Тема 13. Организация мест постоянного и временного хранения индивидуальных автомобилей.
Вводная часть.
Проблемы организации мест постоянного и временного хранения индивидуальных автомобилей обусловлены постоянно растущим уровнем автомобилизации. Для российских городов (особенно крупнейших), в отличие от западных и европейских, эта проблема более ощутима по той простой причине, что наши города достаточно длительное время развивались в условиях сдерживания уровня автомобилизации и предпочтительного развития общественного транспорта. По советской градостроительной доктрине уровень автомобилизации в среднем по стране удерживался в пределах 60-100 автомобилей на 1000 жителей. Резкий рост уровня автомобилизации в России обозначился в начале 2000-х годов, когда набрал обороты рынок свободной продажи индивидуальных автомобилей.
Дефицит автостоянок (постоянных и временных) очевиден. Автомобили стоят в жилых дворах, вплотную к детским и спортивным площадкам, площадкам отдыха, на проездах и разворотных площадках, на тротуарах, на газонах. Стоят везде, где им стоять не положено по требованиям градостроительных нормативов и СанПиН. Это наблюдается повсеместно и особенно в старых жилых образованиях, которые были запроектированы в советские годы. Проблема здесь усугубляется ещё и тем, что большое количество помещений в первых этажах жилых домов переведено в нежилые под размещение различных объектов культурно-бытового обслуживания или офисов, которые, в свою очередь, требуют устройства временных стоянок и организации загрузки.
В современных городских кварталах, построенных на основе новых нормативов градостроительного проектирования, проблема размещения автостоянок решается. Хотя очень часто и эти решения по разным причинам далеки от идеальных. Одна из причин в том, что строительство автомобильных стоянок, в первую очередь, не выгодно инвесторам. Часто проектировщики, идущие на поводу у инвесторов завышают расчетное количество мест временного хранения автомобилей, от которых не обязательно устройство санитарных разрывов до окон жилых и общественных зданий, детских и спортивных площадок. По факту, после запуска жилого квартала в эксплуатацию, временные стоянки используются как постоянные. В результате дворы заняты автомобилями. Даже при наличии подземных паркингов. Часто подземные паркинги стоят полупустыми – их не покупают по причине дорогивизны -, а автомобили стоят в соседних дворах или на улицах (территориях общего пользования).
Сегодня также существует ещё проблема нехватки мест временного хранения у крупных культурно-зрелищных, спортивных, торговых, офисных и других объектов
Мы должны понимать, что это временное явление. Ситуацию, в которой мы сегодня находимся, Запад и Европа пережили без малого сто лет назад в 30-е годы прошлого столетия.
Типология автостоянок.
Автостоянки для легковых автомобилей классифицируются по размещению:
- относительно объектов другого назначения;
- относительно уровня земли.
Табл. 1. Типология стоянок автомобилей
1 Плоскостные автостоянки | 1.1 Организованные, наземные | 1.1.1 Открытого хранения | |||
| 1.1.2 Закрытого хранения (боксы, тенты) | ||||
1.2 Неорганизованные (в настоящем документе не рассматриваются) | |||||
2 Здания, сооружения автостоянок | 2.1 Отдельно стоящие | 2.1.1 Надземные | 2.1.2 Подземные | ||
2.1.1.1 Открытые | 2.1.1.2 Закрытые | ||||
2.1.3 Модульные, быстровозводимые | |||||
2.1.4 Обвалованные | |||||
2.2 Пристроенные | 2.2.1 Надземные | 2.2.2 Подземные | |||
2.2.1.1 Открытые | 2.2.1.2 Закрытые | ||||
2.3 Встроенные | 2.3.1 Надземные | 2.3.2 Подземные | |||
3 Парковочные устройства | 3.1 Надземная механизированная парковка | 3.1.1 Отдельно стоящее мобильное многоярусное устройство загрузки автомобилей на платформы хранения | |||
| 3.1.2 Пристроенные к зданиям автомобильные лифты | ||||
3.2 Плавучая парковка на дебаркадере | 3.2.1 Одноуровневая | ||||
| 3.2.2 Многоуровневая | ||||
Кроме указанных, имеются также комбинированные типы: - открыто-закрытые, - встроенно-пристроенные, - подземно-надземные.
Стоянки также классифицирутся по:
а) длительности хранения (постоянное хранение, временное, сезонное);
б) степени автоматизированности систем учета;
в) условиям отапливаемости (отапливаемые или неотапливаемые автостоянки);
г) организации перемещения автотранспортного средства - с участием или без участия водителя;
д) организации хранения - манежные, боксовые, ячейковые, ярусные;
е) высотности гаражей-стоянок - одноуровневые и многоуровневые;
ж) способу междуэтажного перемещения автомобилей - рамповые, полумеханические (рампы в сочетании с грузовым лифтом), механические - с грузовыми лифтами.
Классификация автомобилей, применяемая для определения параметров машино-мест на автостоянках.
Табл. 2.
Класс автомобиля (в данном нормативном документе) | Габариты max, мм | Европейская классификация | Модель-представитель | |
Длина, | Ширина | |||
1 Малый | 3700 | 1600 | Класс А | Daewoo Tico, Daewoo Matiz, Ford Ka, Hyundai Atos, Renault Twingo и Peugeot 106 и др. |
2 Средний | 4300 | 1700 | Классы В, С | Volkswagen Polo, Toyota Yaris, BA3-2108/2109, Skoda Felicia, SEAT Cordoba, Peugeot 206, Kia Avella Delta, Audi A3, Citroen Xsara, Daewoo Nexia, FIAT Brava, Ford Escort, Ford Focus, Honda Civic, Hyundai Accent, Kia Sephia/Shuma, Kia Rio, Mazda 323, Mercedes-Benz А-класса, Mitsubishi Colt/Lancer, Mitsubishi Space Star, Nissan Almera, Opel Astra, Peugeot 306, Renault 19, Renault Megane Classic/Scenic, Subaru Impreza, Suzuki Baleno, Toyota Corolla, Volkswagen Golf/Bora и др. |
3 Большой | 5000 | 1900 | Классы D, E, F, минивэн, внедорожник | Audi A4, BMW серии 3, Mercedes-Benz С-класса, 406, Volvo S40/V40, SAAB 9-3, SEAT Toledo, Audi A8, BMW серии 7, Mercedes-Benz S-класса, Jaguar XJ8, Lexus LS400/LS430, Citroen Picasso C-4, Mazda MPV, Renault Espace, Volkswagen Tuareg, Ford Windstar, Hyundai H-1, Volkswagen Caravelle/Multivan, Chevrolet Tahoe, Jeep Grand Cherokee, Lexus RX300, Range Rover, Mercedes Benz класса G, Nissan Patrol GR, УАЗ Patriot и др. |
4 Микроавтобусы | 5500 | 1970 | ГАЗель, Ford-Transit и др. |