Способы полива и техника полива, подготовка машин к поливу

Орошение сельскохозяйственных культур может быть поверхно­стное, дождеванием и подпочвенное.

Поверхностный полив по характеру увлажнения почвы и услови­ям механизации проводится напуском по полосам, площадкам или чекам с затоплением всей поверхности участка (травы, зерновые) или с подачей воды по бороздам (пропашные культуры).

Дождевание с увлажнением поверхности почвы проводится дож­девальными агрегатами (аппаратами, крыльями с насадками или шлейфами) с разбрызгиванием воды в движении или позицион­но, с подачей воды по трубам или с забором ее из открытых оро­сителей.

При подпочвенном орошении увлажняется корнеобитаемый слой (в основном вследствие капиллярного подъема веды) из подзем­ных труб с отверстиями, пористых труб или кротовин, а также с помощью регулирования уровня стояния грунтовых вод. Подпоч­венное орошение можно применять и при двойном регулировании водного режима (орошение и осушение).

Техника полива должна обеспечивать получение максимального урожая сельскохозяйственных культур. При этом растения должны использовать влагу и питательные вещества из всей толщи корнео­битаемого слоя. Ни один из способов полива не универсален.

При выборе техники полива следует учитывать требуемые напо­ры. Для дождевания они самые большие (порядка 2—10 МПа); зна­чительно меньше напоры требуются при подпочвенном орошении (до 1 м) и незначительные < 0,5-0,6 м - при самотечном.

Полив по бороздам позволяет наилучшим образом увлажнить по­чву на всю глубину развития корневой системы основных культур, возделываемых при орошении в засушливой зоне. Его экономичес­кие показатели зависят от типа ирригационной сети, наличия со­оружений, длины поливной борозды, используемого инвентаря, а также от рельефа. Правильный выбор техники полива позволяет в оптимальных природных условиях достичь высокой производитель­ности труда, небольшой стоимости и хорошего качества полива.

Дождевание сельскохозяйственных культур позволяет более точно регулировать увлажнение верхнего слоя почвы при малых поли­вных нормах. Степень увлажнения почвы при дождевании в значи­тельной мере зависит от типа используемых машин или установок и применяемых разбрызгивателей.

Наиболее производительные самоходные машины характеризу­ются высокой интенсивностью дождя, что способствует довольно быстрому поверхностному стоку воды и вызывает образование кор­ки, особенно на сероземных почвах. Высокая интенсивность дождя ограничивает глубину увлажнения почвы до 30—40 см и соответ­ственно уменьшает поливную норму. Стоимость полива дождева­нием значительно выше, чем по бороздам.

Дождевание перспективно в первую очередь в районах недоста­точного увлажнения для орошения сельскохозяйственных культур при малых поливных и оросительных нормах, а также в районах с резко выраженной недостаточной водообеспеченностью. В хлопко­вой зоне, на системах с нормальной водообеспеченностью, дожде­вание может получить развитие там, где проведение полива по бо­роздам связано с излишними потерями воды или эрозией почвы.

Дождевание имеет следующие преимущества по сравнению с поверхностным орошением: позволяет проводить полив земель с повышенной водопроницаемостью, а также в предгорных районах, которые недоступны для других способов орошения и где можно использовать естественный напор воды; требует меньших затрат на подготовку и выравнивание поверхности; не вызывает эрозии и засоления почвы; дает экономию воды по сравнению с поверхнос­тным поливом, а также экономию в затратах труда; вместе с водой можно распылять ядохимикаты для борьбы с вредителями и болез­нями растений; может быть применено для защиты растений от заморозков.

Дождевание оказывает благоприятное физиологическое воздей­ствие на растения и обеспечивает более раннее созревание их при меньших затратах оросительной воды. Дождевание легко поддается автоматическому регулированию и дистанционному управлению.

Применение дождевания в первую очередь зависит от правиль­ного соотношения между поливной нормой, интенсивностью дож­дя и продолжительностью полива.

Интенсивность дождя, как основной фактор нормального ув- лажнения поля, должна соответствовать водопроницаемости по­чвы, уклону поливного участка и потребности культуры в воде.

К недостаткам дождевания можно отнести высокую стоимость оборудования, большую удельную металлоемкость (100—300 кг/га) и значительные затраты энергии на водоподачу для создания боль­ших напоров. Ветер нарушает равномерность полива. Эффективность полива в ветреную и жаркую погоду снижается.

Различают стационарные, полустационарные и передвижные дождевальные системы.

Преимущества подпочвенного орошения: непрерывно поддер­живается необходимая влажность корнеобитаемого слоя, при этом не образуется корка и сохраняется структура почвы; отсутствие оросительной сети на поле создает условия для работы механизмом по уходу, обработке и уборке; создаются лучшие условия для вод­ного, воздушного, температурного и питательного режима почвы; достигается в значительной степени экономия оросительной воды и повышение урожайности при сокращении затрат труда; умень­шаются объемы планировочных работ.

Двухконсольный дождевальный агрегат ДДА-100МА является са­моходной короткоструйной дождевальной машиной, производя­щей полив в движении. Рекомендуется применять на крупных мас­сивах (более 50 га) с минеральными почвами, при спокойном ре­льефе местности и отсутствии различных препятствий (линий передач, построек). Нельзя применять на мощных торфяниках, пес­ках и на почвах с низкой водопроницаемостью.

Дождеватель «Волжанка» является самоходной среднеструйной машиной позиционного действия. При каждом переходе машины с позиции на позицию ее колесами повреждается до 1,5% растений, в связи с чем «Волжанку» целесообразнее использовать в районах с малым числом поливов.

Дождевальная машина «Фрегат» является автоматизированной самоходной многоопорной среднеструйной дождевальной маши­ной кругового действия. Обеспечивает равномерный полив (коэф­фициент полива 0,74—0,85). В сочетании с дальнеструйными дожде­вальными аппаратами типа ДД-30, расположенными на площади, не охваченной «Фрегатом» (по углам), эти машины можно исполь­зовать для полива, особенно на юге и юго-востоке.

Дальнеструйные дождеватели ДДН-70 и ДДН-100 являются са­моходными дальнеструйными дождевальными машинами позици­онного действия. Полив производится по кругу или по сектору (при ветре). Качество дождя и равномерность полива невысокие и под­вержены сильному влиянию ветра.

Эти машины целесообразно использовать только там, где при­менение других машин затруднено на пересеченном рельефе, при наличии препятствий, на неудобных участках, прилегающих к мас­сивам, поливаемых широкозахватными машинами.

Оросительные комплекты КИ-50 «Радуга» являются среднеструй­ными переносными дождевальными установками, которые состоят из передвижных насосных станций, магистрального, распределитель­ного трубопроводов и четырех дождевальных крыльев из тонкостен­ных алюминиевых разборных труб, среднеструйных дождевальных аппаратов, соединительной арматуры и гидроподкормщика для по­лива с подкормкой растворимыми минеральными удобрениями. С помощью этих комплектов можно на прилегающих к водоисточнику землях орошать небольшие участки (до 50 га) овощей.

Для транспортирования воды от передвижных насосных стан­ций в оросительную сеть к дождевальным машинам промышлен­ность выпускает разборные трубопроводы разного диаметра. Так, для транспортировки и подачи воды в машину «Волжанка» вы­пускается алюминиевый быстроразборный трубопровод РТЯ-220. Длина одной трубы 9 м, диаметр 220 мм, толщина стенки 2,5 мм, рабочее давление до 98—588 кПа. Длина комплекта до 1000 м. Тру­бопровод комплектуется трубой проходной, трубой с гидрантом, переходом и заглушкой. Для комплектования быстроразборных трубопроводов, идущих от насосных станций в оросительную сеть, к дождевальным машинам и установкам выпускается водораспре­делительная арматура, состоящая из гидрантов-задвижек, заглу­шек, колонок и присоединительных устройств.

Для комплектации дождевальных машин и установок выпуска­ются короткоструйные дефлекторные насадки (для ДДА-100МА); среднеструйные (для «Волжанки», ДФ-120, ДМУ, КИ-50), даль­неструйные дождевальные аппараты для работы от гидрантов ста­ционарных и разборных напорных трубопроводов.

Дождевальные аппараты в сочетании с разборными трубопроводами и передвижными насосными станциями применяются аналогично КИ-50 для организации орошения на участках площадью от 25 до 100—150 га, расположенных близ реки, канала или поло хранилища.

Подготовка ДДН-70 к работе. Проверяют комплектность и ис­правность машины в целом и дополнительного оборудования к ней, инструмента. Затем устанавливают навеску трактора по трехточеч­ной схеме и навешивают дождеватель.

Подготовка навески трактора ДТ-75М для работ с дождеваль­ными машинами типа ДДН. Снимают хомут и отсоединяют цепь от левой продольной тяги. Затем вынимают стопорный болт, расшплинтовывают и выбивают палец, отсоединяют левую продольную тягу от центрального шарнира. Совмещая вилку продольной тяги с серь­гой левого шарнира, устанавливают и закрепляют болт и палец. После этого вращением регулировочных муфт увеличивают до пре­дела длину раскосов и устанавливают их на свободный ход, для чего вынимают палец из отверстия в раскосе и закрепляют его в ушках штырем.

Закрепляют ограничительные цепи на серьге левого и правого шарниров пальцем вертикальных раскосов, а на продольных тягах — хомутами. Ставят центральную тягу по оси симметрии, для чего ос­вобождают болты стопорных колец, передвигают левое стопорное кольцо на одно отверстие влево и закрепляют его болтом, передви­нув шарнир центральной тяги влево до упора с левым стопорным кольцом, а правое стопорное кольцо до упора с шарниром и зак­репляют его болтом.

Присоединяют серьги раскосов к головкам подъемных рычагов слева по ходу трактора. Завершают переоборудование проверкой работы гидроподъемника.

Подготовка навески трактора Т-4 для работы с дождевальной машиной ДДН-100.

Устанавливают правую и левую нижние тяги соответственно на правую и левую боковые головки. Потом увеличивают и регулиру­ют длину растяжек, удлиняя их цепи за счет использования допол­нительных звеньев, которые при двухточечной схеме навески сво­бодно висят на стремянке.

После этого устанавливают и закрепляют раскосы нижних (с левой стороны) задних головок подъемных рычагов. Затем устанав­ливают раскосы на свободный ход, для чего вынимают палец из отверстия в раскосе и закрепляют его в ушках штырем. Ставят цен­тральную тягу по оси симметрии, для чего освобождают болты сто­порных колец, передвигают левое стопорное кольцо на одно от­верстие влево и закрепляют его болтом, передвинув шарнир цент­ральной тяги влево до упора с левым стопорным кольцом, а правое стопорное кольцо до упора с шарниром, и закрепляют его болтом. После, этого присоединяют серьги раскосов к головкам подъем­ных рычагов слева по ходу трактора. Проверяют правильность рабо­ты гидроподъемника.

Подготовка навески трактора Т-150К для работы с дождеваль­ной машиной ДДН-100.

Если на тракторе установлено прицепное устройство, то его снимают. Нижние тяги устанавливают в крайнее положение на оси и закрепляют упорами. Верхнюю (центральную) тягу размещаю! по оси трактора, а раскосы — с левой стороны относительно подъем­ных рычагов. Затем ставят раскосы на свободный ход, для чего вы­нимают палец из отверстия в раскосе и закрепляют его в ушках штырем. После этого центральную тягу располагают по оси сим­метрии, для чего освобождают болты стопорных колец, передвига­ют левое стопорное кольцо на одно отверстие влево и закрепляю! его болтом, переместив шарнир центральной тяги влево до упора с левым стопорным кольцом, а правое стопорное кольцо — до упора с шарниром. Закрепляют его правым болтом. После этого присое­диняют серьги раскосов к головкам подъемных рычагов слева по ходу трактора и проверяют работу гидроподъемника.

Присоединение навесной дождевальной машины типа ДДН. Сначала ставят защитные козырьки кожуха карданной передачи: один на трак­торе (к ДТ-75М при помощи фланца), второй на крышке насоса- редуктора. Затем ствол вручную направляют вперед (в сторону насо­са-редуктора), всасывающий трубопровод опускают до земли и на­правляют влево по ходу трактора. На валу насоса — редуктора устанавливают шарнир карданного вала и закрепляют вилку болтом с корончатой гайкой. У правильно установленного карданного вала внутренние вилки шарниров должны находиться в одной плоскости.

Нижние тяги механизма навески опускают, и трактор задним ходом подают к дождевателю так, чтобы между шарнирами ниж­них тяг и присоединительными пальцами дождевальной машины расстояние было не более 60 мм. Изменяя длину механизма, доби­ваются совпадения шарниров нижних тяг и присоединительных пальцев рамы дождевателя по высоте. Надевают тяги на присоеди­нительные пальцы рамы и фиксируют их чекой.

Трактор подают назад до полного «выбора» расстояния переме­щения обеих нижних тяг и поднимают дождеватель, устанавливают пальцы этих тяг в отверстиях. Ставят шарнир карданной передачи на ВОМ трактора, закрепляют его болтом с корончатой гайкой и зашплинтовывают.

При помощи основного цилиндра, растяжек и регулируемой вер­хней тяги механизма навески размещают в одной плоскости вал от­бора мощности трактора и вал насоса-редуктора. Несоосность не дол­жна превышать 35 мм. Нижнюю плоскость рамы дождевателя уста­навливают в горизонтальное положение и фиксируют разгрузочными цепями, натяжение которых регулируют специальной гайкой.

Прикрепляют среднюю часть защитного кожуха карданной пе­редачи. Вакуум-аппарат крепят на выпускной трубе трактора и со­единяют его со штуцером насоса дождевателя специальным ваку­ум-проводом.

У машины ДДН-100 соединяют рукавами высокого давления гидроцилиндр механизма подъема всасывающей линии с гидро­распределителем трактора. Проверяют работу насосного оборудо­вания, сделав несколько кратковременных, не более 1—2 мин, вклю­чений водяного насоса.

Подготовка ДДА-100А к работе. Подготовка сети. Дорога для дви­жения агрегата во время полива должна проходить параллельно оросителю с левой стороны (по течению) от него. Трассы времен­ных оросителей и прилегающих к ним дорог до нарезки каналов в начале каждого поливного сезона должны быть выровнены, спла­нированы и прикатаны. Ширина полосы планирования 5 м. Глуби­на канала по отношению к дороге должна быть не менее 0,5 м.

Уровень воды в канале в зоне расположения клапана всасываю­щей системы агрегата должен быть не менее 40 см. Уровень поддер­живают временными перемычками, которые делят канал на от­дельные участки, равные длине гона.

Подготовка агрегата к поливу. В начале проверяют укомплекто­ванность дождевальной машины. Перед пуском агрегата трактор заправляют топливом, маслом и водой, а масляный бак гидросис­темы — дизельным маслом.

После прогрева двигателя и определения по показаниям прибо­ров правильности режима его работы закрывают боковины капота и выводят агрегат на исходную для начала работы позицию у вре­менного оросителя. При помощи рычага гидросистемы опускают во временный ороситель всасывающий клапан поплавок, включа­ют газоструйный эжектор, установленный на выпускной трубе дви­гателя трактора, и всасывающая линия и рабочая полость центро­бежного насоса заполняются водой. Продолжительность отсасыва­ния воздуха должна быть не более 3 мин.

После заполнения всасывающей линии и насоса водой, о чем можно узнать по выбросу водяной пыли из эжектора, отключают эжектор и включают муфту для передачи вращения на вал насоса. Если заполнение насоса длится более 3 мин, проверяют герметич­ность соединений всасывающей линии. Для этого наблюдают в те­чение 5—10 мин за наполненной всасывающей системой и нерабо­тающим насосом. Появившиеся подтеки воды свидетельствуют об отсутствии герметичности. При работающем насосе герметичность контролируют по разрежению (показания вакуумметра 200-300 мм).

Для придания поплавку всасывающего клапана плавучести и предупреждения подсасывания воздуха через предохранительную сетку противовес на всасывающей линии заполняют водой.

Перед первым поливом опробуют агрегат с водой и промывают центральное поворотное кольцо и трубы нижнего пояса при сня­тых концевых аппаратах. После 2—3 мин промывки останавливают аппараты и проверяют правильность расстановки насадок по длине водопроводящих труб-консолей: диаметр сопл насадок должен уве­личиваться от середины фермы к ее концам. При работающем агре­гате следят за распределением воды через насадки. Нарушения можно обнаружить при внимательном наблюдении за работой агрегат;) с расстояния в несколько метров.

Для проверки работы гидросистемы поднимают и опускают коп соли и всасывающую линию сначала без воды, затем с водой по время позиционного полива. Делают это осторожно и кратковременно, следя за положением консолей; все операции подъема и опускания консолей фермы должны протекать плавно, без заеданий.

Подготовка к работе КИ-50. Установка насосной станции. Выбирают горизонтальную площадку на берегу реки, пруда или канала. Опускают на землю и закрепляют три подвижные опоры для частичной разгрузки колес и предупреждения возможного опрокидывания. Для этого вращением регулировочного винта передней оно ры устанавливают раму насосной станции в горизонтальное поло­жение и задние регулируемые опоры в рабочее положение. Башмаки опор доводят до соприкосновения с землей. Регулировочные вин ты всех трех опор поворачивают дополнительно на три-четыре обо­рота. Станцию располагают перпендикулярно берегу или каналу на расстоянии не ближе 1,5 м.

Опускают заборник всасывающего трубопровода в воду на глу­бину до 0,5 м. При помощи механизма подъема заборник удержива­ют на требуемой глубине.

При монтаже всасывающего трубопровода обращают внимание на плотность фланцевых соединений. Подсоса воздуха не должно быть, т. к. это приводит к срыву струи и остановке насоса. Высота располо­жения насоса над уровнем воды не должна превышать 3,5 м.

При сильно засоренном водоеме устанавливают соответствую­щие местным условиям заградители, защищающие заборник. Пос­ле подсоединения всасывающего и напорного трубопроводов гото­вят к пуску насос и двигатель.

Подготовка насоса к пуску. Проверяют центровку валов двигателя и насоса, которая могла быть нарушена при транспортировке стан­ции. Смещение осей валов допускается 0,3 мм, разность торцевых зазоров между полумуфтами двигателя и насоса, замеренных в диа­метрально противоположных точках, не должна превышать 1 мм, расстояние между полумуфтами должно быть в пределах 2—6 мм. Центровку валов проверяют на насосной станции, установленной н рабочем положении. Величину смещения осей валов двигателя и на­соса определяют следующим образом: на одну из полумуфт жестко закрепляют индикатор, измерительный наконечник которого дол­жен касаться поверхности другой полумуфты. Проворачиванием полумуфты с индикатором определяют величину смещения осей валов. Величины торцовых зазоров определяют щупом.

Проверяют смазку в подшипниках и шарнирной муфте всасыва­ющего трубопровода. При необходимости смазывают. Проверяют набивку сальников. Закрывают задвижку на напорном трубопрово­де. Устанавливают золотник на требуемый режим работы насоса.

Отключают автоматическую защиту. Устанавливают необходимый режим работы насоса — последовательный или параллельный. Дви­гатель к пуску готовят в соответствии с инструкцией по его эксп­луатации.

Пуск насосной станции. Включают сцепление двигателя перево­дом рычага механизма сцепления до отказа «на себя». Пускают и прогревают двигатель в соответствии с инструкцией по его эксплу­атации. Время работы двигателя с выключенным сцеплением не должно превышать 10 мин.

Включают газоструйный вакуум-аппарат вытягиванием тяги эжектора «на себя» до отказа. Открывают пробковый кран на ли­нии заполнения насоса. Постепенно повышают частоту вращения двигателя до номинальной при помощи рычага управления. После заполнения всасывающего трубопровода и насоса водой над диф­фузором появятся водяная пыль и вода.

Закрывают кран системы заполнения, частоту вращения двига­теля снижают до минимума, включают сцепление и нажатием тяги «на себя» выключают эжектор. Рычагом управления повышают час­тоту вращения двигателя до номинальной и маховиком постепенно открывают задвижку на напорной линии насосной станции. Если насос не подает воду, открывают пробку на второй ступени насоса, выпускают воздух из насоса до появления струи воды и быстро зак­рывают. Операцию повторяют до тех пор, пока насос не начнет по­давать воду.

После установления требуемого режима проверяют показания контрольно-измерительных приборов станции и включают автома­тическую защиту. Колебание стрелки вакуумметра вызывается под­сосом воздуха во всасывающий трубопровод или засорением сетки заборника. Колебание стрелки манометра указывает на скопление в нем воздуха. Во избежание нагрева воды в насосе работают с зак­рытой задвижкой не более 3—4 мин.

Наблюдают за сальниковой набивкой насоса. Вода через нее дол­жна просачиваться непрерывно редкими каплями (примерно 30— 50 капель в 1 мин). При отсутствии течи отворачивают гайки буксы до тех пор, пока вода не будет просачиваться с нужной скоростью.

Подготовка к работе колесного дождевателя «Волжанка». Подго­товка участка. Изгиб перемещаемой машины будет наименьшим, если ее крылья расположены строго перпендикулярно к линии во­доподающего трубопровода с гидрантами. Сначала по краям поля вдоль трубопровода с гидрантами на намеченных позициях разме­щают постоянные вешки, затем по одной линии с ними перпен­дикулярно линии водоподающего трубопровода ставят 3—5 времен­ных вешек по длине позиции.

Одна из вешек должна быть на линии прохода ведущей тележки. Реперы на промежуточных позициях позволяют правильно ориен­тировать машину во время выравнивания трубопровода. Высота ве­шек 75—85 см, верхнюю часть их окрашивают в яркий цвет. В зави­симости от поливаемых культур постоянные вешки вдоль линии гидрантов устанавливают через 10 (пропашные) или 30 (многолет­них травы) позиций.

После подключения дождевального крыла к гидранту его про­мывают и закрывают заглушкой концевой патрубок.

В начале поливного сезона во время пробного пуска машины проверяют работу всех механизмов и их регулировку. Оператор устанавливает тормоза в транспортное положение. Сняв кожух, за­пускает и прогревает двигатель. Проверяет полный слив воды из трубопровода, перекатывает крыло машины на следующую пози­цию. Останавливает двигатель и закрывает его металлическим ко­жухом. Устанавливает тормоза в рабочее положение. Далее перехо­дит к гидранту.

При подготовке машины к поливу проверяют выдвигание теле­скопического соединения из трубопровода, подключение к гид­ранту и установку опоры под телескопическую трубу.

Постепенно открыв задвижки гидранта, регулируют давления воды на входе в трубопровод до 0,4 МПа. После выдачи поливной нормы постепенно прикрывают задвижки гидранта. Отсоединяют машину от колонки гидранта и переносят колонку на следующую позицию и устанавливают ее на гидрант. При перегоне машины снимают опору телескопической трубы, задвигают телескопичес­кое соединение и трубопровод.

При переездах дождевателя оператор следит за искривлением и боковым уходом трубопровода; при необходимости исправляет на­правление движения, выравнивает трубопровод. Наибольший бо­ковой уход, который можно устранить при помощи телескопичес­кого соединения с гидрантом, составляет 3 м. Проворачивание ко­лес на трубопроводе можно обнаружить по появлению на трубе светлых царапин, которые просматриваются в зазоре между двумя полуступицами колес.

Операции по выравниванию трубопровода наиболее трудоемки. За счет потерь времени на выравнивание производительность по­лива снижается на 10—12%, увеличивается физическая нагрузка на рабочих-поливалыциков. Поливной трубопровод искривляется при любом агрофоне. По мере уплотнения почвы поливаемого участка искривление уменьшается.

При большом искривлении выравнивают трубопровод за несколь­ко проходов. Колеса переставляют вручную или специальным ры­чагом, начиная от ближайшего к приводной тележке колеса. При первом же проходе снимается значительная часть внутренних на­пряжений поливного трубопровода. После первого подравнивания вновь возвращаются к приводной тележке и повторяют цикл. При другом варианте выравнивания, если за один прием невозможно переставить колесо на расстояние, необходимое для получения прямолинейности трубопровода, после корректировки двух-трех секций возвращаются к колесу и продолжают выравнивание. Тру­бопровод выравнивают через пять-шесть позиций, затрачивая на эту операцию 35—40 мин.

Для частичного изменения направления движения вручную пе­реставляют в нужном направлении вперед и назад два-три опорных колеса, находящихся по обеим сторонам от ведущей тележки.

При поливе дождевальные аппараты должны равномерно вра­щаться в вертикальном положении с частотой 1 оборот в 2—3 мин, сливные клапаны должны быть закрыты. Оператору следует перио­дически проверять давление воды в трубопроводе.

При скорости ветра более 5 м/с используют дополнительные тормоза для тележки и трубопровода.

После полива гидрант плавно закрывают, отъединяют от него крыло и сливают всю воду из трубопровода через клапаны. После этого крыло дождевателя перекатывают при помощи приводной тележки на следующую позицию, по необходимости подравнива­ют, присоединяют к гидранту и постепенно открывают его.

Подготовка к работе «Фрегата». При правильной подготовке к работе машина «Фрегат» выдает заданную поливную норму при равномерном распределении слоя осадков на поливаемой площади вдоль всего трубопровода. Для эффективной эксплуатации машины необходимо использовать ее на нескольких позициях в зависимос­ти от зональной предельной поливной нормы, поливать ночью, а также уменьшать продолжительность простоев по техническим и организационным причинам.

Настройка дождевальных аппаратов. В начале каждого поливного сезона необходимо правильно расставить дождевальные аппараты по длине трубопровода и отрегулировать их. Если машина поливает неравномерно, то, вероятно, не выполнено хотя бы одно из этих условий. Так, при полностью открытом кране перед каждым аппара­том количество вылитой воды на первой трети радиуса орошаемого круга, считая от неподвижной опоры, оказывается на 20-25% выше, а на последней трети — на столько же ниже заданной поливной нормы. Это значит, что до 65 % площади поливается не в требуемом режиме. В таких случаях фактические поливные нормы у отдельных тележек различны. В результате этого урожаи снижаются как от обиль­ного полива, так и от недополива. Избыток влаги вызывает забола­чивание, засоление и эрозию почвы, а на площадях с пятнами со­лонцов — пробуксовывание колес опорных тележек. Кроме того, неравномерное распределение дождя машинами «Фрегат» не позво­ляет определить наилучший срок полива, требуемую поливную нор­му, что ведет к бессистемному орошению.

При проверке правильности расстановки дождевальных аппара­тов и их настройки руководствуются данными заводской инструк­ции. Порядковый номер аппарата считают, начиная от неподвиж­ной опоры После расстановки важно проверить соответствие типа аппарата, диаметра сопла и рабочего напора месту установки. Тип аппарата и диаметр сопла указаны на деталях. Рабочее давление регулируют муфтовым краном на стояке перед дождевальным ап­паратом и проверяют прибором ППД. Рабочий напор концевого аппарата не регулируют.

Регулируют аппараты на неподвижной машине. Для этого пол­ностью закрывают кран-датчик скорости, поставив рукоятку в по­ложение «Закрыто», поднимают толкатели колес, открывают кра­ны перед всеми среднеструйными аппаратами и устанавливают ра­бочее давление воды по манометру машины с учетом ее модификации.

Рекомендуемая последовательность контрольной настройки — от неподвижной опоры к консольной части. При проверке закры­вают кран перед аппаратом, устанавливают и закрепляют хомут с трубкой Пито прибора на насадке большего диаметра и затем плавно открывают кран до тех пор, пока не установится необходимое дав­ление по манометру прибора.

При настройке последующих (по длине трубопровода) аппара­тов может измениться давление в струе предыдущих аппаратов. Поэтому необходимо провести повторную настройку всех дожде­вальных аппаратов.

После регулировки среднеструйных аппаратов проверяют поло­жение переключающих хомутов на концевом дождевальном аппа­рате для создания сектора полива, угол между ними должен быть равен примерно 200° и распределен поровну относительно оси тру­бопровода.

После проверки настройки дождевальных аппаратов вводят в струю винты-рассекатели так, чтобы не нарушить компактность струи и характер вращения аппарата. Дальность полета после этого должна уменьшиться не более чем на 0,6 м.

Для сокращения затрат времени на последующую гидравличес­кую настройку аппаратов необходимо после завершения настрой­ки на каждом кране сделать насечки, фиксирующие положение стержня муфтового крана при его оптимальном открытии. За оро­сительный период регулировки аппаратов не нарушаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: