Вопросы для самостоятельной работы

 

1. Собственное определение большого средневекового стиля в искусстве, проиллюстрированное 2-3 примерами.

2. Определение содержания искусства Катакомбного периода

3. Анализ одного из иконографических типов, созданных в Катакомбный период

4. Сравнение одного из архитектурных объектов, характерных для периода официального признания христианства, с античным прообразом

5. Анализ одного скульптурного рельефа, характерного для периода официального признания христианства

6. Анализ одной фрески или мозаики, характерной для периода официального признания христианства

Тема 2. Искусство раннего Средневековья

План

 

Дороманское (раннесредневековое) искусство как генератор стилеобразования

Восточное направление развития средневекового стилеобразования

Западное направление развития средневекового стилеобразования

Каролингское Возрождение

Оттоновское Возрождение

Искусство книги/ Островной стиль

 

Дороманское (раннесредневековое) искусство как генератор стилеобразования

 

Королевства, вырастающие на обломках Римской империи, постоянно воевали. Отсутствие военно-политической стабильности обусловило генерацию искусства в достаточно защищенных объектах, прежде всего, в церквях и монастырях, обретающих крепостной, оборонительный характер. Практически не угасая, развитие архитектуры, монументальной живописи, скульптуры, ремесел вспыхивало в интервалах затишья. При  относительно спокойной жизни оно могло достигать исключительного уровня художественности.

Художественное стилеобразование получило два параллельных направления:

восточное, устремленное к живописно-цветовой разработке, насыщению пространства и декоративно-орнаментальному уплощению пластики;

западное, устремленное к объемно-пластической разработке, обогащению пространства при колористической сдержанности.

 

Восточное направление развития средневекового стилеобразования

 

В результате военно-политических перипетий наиболее яркой панорамой переходных форм: от раннехристианских к раннесредневековым и византийским, от западного к восточному направлению развития искусства оказалась Равенна.

 

В этом ракурсе показателен контраст между экстерьерами и интерьерами древнейших объектов архитектурного комплекса Равенны, прежде всего,

мавзолея Галлы Плацидии (ок. 440 г.),

баптистерия Неона (середина V в.),

арианского баптистерия (конец V — начало VI вв.),

базилики Сант-Аполлинаре-Нуово (конец V — начало VI вв.),        

базилики Сан-Витале (526—547 гг.),

базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе (549 г.).

 

Западное направление развития средневекового стилеобразования

Первые постройки в варварских королевствах свидетельствуют о забвении римского инженерного опыта, а антропоморфные изображения — о равнодушии к античному наследию. Воспринимая христианские сюжеты, варвары переосмысляли их в духе собственных мифов и выражали с опорой на народные традиции, первобытные суеверия, карнавальный юмор.

Интерес к античному стилеобразованию пробудился лишь к концу дороманского средневековья. Им отмечены два интервала этого периода— Каролингское возрождение (конец VIII — первая половина IX вв.) и Оттоновское возрождение (конец X в.). Молодые франкские и германские династии взяли на вооружение и имперскую идею, и ее художественные атрибуты, в том числе, искусство книги.

Каролингское Возрождение

Главной гордостью каролингов стала дворцовая капелла под восьмидольным куполом в Аахене, подражавшая базилике Сан-Витале.

Трактовка людей в живописи и скульптуре отличается брутальной выразительностью, вопреки или благодаря диспропорциям, деформациям, статике поз и напряженному выражению наивных лиц с широко раскрытыми глазами.

Оттоновское Возрождение

Церкви этого периода сохраняют базиликальный тип, но более просты и суровы.

Фрагментарно сохранившиеся фрески свидетельствуют об экспрессивном отношении к действительности и большой взволнованности языка. То же самое прослеживается и скульптурных рельефах из бронзы, дерева, стука.

В книжной иллюстрации, прежде всего, в школах монастыря Рейхенау, превалируют графичность, плоскостность, холодные локальные цвета и золотые фоны, приметы среды сведены до минимума. Накал чувств в передаче сюжетов доведен до предела. При этом даже в библейских сценах и придворной апологетике отчетливо проступает народная струя: в декор вплетаются фантастические чудища, забавные фигурки.

Искусство книги/ Островной стиль

Мобильное и технологически независимое изготовление иллюминированных рукописей стало самым актуальным из искусств по всей Европе, образуя школы и стили. Из самобытных, помимо каролингских и оттоновских, следует выделить школы Англии и Ирландии, создавшие непревзойденный по великолепию орнаментов Островной стиль.

 

1. Собственное определение специфики стилеобразования в раннесредневековом искусстве

2. Анализ одного из объектов Равенны как переходных форм от западного к восточному направлению развития искусства

3. Анализ одного из памятников архитектуры, скульптуры, живописи, характерных для Каролингского Возрождения

4. Анализ одного из памятников архитектуры, скульптуры, живописи, характерных для Оттоновского Возрождения

5. Анализ орнаментальной композиции одной из книг Островного стиля

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: