Формы государственного финансирования политических партий

Тема 13. «Формы и системы государственного финансирования партий»

1. Формы государственного финансирования политических партий.

2. Механизм финансового контроля.

3. Юридическая ответственность политических партий за финансовые правонарушения.

 

Формы государственного финансирования политических партий

 

Современному законодательству известны различные формы государственного финансирования политических партий: общая и специальная, прямая и непрямая (косвенная).

Общее (нецелевое) финансирование – предоставление государственных субсидий на текущую деятельность политических партий главным образом организационного характера (содержание партийного аппарата, проведение съездов и конференций, аренду помещений и приобретение оборудования и др.).

Специальное финансирование – субсидирование определенных видов деятельности (проведение избирательных кампаний, деятельности парламентских фракций).

В Западной Европе институт государственного финансирования политических партий состоялся в Западной Германии в 1959 году, в Австрии – в 1963 году, в Швеции – в 1964 году, а в Италии – в 1975 г.

В США подобная идея была реализована только в 1974 (когда был принят «Закон о федеральной избирательной кампании»).

К концу 1980 года институт государственного финансирования политических партий действовал в 21 стране мира (Аргентина, Бразилия, Колумбия Австралия, Доминиканская Республика, Эквадор, Гватемала, Канада, Коста-Рика, Дания, Финляндия, Франция, Израиль, Италия, Япония, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Турция, США, Венесуэла и Западная Германия). Таким образом, к концу 1990-х годов, 45 государств производили финансовое обеспечение избирательных объединений.

Правовое регулирование государственного финансирования политических партий в середине 1990-х годов было закреплено в законодательстве не только развитых западных демократий, но и в 45 странах Африки (Бенин, Габон, Египет, Эфиопия, Марокко, Мозамбик, Намибия, Танзания, Чад и др.), а также в 17 бывших социалистических странах (Босния, Латвия, Литва, Польша, Россия, Сербия, и т.д.). Международные правовые акты того времени однозначно определяли, что регулирование государственного финансирования политических партий относится к прерогативе национального законодательства.

Однако в начале 2000-х гг. в международном сообществе назрело понимание того, что финансирование политических партий таит в себе потенциальную, а иногда и весьма реальную угрозу развития коррупционных механизмов. Венецианская комиссия впервые в истории утвердила консолидированность обязательств стран–участников по государственному финансированию политических партий, а в 2003 году Комитет министров Совета Европы принял общие правила против коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний, статья 1 которых гласит: “Государство должно оказывать поддержку политическим партиям. Государственная поддержка должна быть в разумных пределах. Государственная поддержка может быть финансовой. Объективные, справедливые и разумные критерии должны применяться при распределении государственной поддержки. Государства должны обеспечивать, чтобы любая поддержка со стороны государства и/или граждан не носила характер вмешательства в независимость политических партий”.

В теории и на практике различают также прямое и косвенное финансирование выборов.

Прямое финансирование – перечисление, поступление, расходование, учет, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан, официально обособленных для целей выборов.

Косвенное финансирование выборов связано с оказанием финансовой и материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, бесплатным предоставлением эфирного времени и печатных площадей в СМИ во время выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов.

Различия между косвенным и прямым финансированием выборов сводятся к следующим.

v Во-первых, прямое финансирование осуществляется только в период избирательных кампаний, а косвенное не связано указанными временными рамками и возможно как в период избирательных кампаний, так и в другое время. Например, государство, граждане могут оказывать финансовую поддержку общественному объединению, политической партии как во время выборов, так и в любое другое время.

v Во-вторых, правовое регулирование косвенного финансирования выборов рассредоточено по разным отраслям права, не составляя предмета специального правового регулирования. При этом общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются финансовым правом, иные правоотношения –другими отраслями права, прежде всего налоговым и гражданским правом.

Правовое регулирование прямого финансирования выборов – предмет прежде всего публично-правового регулирования: конституционно-правового, финансово-правового, административно-правового. При этом возможны частноправовые отношения (например, при оплате труда сборщиков подписей), но в последних также присутствует общее конституционное правоотношение, которое привносит элемент публичности, постоянно напоминая об объективной стороне правоотношения, связанной с осуществлением государственной власти.

Выделяют четыре основные метода прямого государственного финансирования политических партий:

1) в зависимости от количества голосов, полученных партией на национальных (парламентских и президентских) или муниципальных выборах (Бельгия, Испания, Кипр). Так, в Бельгии согласно закону 1989 г. (с поправками 1991 г.) партии, имеющие хотя бы один мандат в нижней или верхней палате получают одинаковые субсидии плюс определенную сумму за каждый поданный за них голос. Испанские партии вправе рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства независимо от результатов выборов, что позволяет малым и вновь созданным партиям получать необходимые для развития ресурсы;

2) в равных долях для всех зарегистрированных политических партий;

3)сочетание двух способов: первая часть государственного финансирования, которая распределяется в соответствии с количеством полученных голосов, а вторая часть направляется в политические партии в равных долях;

4) в зависимости от числа голосов и числа мест в парламенте: часть государственного финансирования выделяется в соответствии с количеством полученных голосов, а часть идет на финансирование политических партий, допущенных к распределению депутатских мест в парламенте.

В Российской Федерации применяется первый метод распределения государством финансовых средств среди политических партий. Однако так было не всегда. В начале 90-х гг. в России существовало государственное 6 финансирование политических партий, но в виде субсидирования избирательных объединений.

Сегодняшняя схема прямого государственного финансирования политических партий была утверждена Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».Согласно первоначальной версии закона, объем средств из федерального бюджета, выделяемый на государственное финансирование политических партий, не мог быть менее 0,005 минимального размера заработной платы, утвержденного Федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году выделения этих средств, и умноженного на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предшествующих выборах депутатов Государственной Думы РФ или выборах Президента РФ. Таким образом, начальное значение прямого государственного финансирования избирательных объединений было привязано к размеру минимальной заработной платы. Исходя из положений Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», финансирование политических партий в расчете за один голос избирателя составило 50 коп. Начиная с 1 января 2006 года государственное финансирование политических партий было увеличено в 10 раз - до 5 рублей за голос. В 2009 году в связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в статьи 30 и 33 Федерального закона «О политических партиях» размеры государственного финансирования были увеличены еще в 4 раза - до 20 рублей за голос. С 1 января 2013 года финансирование увеличено до 50 рублей за один голос. Эти цифры сопоставимы со средним объемом государственного финансирования политических партий в странах, где оно применяется.

 

Также необходимо указать, что согласно российскому законодательству, государство финансирует только те партии, федеральный список кандидатов которых получил не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании на последних выборах в Государственную Думу РФ, а также в том случае, если зарегистрированный кандидат на пост Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией на последних выборах Президента Российской Федерации, получил не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Таким образом, государственное финансирование доступно только тем российским партиям, которые являются серьезными акторами на федеральном уровне, в отличие, например, от практики ФРГ, где применяется дифференцированный подход, позволяющий оценить итоги участия политических партий в выборах и на региональном уровне (в ландтаги федеральных земель), и на федеральном уровне (в Бундестаг), и на наднациональном (в Европейский парламент). При этом для получения государственного финансирования достаточно набрать более 0,5 % голосов избирателей в федеральных и европейских выборах или 1 % на региональных выборах. Тем не менее, общий объем средств, выделяемых в Германии из государственного бюджета в целях финансирования политических партий, ограничен суммой в 133 млн. евро и партия не может получить больше, чем смогла привлечь в виде частных пожертвований. Партии получают 0,85 евро за каждый из первых четырех миллионов голосов и 0,70 евро за каждый последующий голос. Деньги распределяются среди партий ежеквартально.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: