Важнейшей составной частью регламентации и финансовой деятельности политической партии является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность механизма всеобъемлющего контроля. В широком смысле этот механизм включает в себя: государственные органы, осуществляющие контроль; объекты контроля; составы финансовых правонарушений и ответственность партий за их совершение. Организационные формы контроля за финансовой деятельностью политической партии различны в отдельных странах, но в целом можно выделить три основных вида государственных органов, осуществляющих такой контроль.
Первый вид – это государственные органы со специальной компетенцией (Комиссия по контролю за избирательными расходами и отчетами политических партий в Бельгии, Национальная комиссия по контролю за отчетами избирательной кампании политического финансирования во Франции, выполняющая проверку финансовых отчетов кандидатов, выдачу разрешений ассоциациям, созданным с целью их финансирования. В России такую функцию выполняют избирательные комиссии, на которые возложено еще множество функций). В ряде стран такие органы образуются парламентом или его структурными подразделениями. Например, членами бельгийской Комиссии по контролю являются председатели палат парламента,20 депутатов и 20 их заместителей, назначаемых пропорционально численности парламентских групп на срок легислатуры.
|
|
ЛЕГИСЛАТУРА (лат. lex (legis) - закон, latus -внесенный, установленный) - 1) срок полномочий, а также период деятельности избранного представительного органа; 2) название законодательных органов в отдельных государствах, а также в ряде штатов США. |
В Греции финансовые отчеты политических партий представляются спикеру, а их аудиторская проверка проводится комиссией, которая состоит из представителей всех парламентских фракций. Согласно принципу гласности и открытости финансовые отчеты должны публиковаться в официальных печатных органах (например, в Австрии - в Служебном приложении к Венской газеты), быть доступными каждому гражданину, средствам массовой информации.
Основными объектами финансового контроля являются: источники финансовых ресурсов партий (контроль за использованием только разрешенных источников); доходы, полученные из легальных источников (контроль за соблюдением установленных лимитов пожертвований во время общего и целевого финансирования, например, финансирование избирательных кампаний); расходы партий. Последнее касается, главным образом, избирательных расходов, которые по-разному определяются законодательством отдельных стран.
|
|
Более распространен второй вид – это государственные органы общего финансового контроля (в Германии – Финансовые инспекторы, в Испании - Счетная палата).
Третий, основной вид контрольных органов – избирательные комиссии, на которые в ряде стран возлагаются полномочия контролировать всю финансовую деятельность политических партий, а не только связанную с их участием в выборах. В США, политические партии могут собрать пожертвования не только в период проведения выборов, но и в течение календарного года. Федеральная избирательная комиссия осуществляет постоянный контроль за финансовыми ресурсами партий.
Все сказанное свидетельствует о том, что в большинстве стран преобладает система общего постоянного финансового контроля. Но рядом с ней везде действует система специального контроля за финансовой деятельностью партий в период выборов. Его, как правило, осуществляют органы, отвечающие за их организацию и проведение (избирательные комиссии, избирательные трибуналы и тому подобное).
Механизм финансового контроля основывается на таких принципах, как обязательная финансовая отчетность партий, ее гласность и открытость, юридическая ответственность партий за финансовые правонарушения.
Юридическая ответственность политических партий за финансовые правонарушения
Политические партии выполняют роль посредника между населением и государством, организуя общественный диалог по ключевым вопросам развития государства, расширяя масштабы самоуправления, формируя гражданскую активность, укрепляя ответственность за судьбу страны, социума и свою собственную жизнь. Политические партии имеют право выступать с инициативами по разным вопросам общественной жизни, участвовать в избирательной кампании, вносить предложения в органы государственной власти.
Юридическая ответственность распространяется на всех без исключения субъектов права. Политическая партия является субъектом различных видов юридической ответственности.