Адаптация античного наследия в живописи

Тема 1. Введение. Искусство раннего христианства

Тема 2. Искусство раннего Средневековья

Тема 3. Искусство Византии

Тема 4. Романское искусство

Тема 5. Готическое искусство

Тема 1. Введение. Искусство раннего христианства

       План

 

Средневековое искусство как стиль

Периодизация развития средневекового искусства

Периодизация развития раннехристианского искусства

Катакомбный период

Начало христианской архитектуры и монументальной живописи

Формирование канонических сюжетов, схем их соподчинения, иконографических типов

Период официального признания

Адаптация античного наследия в архитектуре

Адаптация античного наследия в скульптуре

Адаптация античного наследия в живописи

Средневековое искусство как стиль

Периодизация развития средневекового искусства

 

Большой Средневековый стиль расставил новые акценты миропонимания посредством языка пластического абстрагирования, системы выразительных приемов, намеренно отделяющих зрителя от заземленной реальности.

 

Развитие стиля охватывает более тысячелетия. Отсчитывать его, как и эпоху в целом, принято от 476 г., последней вехи падения Западной Римской империи. Завершение, как и конец Средних веков, связывается то с пробуждением Итальянского Ренессанса в XIII в., то с буржуазными революциями в Англии и Нидерландах в XVII в.

 

В течение нескольких десятилетий IV в. могущественная Римская империя отказалась от языческого пантеона богов, взяв на вооружение из эллинизированной Иудеи странную религию страдающего Богочеловека. Это означало полную перезагрузку мировоззрения и отражающего его искусства. После раскопок в Египте, Сирии и т.д. стало понятно, что зарождение христианской иконографии началось там, в I—II вв., а продолжилось, сложилось в целостную, стилистически определенную систему на европейской территории Римской империи в III в.

 

Следует подчеркнуть, что искусству Средневековья предшествовал переходный, подготовительный и накопительный этап внутри античности — позднеантичный или раннехристианский.

1.   Раннехристианское искусство —   III—VI   вв.

2.    Средневековое искусство    —   V—XV  вв.

2.1. Дороманское искусство           —  V—XI  вв./ становление феодализма

       2.2. Романское искусство           —   XI—XIII вв./ развитой феодализм

2.3. Готическое искусство            — XIII—XV вв./ упадок феодализма

 

Периодизация развития раннехристианского искусства

Раннехристианское искусство — от первых памятников новой религии, появившихся на европейской территории Римской империи в начале III в., до формирования варварских королевств в V—VI вв.

1. Катакомбный период                    — 200—313 гг.

2. Период официального признания — 313—600 гг.

 

Оставаясь средой обитания, языческая античность стала играть роль вчерашнего прошлого, оторваться от которого было физически невозможно, но необходимо. В соответствии с новым видением загробной жизни земное существование стало расцениваться как ничтожное, не достойное отображения. Оказалось, что тело есть темница для души, оковы для бессмертия, сосуд греха и соблазна.

Так рождался христианский идеал, противоположный античному идеалу. Искусство отказалось подражать натуре и устремилось к абстрагированию духовного и преодолению телесного, к символизации запредельного.

 

Катакомбный период

Начало христианской архитектуры и монументальной живописи

Круг памятников ограничивается украшением гробниц, мест проведения агап (трапез любви) и литургий, прежде всего в катакомбах, одежды и утвари.

    

Формирование канонических сюжетов, схем их соподчинения, иконографических типов

Иконографический тип, по Синдингу-Ларсену, есть «некоторый предмет или сюжет, изображенный или оформленный с целью передачи одного или нескольких специфических сообщений».

Именно в катакомбах начался

— отбор ключевых евангельских и ветхозаветных сюжетов («Благовещенье», «Рождество Христово», «Вознесение», «Тайная вечеря» и т.п.);

— формирование систем их ансамблевого расположения в пространстве целого (Христос в самой верхней точке, Богоматерь в абсиде и т.д.);

— разработка иконографических типов. Здесь появились образы Христа Доброго Пастыря, Христа Пантократора, Богоматери Оранты, апостолов Петра и Павла и т.д.

 

Например, Богоматерь стала изображаться как прекрасная восточная женщина с огромными глазами, тонким носом и маленьким скорбным ртом, одетая в синюю тунику и красныймафорий (покрывало, закрывающее голову и плечи), в четко фиксированном положении, указывающем на содержание конкретных эпизодов Евангелия. А, благодаря живописцам из катакомб Сан-Себастьяно на Аппиевой дороге, материализовались образы апостолов Петра и Павла. Причем так, что первый более двух тысяч лет изображается с короткой бородой и чёлкой, а второй — с длинной бородой и залысинами.

 

Период официального признания

Адаптация античного наследия в архитектуре

Поиск образцов культовой архитектуры — адаптация ротонд и базилик.

После издания Миланского эдикта в 313 году, ознаменовавшего прекращение гонений на христиан, началось массовое возведение церквей в Риме и за его пределами.

К VI веку восточная и западная архитектурные традиции разошлись. Обычным типом церкви в раннехристианской Италии становится осевая базилика и редким — ротонда, в то время как для Византии исключением будет базилика, а правилом — центрические структуры, в том числе, центрические базилики.

 

Адаптация античного наследия в скульптуре

Раннехристианской скульптуре пришлось расстаться с античной сосредоточенностью на чувственно воспринимаемой достоверности изображаемого.

Круглые, свободно стоящие статуи вытеснил высокий, густо заполненный рельеф, который со временем становился все ниже и просторней. К V в. в композициях рельефа усилилась роль линейного контура. А к VI в. от объемной моделировки вообще отказались, ограничившись разработкой двух планов: одного для фигур, другого для среды, тяготеющей к орнаментальному упорядочению, соответственно, к знаковости, символизму.

Адаптация античного наследия в живописи

Переформатирование иконографии придворных портретов, повествовательных рельефов, иллюстрированных рукописей.

Пространство композиций уплощалось. Все его элементы, включая людей, разобщались, связывались не столько между собой, сколько с универсальной иррациональной средой, как бы зависая в ней.

Из людей, по сути, вычиталось тело. Фигуры утратили физические отличия, прятались под просторными одеждами, тяготели к одинаковому фронтальному положению. Их объемная моделировка уступила место линеарной трактовке. Глаза предельно увеличивались, носы и рты уменьшались и т.д.

Все это наблюдалось и в монументальной живописи: фресках и мозаиках в книжной иллюстрации, и в фреске, и в светочувствительной мозаике, получившей ускоренное развитие благодаря переходу от тусклых камешков к блестящей смальте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: