Тема: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО». (тема сложная)
1.Прочитайте в учебнике п.65+ посмотрите презентацию и урок (текст урока я вам даю, голосовой урок можно посмотреть по ссылке https://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-7-soyuzyb/slitnoe-napisanie-soyuzov-takzhe-tozhe-chtoby-zato?block=player)
Сделайте в тетради-помощнице таблицу
Отличайте союзы от других частей речи!
Чтобы (союз) | Что бы (местоимение с частицей) |
Союз всегда пишется слитно. Я хочу, чтобы ты дал мне совет. Я зашел, чтобы обсудить с тобой эту проблему. 1. Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения. 2. Союз чтобы можно заме нить синонимичными составными союзами: чтобы — для того чтобы; чтобы — с тем чтобы. Я не знаю, какой сделать подарок, чтобы порадовать его. | Я спросил, что бы мне почитать об этом. Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала. 1. Бы можно опустить или пере ставить в другую часть предложения: Я спросил, что мне почитать об этом. Я хочу знать, что ты мне посоветовала бы почитать. 2. Что можно наполнить содержанием, заменить существительным: Что почитать? Книгу, газету, журнал. Я не знаю, что бы ему подарить. (Что? Книгу, марки, кассету.) |
Тоже, также (союзы) (тоже = также = и) | То же (местоимение с частицей), так же (наречие с частицей) |
1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения. 2. Тоже, также (как служебные части речи) не отвечают на вопросы, не являются членами предложения,. Я тоже это прочитал. Я также это прочитал. И я это прочитал. | 1. Же можно опустить без искажения смысла предложения. 2. И местоимение, и наречие отвечают на вопросы, являются членами предложения. 3. Местоимение то' может быть либо определением, либо дополнением (а также подлежащим), а наречие — обстоятельством, 4. Наречие так часто сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом? 5. Местоимение то может ука зывать на какой-либо предмет, о котором можно спросить «что именно?». — Он требовал то же (что именно?), что и вы. 6. Местоимение то можно заменить другим местоимением, в нем легко изменить род, число. |
Тоже, также (союзы) (тоже = также — и) | То же (местоимение с частицей), так же (наречие с частицей) |
Во всем городе не было людей, настроенных (как?) так (же) спокойно и в то (какое?) (же) время торжественно, как эти двое (в то самое время; в те времена). Обратите внимание на правописание сочетаний: то же... что; то же самое; одно и то же; точно так же, как...; все так же; все то же. | |
Зато (союз) (зато = но) | За то (местоимение с предлогом) |
Встретиться не удавалось, зато письма писали часто. | Не берись (за что?) за то, Что тебе не по силам. За то (какое?) время, что я отсутствовал, здесь многое изменилось. (Местоимение то легко заменить существительным или прилагательным: не берись за дело; за короткое время.) |
Добавьте из презентации |
Омонимия
|
|
|
|
Омонимия – сходство слов в звуковом отношении при различии значений.
Это явление похожести, которое проявляется в языке на самых разных уровнях.
Например, бывает омонимия морфем. Посмотрите, корень - гор- в таких словах, как горе, гора, гореть, – это разные корни. Выглядят похоже, но значение у корней разное. В одном случае – это несчастья, в другом – нечто возвышающееся, в других случаях – это горение, пожар. Таким образом, перед нами разные корни, омонимичные.
Кроме того, бывает омонимия разных слов одной части речи. Это лексическая омонимия. Например:
Лук – съедобный (рис. 1)
Рис. 1. Лук (Источник)
Лук – из которого можно стрелять (рис. 2).
Рис. 2. Лук (Источник)
Мы можем сказать и об омонимии слов разных частей речи. Например:
Больной ребёнок (рис. 3).
В этом предложении слово больной – прилагательное.
Рис. 3. Больной ребёнок (Источник)
Больной был выписан.
В этом предложении слово больной – существительное.
Образованный человек.
В этом предложении слово образованный – прилагательное.
Образованный от существительного.
В этом предложении слово образованный – причастие.
Любуюсь красивым вечером (рис. 4).
В этом предложении слово вечером – существительное.
Рис. 4. Красивый вечер (Источник)
Приехал вечером.
В этом предложении слово вечером – наречие.
Написание союза тоже
Рассмотрите два предложения:
Снег прекратился, ветер тоже затих.
Сделайте то же самое ещё раз.
В первом случае перед нами союз, близкий по значению союзу и:
Прекратился снег и затих ветер.
Слово тоже можно убрать из предложения, при этом фраза останется грамматически правильной:
Снег прекратился, ветер затих (рис. 5).
Тоже в этом предложении является служебной частью речи, соединяющей предложения, то есть – союзом.
Рис. 5. Зима (Источник)
Во втором случае вот так легко убрать слова мы не сможем, потому что слово то (местоимение) заменяет здесь какую-то значимую вещь, какое-то явление, на которое местоимение лишь намекает. Сделайте то же самое – это указание на нечто, что должны сделать те, к кому обращаются. Слово то здесь полноценный член предложения (дополнение), а не служебная часть речи. В таких случаях написание местоимения то и частицы же будет раздельным.
Таким образом, самое главное – это понять по смыслу, что это за часть речи и какую синтаксическую роль играет это слово в предложении. Для этого можно воспользоваться любым из этих способов:
- Можно убрать слово тоже. Если это получается и предложение остаётся правильным, то это союз, который пишется слитно.
- Можно заменить тоже на также. Если получается, то это союз, его пишем слитно.
- Можно заменить тоже на и. Если получается, то это союз, его пишем слитно.
- Можно посмотреть, нет ли с опасным сочетанием то же слова самое, как во втором примере, и можно ли его подставить. Если можно, то перед нами местоимение с частицей. И тогда мы пишем то же раздельно.
Написание союза также
Поговорим о союзе также и сравним два примера:
Мой друг едет на экскурсию, я также собираюсь.
В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году.
В первом случае перед нами союз, близкий по значению союзу и:
Мой друг едет на экскурсию, и я собираюсь.
Слово также можно легко заменить на синонимичный союз тоже.
Мой друг едет на экскурсию, я тоже собираюсь (рис. 6).
Также здесь – служебная часть речи, соединяющая предложения. Это союз.
Рис. 6. Экскурсия (Источник)
Во втором случае перед нами наречие так, которое указывает на степень проявления признака (на силу холода). Оно может указывать и на способ действия. Слово так здесь полноценный член предложения – обстоятельство, а не служебная часть речи. В подобных случаях написание наречия так и частицы же будет раздельным.
|
|
Ваша главная задача – понять по смыслу, что это за часть речи и является ли это слово полноценным членом предложения.
Для того чтобы убедиться в правильности рассуждений, нужно воспользоваться любым из способов:
- Можно заменить также на тоже. Если получается, то союз пишем слитно.
- Можно заменить также на и. Если получается, значит, это союз, который пишется слитно.
- Можно посмотреть, нет ли с опасным сочетанием так же продолжения со значением уточнения так же, как (как во втором примере). Если можно продолжить предложение таким образом, то перед нами наречие с частицей, которое пишется раздельно.