Характеристика основных видов ТСО, применяемых на уроках литературного чтения

Технические средства обучения – это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Одна из причин слабого использования технических средств обучения многими учителями состоит в неумении обеспечивать техническую работоспособность подобных средств обучения. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования техники.

К работе с техническими средствами необходимо готовить и учеников. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой они обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому часто обращают внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию.

Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо обучить детей работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, четко определять цели работы, объекты оценки и контроля. Если средства используются редко, то это становится чрезвычайным событием и вызывает бурю эмоций. Частое использование приводит к потере интереса учащихся.

Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Правильное чередование средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Использование современных ТСО в работе учителя начальной школы объясняется выполнением одного из основных дидактических принципов - принципа наглядности.

Художественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, образах и, по существу, сама является наглядным изображением действительности. Однако бывают случаи, когда освоению литературного текста могут помочь изобразительное искусство, музыка, кино, телевидение и т. д.

Эти виды искусства становятся на уроке новым источником информации, способствуют пробуждению эстетического чувства или содействуют более четкому оформлению в сознании школьников образов, созданных писателем. Смежные виды искусства на уроке литературы, а также разнообразные графические материалы (схемы, таблицы, плакаты и т. д.) и принято считать наглядными средствами обучения. Применение наглядности на уроке и во внеклассной работе носит принципиально разный характер и преследует разные цели.

Главная, основная функция наглядности на уроке литературы – помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературных знаниями, в развитии речи учащихся – одним словом, в решении всех тех задач, которые стоят перед учителем литературы. В распоряжении современного учителя имеются самые разнообразные средства наглядности: иллюстративно-художественные и графические материалы, грамзаписи и радиопередачи, кинофрагменты и учебные кинофильмы, телефрагменты и телеуроки.

Зрительная наглядность имеет большое значение в преподавании литературы. Роль зрительной, наглядной опоры при изучении литературы могут выполнять репродукции портретов писателей, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты. По своему педагогическому значению к иллюстративно-художественной наглядности близки статичные экранные пособия – диафильмы и диапозитивы.

Наибольшее распространение в школе получили синхронистические таблицы, сопоставляющие события жизни и творчества писателя, и карты с обозначением мест странствий писателя, или городов, где он выступал с чтением своих произведений. Умение почувствовать и оценить звуковой образ, созданный писателем, - необходимое условие полноценного восприятия произведения, особенно поэтического. И здесь на помощь учителю может прийти слуховая наглядность. В распоряжении словесника находятся серии пластинок. Музыка и художественное чтение открывают широкие возможности для активизации процесса преподавания литературы. Кино и телевидение соединяют в себе зрительную и слуховую наглядность, передают события во времени и пространстве и воссоздают действительность во внешне схожих с ней образах. Одним из существенных требований к уроку с наглядностью является осмысление ее дидактической функции. В соответствии с поставленной задачей учитель отбирает материал.

При использовании звукотехнических средств или экранных пособий-как фрагмента урока учитель подчиняет их своей учебной задаче; однако кино- или диафильм, показанный целиком, может стать и основным компонентом урока, занять его большую часть. В таком случае педагог вынужден считаться с точкой зрения создателей фильма, их трактовкой темы, методической позицией.

Поэтому при подготовке к уроку, в центре которого учебный, научно-популярный, художественный фильм, или диафильм, учитель должен предварительно просмотреть его, учесть, на какой возраст рассчитан, в какой момент изучения темы может быть использован, совпадает ли позиция создателей фильма с концепцией урока в целом и т. д. Особенное внимание следует обращать на соотношение материала фильма и учебника, реальных знаний учеников и информации, которую несет экранное пособие. Зачастую учебный фильм или диафильм, используемый учителем, скажем, на вступительном уроке в VIII—IX классах, является безадресным: элементарные сведения о жизни писателя, известные ученикам из курса IV—VII классов, смешиваются в нем с фактами и цитатами, рассчитанными на старшеклассников, дублируется материал учебника и пр. Естественно, что более рационально пользоваться фильмами и диапозитивами, авторы которых имели определенную методическую позицию и запрограммировали в них задания, имеющие точный адресат и требующие активности учеников на уроке.

Тем не менее не всегда рационально совсем отказываться и от безадресного фильма: отдельные его кадры можно показать без фонограммы (или подписи), предложив школьникам самим прокомментировать изображение; иногда же такой фильм может стать объектом.критического обсуждения на уроке.

Л. П. Прессман разделяет задания по материалам технических средств на две основные группы.

1. Задания, связанные с воссозданием деталей и эпизодов литературного текста (пересказ кадров литературных диафильмов; изложение эпизодов текста с помощью немых или звуковых диакадров или фрагментов из фильмов; составление пересказа опущенных в фильме эпизодов и пр.).

2. Задания творческого характера, связанные с развитием воображения и познанием других видов искусства (сравнение фрагментов из фильмов, передач и диафильмов с текстом; составление кадропланов, сценарных вариантов отдельных эпизодов текста и пр.)

Плюсы использования на уроке литературного чтения ТСО:

- экономию времени на уроке;

- глубину погружения в материал;

- повышенную мотивацию обучения;

- развитие творческих способностей;

- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Использование современных ТСО на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности; оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Этапы подготовки урока по литературному чтению с использованием ТСО.

1.Концептуальный. Постановка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.д.); выбор типа образовательных ресурсов.

2. Технологический. Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; выбор способов взаимодействия учителя и ученика.

3. Операционный. Это поэтапное планирование уроков, подготовка учебных материалов.

4. Педагогическая реализация. Управление познавательной деятельности учащихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: