателя снижают до минимума, включают сцепление и нажатием тяги «на себя» выключают эжектор. Рычагом управления повышают частоту вращения двигателя до номинальной и маховиком постепенно открывают задвижку на напорной линии насосной станции. Если насос не подает воду, открывают пробку на второй ступени насоса, выпускают воздух из насоса до появления струи воды и быстро закрывают. Операцию повторяют до тех пор, пока насос не начнет подавать воду.
После установления требуемого режима проверяют показания контрольно-измерительных приборов станции и включают автоматическую защиту. Колебание стрелки вакуумметра вызывается подсосом воздуха во всасывающий трубопровод или засорением сетки заборника. Колебание стрелки манометра указывает на скопление в нем воздуха. Во избежание нагрева воды в насосе работают с закрытой задвижкой не более 3—4 мин.
Наблюдают за сальниковой набивкой насоса. Вода через нее должна просачиваться непрерывно редкими каплями (примерно 30— 50 капель в 1 мин). При отсутствии течи отворачивают гайки буксы до тех пор, пока вода не будет просачиваться с нужной скоростью.
Подготовка к работе колесного дождевателя «Волжанка». Подготовка участка. Изгиб перемещаемой машины будет наименьшим, если ее крылья расположены строго перпендикулярно к линии водоподающего трубопровода с гидрантами. Сначала по краям поля вдоль трубопровода с гидрантами на намеченных позициях размещают постоянные вешки, затем по одной линии с ними перпендикулярно линии водоподающего трубопровода ставят 3—5 временных вешек по длине позиции.
Одна из вешек должна быть на линии прохода ведущей тележки. Реперы на промежуточных позициях позволяют правильно ориентировать машину во время выравнивания трубопровода. Высота вешек 75—85 см, верхнюю часть их окрашивают в яркий цвет. В зависимости от поливаемых культур постоянные вешки вдоль линии гидрантов устанавливают через 10 (пропашные) или 30 (многолетних травы) позиций.
После подключения дождевального крыла к гидранту его промывают и закрывают заглушкой концевой патрубок.
В начале поливного сезона во время пробного пуска машины проверяют работу всех механизмов и их регулировку. Оператор устанавливает тормоза в транспортное положение. Сняв кожух, запускает и прогревает двигатель. Проверяет полный слив воды из трубопровода, перекатывает крыло машины на следующую позицию. Останавливает двигатель и закрывает его металлическим кожухом. Устанавливает тормоза в рабочее положение. Далее переходит к гидранту.
При подготовке машины к поливу проверяют выдвигание телескопического соединения из трубопровода, подключение к гидранту и установку опоры под телескопическую трубу.
Постепенно открыв задвижки гидранта, регулируют давления воды на входе в трубопровод до 0,4 МПа. После выдачи поливной нормы постепенно прикрывают задвижки гидранта. Отсоединяют машину от колонки гидранта и переносят колонку на следующую позицию и устанавливают ее на гидрант. При перегоне машины снимают опору телескопической трубы, задвигают телескопическое соединение и трубопровод.
При переездах дождевателя оператор следит за искривлением и боковым уходом трубопровода; при необходимости исправляет направление движения, выравнивает трубопровод. Наибольший боковой уход, который можно устранить при помощи телескопического соединения с гидрантом, составляет 3 м. Проворачивание колес на трубопроводе можно обнаружить по появлению на трубе светлых царапин, которые просматриваются в зазоре между двумя полуступицами колес.
Операции по выравниванию трубопровода наиболее трудоемки. За счет потерь времени на выравнивание производительность полива снижается на 10—12%, увеличивается физическая нагрузка на рабочих-поливалыциков. Поливной трубопровод искривляется при любом агрофоне. По мере уплотнения почвы поливаемого участка искривление уменьшается.
При большом искривлении выравнивают трубопровод за несколько проходов. Колеса переставляют вручную или специальным рычагом, начиная от ближайшего к приводной тележке колеса. При первом же проходе снимается значительная часть внутренних напряжений поливного трубопровода. После первого подравнивания вновь возвращаются к приводной тележке и повторяют цикл. При другом варианте выравнивания, если за один прием невозможно переставить колесо на расстояние, необходимое для получения прямолинейности трубопровода, после корректировки двух-трех секций возвращаются к колесу и продолжают выравнивание. Трубопровод выравнивают через пять-шесть позиций, затрачивая на эту операцию 35—40 мин.
Для частичного изменения направления движения вручную переставляют в нужном направлении вперед и назад два-три опорных колеса, находящихся по обеим сторонам от ведущей тележки.
При поливе дождевальные аппараты должны равномерно вращаться в вертикальном положении с частотой 1 оборот в 2—3 мин, сливные клапаны должны быть закрыты. Оператору следует периодически проверять давление воды в трубопроводе.
При скорости ветра более 5 м/с используют дополнительные тормоза для тележки и трубопровода.
После полива гидрант плавно закрывают, отъединяют от него крыло и сливают всю воду из трубопровода через клапаны. После этого крыло дождевателя перекатывают при помощи приводной тележки на следующую позицию, по необходимости подравнивают, присоединяют к гидранту и постепенно открывают его.
Подготовка к работе «Фрегата». При правильной подготовке к работе машина «Фрегат» выдает заданную поливную норму при равномерном распределении слоя осадков на поливаемой площади вдоль всего трубопровода. Для эффективной эксплуатации машины необходимо использовать ее на нескольких позициях в зависимости от зональной предельной поливной нормы, поливать ночью, а также уменьшать продолжительность простоев по техническим и организационным причинам.
Настройка дождевальных аппаратов. В начале каждого поливного сезона необходимо правильно расставить дождевальные аппараты по длине трубопровода и отрегулировать их. Если машина поливает неравномерно, то, вероятно, не выполнено хотя бы одно из этих условий. Так, при полностью открытом кране перед каждым аппаратом количество вылитой воды на первой трети радиуса орошаемого круга, считая от неподвижной опоры, оказывается на 20-25% выше, а на последней трети — на столько же ниже заданной поливной нормы. Это значит, что до 65 % площади поливается не в требуемом режиме. В таких случаях фактические поливные нормы у отдельных тележек различны. В результате этого урожаи снижаются как от обильного полива, так и от недополива. Избыток влаги вызывает заболачивание, засоление и эрозию почвы, а на площадях с пятнами солонцов — пробуксовывание колес опорных тележек. Кроме того, неравномерное распределение дождя машинами «Фрегат» не позволяет определить наилучший срок полива, требуемую поливную норму, что ведет к бессистемному орошению.
При проверке правильности расстановки дождевальных аппаратов и их настройки руководствуются данными заводской инструкции. Порядковый номер аппарата считают, начиная от неподвижной опоры После расстановки важно проверить соответствие типа аппарата, диаметра сопла и рабочего напора месту установки. Тип аппарата и диаметр сопла указаны на деталях. Рабочее давление регулируют муфтовым краном на стояке перед дождевальным аппаратом и проверяют прибором ППД. Рабочий напор концевого аппарата не регулируют.
Регулируют аппараты на неподвижной машине. Для этого полностью закрывают кран-датчик скорости, поставив рукоятку в положение «Закрыто», поднимают толкатели колес, открывают краны перед всеми среднеструйными аппаратами и устанавливают рабочее давление воды по манометру машины с учетом ее модификации.
Рекомендуемая последовательность контрольной настройки — от неподвижной опоры к консольной части. При проверке закрывают кран перед аппаратом, устанавливают и закрепляют хомут с трубкой Пито прибора на насадке большего диаметра и затем плавно открывают кран до тех пор, пока не установится необходимое давление по манометру прибора.
При настройке последующих (по длине трубопровода) аппаратов может измениться давление в струе предыдущих аппаратов. Поэтому необходимо провести повторную настройку всех дождевальных аппаратов.
После регулировки среднеструйных аппаратов проверяют положение переключающих хомутов на концевом дождевальном аппарате для создания сектора полива, угол между ними должен быть равен примерно 200° и распределен поровну относительно оси трубопровода.
После проверки настройки дождевальных аппаратов вводят в струю винты-рассекатели так, чтобы не нарушить компактность струи и характер вращения аппарата. Дальность полета после этого должна уменьшиться не более чем на 0,6 м.
Для сокращения затрат времени на последующую гидравлическую настройку аппаратов необходимо после завершения настройки на каждом кране сделать насечки, фиксирующие положение стержня муфтового крана при его оптимальном открытии. За оросительный период регулировки аппаратов не нарушаются.